kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» – произведение о бесправных и обездоленных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Сегодня общество предъявляет к современному учителю много требований, среди которых владение передовыми педагогическими технологиями.

  Одной из составляющих профессиональной компетентности является владение учителем универсальными методическими приемами организация учебного занятия, их постоянное совершенствование.

    Огромную роль в образовательном процессе играет развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы. Формирование мотивации на разных этапах урока можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьника приёмов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

  Актуальность заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

   Уроки литературы содержат большой заряд гуманистического, нравственного содержания, от неё идет душевность и духовность, что определяет её особую роль и место среди учебных дисциплин в школе.

    В методике уроки литературы активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют  внеклассное чтение.

  Урок литературы по творчеству И.С. Тургенева «Бирюк» имел целью получение новой информации о личности писателя, проверку полученных знаний. Одна из важнейших задач урока – воспитание интереса к творчеству И.С. Тургенева, желание гордиться достижениями русских писателей, красотой родного языка.  В ходе показа портретов, работы с ними, иллюстраций, чтения текстового материала, анализа произведения, рассказов учащихся, сделанных  выводах дети приобретают новые сведения о писателе, о тексте, активизируя своё внимание, память, расширяют знания по теме. Школьники учатся работать в различных поисковых системах, самостоятельно получают и перерабатывают информацию, пользуются компьютерными программами для лучшего усвоения знаний по предмету.

    Проведенная работа показала эффективность владения методическими приёмами на разных этапах проведения урока. Урок обогатил учащихся эмоционально   окрашенными    событиями,    связанными     с   жизнью    И.С. Тургенева. Способствовал расширению круга чтения, повышению познавательной активности, самостоятельности, адаптации к окружающим условиям; урок дал возможность самореализации для учащихся с разными типами мышления.

Литература.

  1. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование. № 8 2001 с. 77
  2. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении № 9 2002 с123

 

Интернет ресурсы.

 

3. Интернет-библиотека И.С. Тургенева www.turgenev.org.ru/biblio.htm.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» – произведение о бесправных и обездоленных. »

Урок литературы

7 класс


Тема урока. И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» – произведение о бесправных и обездоленных.

Форма урока: урок - впечатление.

Цели урока.

  1. Раскрыть перед учащимися личность писателя, познакомить детей с содержанием рассказа «Бирюк».

  2. Вырабатывать у учащихся умение анализировать текст, учить делать выводы, обобщать, прививать навыки самостоятельной работы.

  3. Стимулировать познавательную деятельность учащихся путём организации разнообразных видов деятельности. Содействовать нравственному воспитанию учащихся на материале урока.

Оборудование урока: портреты писателя разных художников; музыка

П.И. Чайковский «Времена года», романс Абаза «Утро туманное, утро седое»; картины русских художников: Поленова, Левитана, Шишкина.

Использованные технологии: технология творческих заданий (индивидуальная работа и работа в группах); технология интеграции.


Ход урока.


Мотивация.

Вводное слово учителя.

Объявление темы и цели урока. Сегодня мы проведем урок – впечатление, познакомимся с личностью писателя, проанализируем рассказ «Бирюк», сделаем выводы из прочитанного.

Приём

«Погружение в материал».





Словарная работа: Картины – шедевры – исключительные по своим достоинствам произведения искусства.

Ученица читает стихотворение в прозе «Русский язык» под музыку Чайковского «Времена года». Учитель обращает внимание на то, что питало великого писателя (Он вырос в Средней полосе России). Экскурс по выставке картин художников: Поленова, Шишкина, Левитана.



Работа с портретом. Слово ученикам о писателе.

Что подчёркивают художники во внешнем облике Тургенева?




Словарная работа:

Колосс – статуя, колонна огромных размеров.

Колоссальный – очень большой, огромный.

1. Воспоминания Л.Н. Толстого о

И.С. Тургеневе.

2. Мопассан о Тургеневе «Дверь отворилась вошёл великан с серебряной головой, как сказали бы вы в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови, седая голова, отливавшая серебром. И в этой сверкающей белизне доброе спокойное лицо с немного крупными чертами.

Тургенев был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тучного – настоящий колосс с движениями ребёнка. Голос его звучал мягко и немного вяло. Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех знаменитых великих людей века, прочитавший все, что только может прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы»

Приём «Ассоциации»

Работа в парах (по самостоятельному материалу).

План рассказа «Биография писателя».

  • Семья писателя (мать, отец, взаимоотношения с ним, интересные случаи из детства писателя, прочитанные учениками из дополнительной литературы).

  • Юность. Годы учения. Образование и воспитание.

  • Мечта о Родине.



Рассказ «Бирюк». Работа класса.

  • Краткий пересказ с элементами художественного пересказа (обратить внимание на слова от автора).

  • Инсценированное чтение (три человека).


Приём «Чтение с пометками».

Работа с текстом рассказа.


План анализа

  1. Мастерство Тургенева в изображении жизни народа (тема).

  2. Сочувственное отношение к бесправным и обездоленным (идея).

  3. Авторское отношение к героям: портрет, речь, пейзаж, мысли самого писателя, язык рассказа.


Приём «Осмысление прочитанного».

Анализ беседа с классом по вопросам


1. Как Тургенев изображает жизнь народа?

2.Почему так назван рассказ?

3. Кто виноват в таком положении народа?

4. Оправдываете ли вы строгость Бирюка?

5. Почему Бирюк отпустил мужика (он сам подневольный, понимает страдания мужика, сам живёт в нищете)?

6. Как относиться автор к героям рассказа? Позиция писателя.


Вывод учащихся о теме и идее рассказа.



Приём «Мозговая атака».

Вопросы на выявление восприятия.

  1. Интересно ли было читать рассказ?

  2. Какой эпизод взволновал вас?

  3. Ожидали ли вы такой развязки?

  4. Предположите ситуацию написания рассказа.

  5. Связь картин природы с содержанием рассказа «Бирюк»


Вывод учащихся и учителя.

Итог урока. Рефлексия


Домашнее задание.



Написать сочинение на выбранную тему:

  • Каким я запомнил И.С. Тургенева.

  • Что дало мне изучение биографии Тургенева.

  • История моего знакомства с писателем.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» – произведение о бесправных и обездоленных.

Автор: Григорьевна Татьяна Павловна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства