kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк". 7 класс. Работа с текстом учебника, по карточкам.

……………..характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева

 

Оборудование: 1. Портрет И.С.Тургенева

                           2. Раздаточный материал (у каждого ученика)

                               а) карточка №1:

                                   «Ну, Бирюк, удивил ты меня…»

                                   «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу».

                                    «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…»

                                    «Я тоже человек подневольный: с меня взыщут».

                               б) карточка №2

                                   Бирюк-1. Волк-одиночка. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

                                   Бирюк-1. Зверь. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (В.И.Даль. Живой словарь великого русского языка)

                                   Бирюк-одинокий и угрюмый человек (примечание автора).

                               в) карточка №3

                                    Суровый                                                        Непреклонный

                                    Загадочный                                                   Нежный

                                    Ответственный                 БИРЮК            Жестокий

                                    Угрюмый                                                       Неподкупный

                                    Строгий                                                          Властный

                                    Безжалостный                                                Мстительный

                                 г) карточка №4

«Гроза надвигалась. Впереди______________туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился _____________холодом; тени быстро густели».

                                      « Изба лесника состояла из____________________комнаты, ________________ и ________________, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина _______________________ на столе, ___________________ вспыхивая и _____________________. На самой середине избы ________________ люлька, привязанная к концу длинного _____________________. Девочка погасила ________________, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой ________________ люльку, левой _________________ лучину. Я посмотрел кругом,- сердце во мне ___________________: невесело войти ночью в _________________ избу».

                            

                                  д) карточка №5

                                      1 строка: я увидел кого-то, что-то

                                    2 строка: какого?

                                    3 строка: как мне?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева »

……………..характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева


Оборудование: 1. Портрет И.С.Тургенева

2. Раздаточный материал (у каждого ученика)

а) карточка №1:

«Ну, Бирюк, удивил ты меня…»

«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу».

«Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…»

«Я тоже человек подневольный: с меня взыщут».

б) карточка №2

Бирюк-1. Волк-одиночка. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

Бирюк-1. Зверь. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (В.И.Даль. Живой словарь великого русского языка)

Бирюк-одинокий и угрюмый человек (примечание автора).

в) карточка №3

Суровый Непреклонный

Загадочный Нежный

Ответственный БИРЮК Жестокий

Угрюмый Неподкупный

Строгий Властный

Безжалостный Мстительный

г) карточка №4

«Гроза надвигалась. Впереди______________туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился _____________холодом; тени быстро густели».

« Изба лесника состояла из____________________комнаты, ________________ и ________________, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина _______________________ на столе, ___________________ вспыхивая и _____________________. На самой середине избы ________________ люлька, привязанная к концу длинного _____________________. Девочка погасила ________________, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой ________________ люльку, левой _________________ лучину. Я посмотрел кругом,- сердце во мне ___________________: невесело войти ночью в _________________ избу».

д) карточка №5

1 строка: я увидел кого-то, что-то

2 строка: какого?

3 строка: как мне?

На доске тема урока прикрыта.

Цель: раскрыть через образ Бирюка противоречия крепостнических отношений; показать нравственную силу героя.

Ход урока

Целеполагание: Вы прочитали дома рассказ И.С.Тургенева. О каком герое, по-вашему, мы будем сегодня говорить на уроке? (о Бирюке). А точнее, мы будем говорить о его характере. (Открыть тему урока). Как видите, в теме урока пропущено одно слово-определение к слову характер. В конце урока каждый из вас должен будет вместо точек вставить подходящее слово.

Прежде чем перейти к теме урока, давайте подумаем, какая цитата рассказа могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Ребята работают с карточкой №1, выбирают эпиграф, крепим его на доску.


1. Тургенев, называя рассказ «Бирюк», тем самым определяет главного героя.

- А кто же такой бирюк? Прочитаем значение этого слова в нескольких словарях. (карточка № 2).

- Что мы можем записать в тетрадь? (нелюдимый, угрюмый человек)

- Докажите цитатами из текста, что Бирюк - нелюдимый и угрюмый человек (работа с текстом)

- Чем занимается Бирюк? (должен охранять господский лес от покушений крестьян, которые своего леса не имеют, но очень в нём нуждаются).

- Почему выбор барина пал на Бирюка? (честный, неподкупный): приводят цитаты из текста.


2. Автор подробно описывает избушку лесника. Найдите в тесте описание избушки Бирюка, впишите слова в материал карточки № 4.

- На какие выводы о жизни лесника наталкивает описание его избы? (семейное горе, тяжёлая жизнь, нищета, «невесёлая жизнь»). Интерьер помогает раскрыть характер героя.

3. А как в рассказе появляется Бирюк? Найдите в тексте.

Автор не сразу даёт нам портрет Бирюка. Сначала в рассказе описывается гроза, затем-избушка лесника и только потом – портрет главного героя. Найдите в тексте портрет Бирюка (работа с текстом).

-Какого тургеневского героя на поминает вам Бирюк? (Герасима)

-Что общего между ними? ( люди своего дела, на них можно положиться).

-Когда в рассказе появляется Бирюк? (во время грозы).

-Случайно ли это? (Бирюк-гроза крестьян)


4._Какой эпизод рассказа, по-вашему, важен? Почему? (поимка мужика)

-Выразительное чтение по ролям.

-Как ведёт себя мужик во время этого разговора? (обратить внимание на глаголы). Почему он так себя ведёт?

- А как ведёт себя Бирюк? Какие чувства борются в его душе? Сопоставьте описание грозы с поведением Бирюка: «гроза надвигалась» – пошёл в лес

«впереди облака» - поймал вора

«тревожно шевелились, лепетали» - борьба чувств: долга и жалости

«душный жар» - волнение

«внезапно» - решение отпустить

«тени густели» - будущее Бирюка

- Почему Бирюк отпускает мужика? В какой ситуации он находится?


В Бирюке борются противоречивые чувства: долг и человечность. Герой понимает, что жизнь крестьян полна трудностей и страдания, поэтому он с сочувствием относится к пойманному вору. Крепостное право не уничтожило в нём душу, Человечность.

-Посмотрите на слова из карточки №3. Какое слово, по-вашему, можно поставить в тему урока?

-Посмотрите на эпиграф, который мы с вами прикрепили на доску в начале урока. Точен ли этот эпиграф или нужно прикрепить другой?


5. Давайте подведём итог урока в виде маленького стихотворения- хайку.(карточка №5)

Домашнее задание: А) сочинение -миниатюра «Дальнейшая жизнь Бирюка»

Б) сочинение – миниатюра «Почему рассказ актуален в наше время?»

В) Кроссворд


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева

Автор: Копылова Анна Вячеславовна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128963


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства