kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по рассказу Тургенева "Бирюк" Урок представляет собой  мастер- класс по технологии развития критического мышления 

Цель урока: При помощи портрета, пейзажа, итерьера  показать характер героя, противоречивость его натуры, глубину конфликта героя между чувством и долгом.Проанализировать роль портрета в раскрытииидейно - образной  структуры произведения. Показать глубину и красоту русского национального характера. 

Урок соответствует ФГОС. Впроцессе урока используются методы прогнозирования, приём "корзина идей", "колесо проблем"  Происходит осмысление всех проблем, заявленных в рассказе. В процессе работы  используется приём "чтения с остановками", "толстые и тонкие" вопросы. В конце урока учащиеся составляют синквейн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" »


 Тема: «Роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении» (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

 ( тему урока и цели урока назовут сами ученики, но немного позже)

 

 

 I. Вызов 

  1). - Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Тургенева «Бирюк»

-Как зовут главного героя рассказа?

-Почему  Тургенев назвал свой рассказ «Бирюк»?( ваше мнение)

-В учебнике есть определение данного слова. Сколько лексических значений вы нашли?

Объясните.

Учащиеся объясняют:

1.Зверь.

2.Волк.

3. «Нелюдимый, угрюмый человек»

-В конце урока,  подводя итоги, мы увидим, зачем Тургенев назвал так свой рассказ.

 

2.) Прогнозирование

 Прием «Корзина идей»:

1. Индивидуальная работа.

2. Обмен  информацией в группах.

3.. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «Корзине идей».

4. На стадии рефлексии происходит возврат к « Корзине идей»  с целью анализа актуальности

 

Учитель  раздаёт листы с заданием ( см. Приложение к уроку)

Задание№ 1

       пейзаж

      портрет

      интерьер

Учащиеся  записывают  значения  данных  слов на листках, затем объясняют.

- Как вы думаете, почему я записала эти слова именно в этом порядке?

-Что помогают данные слова увидеть в художественном произведении?

(учащиеся объясняют)

Задание №2

классицизм

романтизм

реализм

- К какому литературному направлению относится данное произведение?

- А сейчас  давайте  попробуем  назвать  тему нашего  урока и определить цели и задачи.

( учащиеся формулируют тему и цели и задачи урока)

 

II. Осмысление

Прием «Чтение с остановками»

 

- Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

Учащиеся  находят  в  рассказе  описание  грозы (краски,  запахи, звуки, состояние природы  и объясняют,

 с какой целью Тургенев рисует портрет главного героя во взаимосвязи с грозой )

-Какова роль образа- символа  грозы в литературе?

-Какие пейзажные зарисовки помогают нам  понять образ главного героя? Какие

 выразительно- изобразительные средства использует автор при описании грозы?

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные вопросы:

 

 

Дополнительные вопросы:

- Почему образ Бирюка противоречивый? Что заставляет его в такую погоду  находиться в лесу?

 – Почему его имя ни о чём не говорит рассказчику, а вот прозвище известно всей округе?

2.-Какие чувства испытывает рассказчик, глядя на героя?

-Как портрет помогает нам понять авторские эмоции?

 

- Слушаем текст далее со слов «Я посмотрел на него.  Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста,  плечист и  сложен на славу……...

выпукло выставлялись его могучие мышцы.  Черная курчавая борода закрывала до

половины его  суровое и  мужественное лицо;  из-под сросшихся широких бровей

смело  глядели небольшие карие  глаза.  Он  слегка  уперся руками в  бока  и

остановился передо мною… 

 

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод (делают учащиеся) Портрет помогает нам понять авторское отношение к герою, характер героя…..

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

3.Почему Бирюк неподкупен? Наверное, богат? Живёт в достатке?

-Найдите описание избы Бирюка.

