Сегодня общество предъявляет к современному учителю много требований, среди которых владение передовыми педагогическими технологиями.
Одной из составляющих профессиональной компетентности является владение учителем универсальными методическими приемами организация учебного занятия, их постоянное совершенствование.
Огромную роль в образовательном процессе играет развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы. Формирование мотивации на разных этапах урока можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьника приёмов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Актуальность заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Уроки литературы содержат большой заряд гуманистического, нравственного содержания, от неё идет душевность и духовность, что определяет её особую роль и место среди учебных дисциплин в школе.
В методике уроки литературы активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение.
Урок литературы по творчеству И.С. Тургенева «Бирюк» имел целью получение новой информации о личности писателя, проверку полученных знаний. Одна из важнейших задач урока – воспитание интереса к творчеству И.С. Тургенева, желание гордиться достижениями русских писателей, красотой родного языка. В ходе показа портретов, работы с ними, иллюстраций, чтения текстового материала, анализа произведения, рассказов учащихся, сделанных выводах дети приобретают новые сведения о писателе, о тексте, активизируя своё внимание, память, расширяют знания по теме. Школьники учатся работать в различных поисковых системах, самостоятельно получают и перерабатывают информацию, пользуются компьютерными программами для лучшего усвоения знаний по предмету.
Проведенная работа показала эффективность владения методическими приёмами на разных этапах проведения урока. Урок обогатил учащихся эмоционально окрашенными событиями, связанными с жизнью И.С. Тургенева. Способствовал расширению круга чтения, повышению познавательной активности, самостоятельности, адаптации к окружающим условиям; урок дал возможность самореализации для учащихся с разными типами мышления.
Литература.
- Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование. № 8 2001 с. 77
- Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении № 9 2002 с123
Интернет ресурсы.
3. Интернет-библиотека И.С. Тургенева www.turgenev.org.ru/biblio.htm.