............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева
............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева
Конспект урока по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк". 7 класс. Работа с текстом учебника, по карточкам.
……………..характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева
Оборудование: 1. Портрет И.С.Тургенева
2. Раздаточный материал (у каждого ученика)
а) карточка №1:
«Ну, Бирюк, удивил ты меня…»
«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу».
«Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…»
«Я тоже человек подневольный: с меня взыщут».
б) карточка №2
Бирюк-1. Волк-одиночка. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
Бирюк-1. Зверь. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (В.И.Даль. Живой словарь великого русского языка)
Бирюк-одинокий и угрюмый человек (примечание автора).
в) карточка №3
Суровый Непреклонный
Загадочный Нежный
Ответственный БИРЮК Жестокий
Угрюмый Неподкупный
Строгий Властный
Безжалостный Мстительный
г) карточка №4
«Гроза надвигалась. Впереди______________туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился _____________холодом; тени быстро густели».
« Изба лесника состояла из____________________комнаты, ________________ и ________________, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина _______________________ на столе, ___________________ вспыхивая и _____________________. На самой середине избы ________________ люлька, привязанная к концу длинного _____________________. Девочка погасила ________________, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой ________________ люльку, левой _________________ лучину. Я посмотрел кругом,- сердце во мне ___________________: невесело войти ночью в _________________ избу».
д) карточка №5
1 строка: я увидел кого-то, что-то
2 строка: какого?
3 строка: как мне?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева »
……………..характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева
Оборудование: 1. Портрет И.С.Тургенева
2. Раздаточный материал (у каждого ученика)
а) карточка №1:
«Ну, Бирюк, удивил ты меня…»
«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу».
«Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…»
«Я тоже человек подневольный: с меня взыщут».
б) карточка №2
Бирюк-1. Волк-одиночка. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
Бирюк-1. Зверь. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (В.И.Даль. Живой словарь великого русского языка)
Бирюк-одинокий и угрюмый человек (примечание автора).
в) карточка №3
Суровый Непреклонный
Загадочный Нежный
Ответственный БИРЮК Жестокий
Угрюмый Неподкупный
Строгий Властный
Безжалостный Мстительный
г) карточка №4
«Гроза надвигалась. Впереди______________туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился _____________холодом; тени быстро густели».
« Изба лесника состояла из____________________комнаты, ________________ и ________________, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина _______________________ на столе, ___________________ вспыхивая и _____________________. На самой середине избы ________________ люлька, привязанная к концу длинного _____________________. Девочка погасила ________________, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой ________________ люльку, левой _________________ лучину. Я посмотрел кругом,- сердце во мне ___________________: невесело войти ночью в _________________ избу».
д) карточка №5
1 строка: я увидел кого-то, что-то
2 строка: какого?
3 строка: как мне?
На доске тема урока прикрыта.
Цель: раскрыть через образ Бирюка противоречия крепостнических отношений; показать нравственную силу героя.
Ход урока
Целеполагание: Вы прочитали дома рассказ И.С.Тургенева. О каком герое, по-вашему, мы будем сегодня говорить на уроке? (о Бирюке). А точнее, мы будем говорить о его характере. (Открыть тему урока). Как видите, в теме урока пропущено одно слово-определение к слову характер. В конце урока каждый из вас должен будет вместо точек вставить подходящее слово.
Прежде чем перейти к теме урока, давайте подумаем, какая цитата рассказа могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Ребята работают с карточкой №1, выбирают эпиграф, крепим его на доску.
1. Тургенев, называя рассказ «Бирюк», тем самым определяет главного героя.
- А кто же такой бирюк? Прочитаем значение этого слова в нескольких словарях. (карточка № 2).
- Что мы можем записать в тетрадь? (нелюдимый, угрюмый человек)
- Докажите цитатами из текста, что Бирюк - нелюдимый и угрюмый человек (работа с текстом)
- Чем занимается Бирюк? (должен охранять господский лес от покушений крестьян, которые своего леса не имеют, но очень в нём нуждаются).
- Почему выбор барина пал на Бирюка? (честный, неподкупный): приводят цитаты из текста.
2. Автор подробно описывает избушку лесника. Найдите в тесте описание избушки Бирюка, впишите слова в материал карточки № 4.
- На какие выводы о жизни лесника наталкивает описание его избы? (семейное горе, тяжёлая жизнь, нищета, «невесёлая жизнь»). Интерьер помогает раскрыть характер героя.
3. А как в рассказе появляется Бирюк? Найдите в тексте.
Автор не сразу даёт нам портрет Бирюка. Сначала в рассказе описывается гроза, затем-избушка лесника и только потом – портрет главного героя. Найдите в тексте портрет Бирюка (работа с текстом).
-Какого тургеневского героя на поминает вам Бирюк? (Герасима)
-Что общего между ними? ( люди своего дела, на них можно положиться).
-Когда в рассказе появляется Бирюк? (во время грозы).
-Случайно ли это? (Бирюк-гроза крестьян)
4._Какой эпизод рассказа, по-вашему, важен? Почему? (поимка мужика)
-Выразительное чтение по ролям.
-Как ведёт себя мужик во время этого разговора? (обратить внимание на глаголы). Почему он так себя ведёт?
- А как ведёт себя Бирюк? Какие чувства борются в его душе? Сопоставьте описание грозы с поведением Бирюка: «гроза надвигалась» – пошёл в лес
«впереди облака» - поймал вора
«тревожно шевелились, лепетали» - борьба чувств: долга и жалости
«душный жар» - волнение
«внезапно» - решение отпустить
«тени густели» - будущее Бирюка
- Почему Бирюк отпускает мужика? В какой ситуации он находится?
В Бирюке борются противоречивые чувства: долг и человечность. Герой понимает, что жизнь крестьян полна трудностей и страдания, поэтому он с сочувствием относится к пойманному вору. Крепостное право не уничтожило в нём душу, Человечность.
-Посмотрите на слова из карточки №3. Какое слово, по-вашему, можно поставить в тему урока?
-Посмотрите на эпиграф, который мы с вами прикрепили на доску в начале урока. Точен ли этот эпиграф или нужно прикрепить другой?
5. Давайте подведём итог урока в виде маленького стихотворения- хайку.(карточка №5)
Домашнее задание: А) сочинение -миниатюра «Дальнейшая жизнь Бирюка»
Б) сочинение – миниатюра «Почему рассказ актуален в наше время?»