«Изба лесника состояла из одной комнаты,  закоптелой,  низкой и  пустой,

без полатей и перегородок.  Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало

одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли

возле печки.  Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой

середине избы  висела люлька,  привязанная к  концу длинного шеста.  Девочка

погасила фонарь,  присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать

люльку,  левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло:

не  весело войти  ночью  в  мужицкую избу…

 

-Какие слова являются ключевыми при описании избы?

- Какие чувства испытывает рассказчик,  глядя на лесника,  его детей, избу?

 

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод (делают учащиеся) Интерьер помогает нам …

 

4. Осмысление проблем, заявленных в рассказе.

- С какой целью автор рисует портрет пойманного мужика?

-Какие чувства испытывает автор к пойманному мужику? Докажите текстом.

-Что заставило мужика грабить барское добро? М.б. он не знал о наказании?

-Ожидали ли вы такой развязки событий?

Почему Фома уклоняется от похвалы барина?

 

Групповая работа.

Учитель предлагает проанализировать цитату  из рассказа :

  - Ну,  Бирюк,  -  промолвил я наконец,  -  удивил ты меня:  ты, я вижу,

славный малый.

     - Э,  полноте, барин, - перебил он меня с досадой, - не извольте только

сказывать. Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, - знать, дождика-то вам

не переждать...

  Сформулировать проблемы. Определить, актуальны ли данные проблемы в наше время. По ходу работы, учащиеся заполняют таблицу:

 

Цитата

Комментарий

Актуальность

 

 

 

 

 

 

 Этот вид работы позволит сконцентрировать внимание учащихся на результатах работы .

 

 

 

Актуальность проблемы:

Борьба чувства долга и жалости .

Т. е между чувством и  долгом что выбирает Бирюк? Соответствует ли прозвище правде о леснике?

Какова роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении?

 

Прием «Колесо проблем»:

1.Проблема  чувства долга и жалости (гуманизма) в русской литературе.

2. Проблема тяжёлой материальной жизни простых людей.

3. В сложной жизненной ситуации проявляется  красота  и сила русской души, её способность к самопожертвованию ради других.

4. Человеческое достоинство  и душевное богатство героя Тургенева - человека из народа.

III. Рефлексия

 

. Ребятам предлагается выполнить  творческое задание

 

Синквейн «Бирюк»

 

Бирюк

Могуч, красив, противоречив

Работает, не ворует, не зарится на чужое

Каждый должен быть профессионалом в своём деле.

Человек.

 

- А сейчас вернёмся к названию рассказа и выскажем своё мнение.

 Учащиеся делают вывод о том, что Фома человек, а не волк и не зверь

 

Домашнее  задание.    Напишите рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств  с  неожиданной стороны раскрылся характер человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"

Автор: Варламова Татьяна Анатольевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении  (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)."
    ["seo_title"] => string(126) "urokrazvitiiariechiv7klassieiazykovyiesriedstvaizobrazhieniiavepichieskomproizviedieniinaprimierierasskazaisturghienievabiriuk"
    ["file_id"] => string(6) "329399"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463930738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Сложность и противоречивость характера героя рассказа И.С. Тургенева «Бирюк »"
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt_uroka_litieratury_v_7_klassie_na_tiemu_slozhnost_i_protivoriechivost_kharaktiera_ghieroia_rasskaza_i_s_turghienieva_biriuk"
    ["file_id"] => string(6) "347570"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475678463"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева "
    ["seo_title"] => string(60) "kharaktier-biriuka-v-odnoimionnom-rasskazie-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "128963"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415614975"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» – произведение о бесправных и обездоленных. "
    ["seo_title"] => string(79) "i-s-turghieniev-rasskaz-biriuk-proizviedieniie-o-biespravnykh-i-obiezdoliennykh"
    ["file_id"] => string(6) "205926"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430057369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к уроку изучения рассказа И.С. Тургенева "Бирюк""
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuizuchieniiarasskazaisturghienievabiriuk"
    ["file_id"] => string(6) "289099"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454740203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства