Открытый урок литературы
«Тема маленького человека»
В романе Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
(10 класс)
Учитель: Анчутина Анжелика Станиславлвна
Тема урока: Тема маленького человека в романе Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
Цель урока: содействовать осознанию многогранности творчества Достоевского, его
романа «Преступление и наказание», осознанию основ нравственной позиции
автора (боль за человека).
Задачи урока:
- Раскрыть традиции и новаторство Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;
- Развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);
- Воспитывать гражданскую позицию – личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.
Беседа.
Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и
наказание». Вначале проведем минутку красноречия? предлагаю рассказать о теории Раскольникова. Какова эта теория по отношению к человечеству. (По материалам прошлого урока)
Вопросы учащихся к выступающему.
Итак, что здесь не «клеилось» у Раскольникова?
Совершенно верно, куда же отнести любимых и дорогих людей?
Получается, что к «тварям дрожащим» попали сестра Дуня, мать, Соня, семья Мармеладовых, т.е. те, ради которых он пошел на преступление. (слайды)
Как их можно объединить?
Посмотрите на доску: Самсон Вырин
Акакий Акакиевич Башмачкин.
Кто такие? (ответы учащихся)
Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек.
Достоевский – классик русской литературы продолжает традиции своих предшественников.
- Кто из писателей вводит в русскую литературу образ маленького человека?
Пушкин – Гоголь – Достоевский.
- Вспомните героев произведений Пушкина и Гоголя.
Сегодня мы постараемся поговорить об определенной группе героев романа «Преступление и наказание» и попытаемся объединить их по какой-либо общей черте или общности.
Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Посмотрите на экран, на таблицу
А.С.Пушкин
Н.В.Гоголь
Ф.М.Достоевский
«Станционный смотритель»
Самсон Вырин
Повесть «Шинель»
А.А.Башмачкин
?
А какой персонаж по-вашему является «маленьким человеком». Какие герои у Пушкина и Гоголя? А что нового внес Достоевский? На этот вопрос можно ответить, когда прослушаем ответы других групп.
У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица - задание для одной из групп.
Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?
- эпизод «Разговор Раскольникова с Мармеладовым в трактире» Ребята верно называют
- эпизод «Письмо матери к Раскольникову».
- на выбор учащихся. Это задания для двух других групп.
Возможные ответы учащихся.
План ответа
1. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство)
2. Речь Семена Захарыча (витиеватая - напыщенная) Речь – исповедь.
Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и
получение отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо,
чистосердечное изложение чего-либо.
3. Отношение к себе («скот», самобичевание, пьянство – несчастная
слабость)
4. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за
Соню)
5. Угол, где проживает семья (пересказ)
6. Смерть Мармеладова. («Бесконечное страдание изобразилось в лице его
-Соня! Дочь! Прости!»)
Выводы: Рисуя жизнь «маленького человека», Достоевский раскрывает одну из главных тем – тему нищеты и унижения.
Какое преступление совершает Мармеладов?
Преступление против своей семьи, которую он любит, обрекал их на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное , родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.
В чём сходны Мармеладов и Раскольников?
Оба преступники. Раскольников – идейный, Мармеладов – стихийный. Наказание Мармеладова – вина перед женой, детьми, дочерью Соней – в нём самом. В его раскаянии - очищение.
Кто виноват? Среда или человек?
А Соня? Преступница? Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.
А выбор был?
Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.
Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?
Вывод: Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.
ОТВЕТЫ УЧ-СЯ. Дополнительные вопросу друг другу.
Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.
Анализ и дополнение таблицы.
А.С.Пушкин
Н.В.Гоголь
Ф.М.Достоевский
«Станционный смотритель»
Самсон Вырин
Добрый ,скромный труженик, чиновник 14 класса.
Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло.
Как быть?
Пушкин не дает ответа
Повесть «Шинель»
А.А.Башмачкин
Униженный забитый человек, но появляется цель – низкая мелочная, но цель (купить шинель).
Стремиться к справедливости.
Роман «Преступление и наказание»
Семён Захарыч Мармеладов
Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих.
Индивидуальное задание (сообщение).
Тема «маленького человека» в живописи.
Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности – родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих». (сообщение уч-ся)
Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин Перова. (слайды)
Картина Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Никому не хочется смеяться, глядя на эту картину. Это уже трагедия. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, тупых людей. И ее смиренная поза, опущенная голова свидетельствует о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе.
На какую героиню похожа эта девушка?
Какой вывод вы сделали?
Как многогранно творчество великих художников!
Словарная работа: полифонизм*.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Мои мысли по поводу прочитанного (увиденного)».