Урок литературы в 10 классе на тему: "Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"".
Урок литературы в 10 классе на тему: "Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"".
Разработка урока для учащихся 10 класса на тему "Образ Раскольникова в романе Достоевского "Преступление и наказание"". Цулью урока является продолжение работы над формированием навыков анализа литературного произведения и продолжение работы над формированием связной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Реальный прототип образа Р. — приказчик Герасим Чистов, раскольник 27 лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865, 7-13 сентября). Другой прототип — А.Т.Неофитов, московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тетки Достоевского купчихи А.Ф.Куманиной и наряду с Достоевским один из ее наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-ного внутреннего займа (ср. мотив мгновенного обогащения в сознании Р.). Третий прототип — французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861, №2).
У этого героя множество прототипов: Наполеон, Магомед, Герман из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина… У них много общего. Как вы думаете, что их объединяет?
Здесь заканчивается слайд 3.
Слайд 4.
Расскажите о сущности идеи героя о праве сильной личности на преступление, каковы различные формы ее проявления (безотносительно к роману)?
Здесь заканчивается слайд 4.
Какие условия, по вашему мнению, способствуют возникновению подобных идей?
Слайд 5.
Расскажите о том, в каких условиях живет герой романа. Образ «желтого» Петербурга.
Здесь заканчивается слайд 5.
Слайд 6.
Что вы можете сказать о жизни петербургской бедноты:
а) семейство Мармеладовых;
б) пьяная девочка, на бульваре, которую преследует «жирный франт»;
Здесь заканчивается слайд 6.
Слайд 7.
Для чего, по-вашему, автор вводит в повествование образ Сони Мармеладовой? Как вы понимаете фразу: «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Кто из героев произносит эту фразу? Почему именно он?
Автор рисует портрет не очень приятного человека. Можно ли предположить, что он делает это умышленно? Зачем?
Здесь заканчивается слайд 8.
Слайд 9.
Расскажите о положении родных Раскольникова. Какую роль они играют в повествовании? Как Родион относится к матери и сестре? Изменяется ли это отношение? Почему? Какую роль сыграла теория в разрыве Раскольникова с семьей? Как вы понимаете фразу о том, что он «отрезал» себя от близких?
Здесь заканчивается слайд 9.
Слайд 10.
Есть в романе герои, которых, на мой взгляд, можно с полным правом назвать «второстепенные подлецы», хотя… можно и оспорить мое утверждение. Как вы думаете, о ком идет речь? Аргументируйте свои ответы, проиллюстрируйте текстом романа.
Для чего Достоевский несколько раз вводит в текст сцены с участием Лужина и Свидригайлова?
Здесь заканчивается слайд 10.
Слайд 11.
Расскажите о «дуэлях» Раскольникова с Порфирием Петровичем. Мог ли Раскольников не признаться в преступлении? Докажите текстом художественного произведения.
Здесь заканчивается слайд 11.
Слайд 12.
Почему главный герой сам приходит сознаваться в преступлении? Что стало причиной такого выбора? Почему он не воспользовался украденным? Можно ли назвать одну, главную, причину?
Здесь заканчивается слайд 12.
Слайды 13,14,15.
Работа в микрогруппах. Темы для выступлений (ученикам раздаются темы выступлений):
Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
1) «недодуманность» теории до конца:
а) К какому разряду людей — «высшему» или «низшему» — следует отнести мать, сестру и др.?
б) Захотят ли близкие люди, ради которых он решился на преступление, воспользоваться «результатами» этого преступления?
в) Как намеревался герой использовать украденные деньги?
2) Несоответствие замысла и результатов:
а) замысел: убить никому не нужную старуху, чтобы самому стать на ноги, сделать первые шаги, избавить родных от унизительного полунищенского положения и осчастливить своей деятельностью человечество — результат: собственные душевные страдания, страдания близких и родных, смерть матери;
б) замысел: перевести себя в «высший разряд людей— результат; оказался рядом с Лужиным и Свидригайловым; 3) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей;
4) сны Раскольникова:
а) бессмысленность индивидуалистического бунта;
б) за преступлением непременно следует наказание;
в) антигуманистический, преступный характер идеи Раскольникова.
Здесь заканчивается слайд 15.
Слайд 16.
Раскольников идет на каторгу. Какую роль в его жизни теперь играет Соня?
Как к Родиону относятся каторжане? А к Соне? Почему? можно ли сказать, что именно каторга «подарила» преступнику очищение? И подарила ли?
Здесь заканчивается слайд 16.
Слайд 17.
Почему Раскольников, несмотря на совершенное им преступление, воспринимается нами как личность значительная, вызывающая не только сочувствие, но даже сострадание?
Развенчивает ли Достоевский Раскольникова, показывая преступный характер его теории?
Вытекает ли возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры?
Заключительное слово преподавателя.
Как выражен в романе «указующий перст» писателя по отношению к Раскольникову?
Смысл сцены с Евангелием. Убеждает ли читателя эта сцена?
Как связан эпиграф урока с нашими сегодняшними размышлениями?
Достоевский не показывает окончательного нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Писатель хотел показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.
Домашнее задание.Подготовьтесь к следующему занятию: перечитайте последнюю главу в каждой части романа. Определите в каждой главе момент наивысшего страдания героя. Подготовьте краткие пересказы глав, используя «ключевые» слова текста, чтобы сохранить стилистическое своеобразие пересказываемой главы.