Цель: Познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…»
Задачи:
1.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
2. Вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.
3.Развитие и обогащение речи учащихся; творческого воображения
4.Формировать навык работы учащихся в группах.
5.Развитие здорового творчества учащихся.
Оформление:
1.Портреты Ф. И Тютчева.
2.Репродукция картин на тему «Зима».
3.Фрагменты классической музыки.
4.У каждого учащегося на столе снежинки из белой бумаги.
5.Тёмного цвета лист картона, зубная паста, цветные карандаши.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Опрос домашнего задания:
Роман Сеф «Чудо», «В лесу».
Вопросы:
1.Что общего в двух стихотворениях?
2.О чем рассказывается в них?
3. Как по другому можно назвать второе стихотворение? Почему?
Эпиграф урока:
«О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»
И.С. Тургенев.
3. Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя.
-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.
- Мы поговорим о красоте зимней природы, о самом любимом у многих из нас времени года. Не только нам нравится это время года. Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме.
Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.
При представлении содержания нового материала свою задачу вижу в том, чтобы учащиеся наиболее полно могли представить картину зимнего леса, ощутить его прелесть и красоту.
Ребята, сегодня мы отправимся в зимний лес и познакомимся с стихотворением
Федора Ивановича Тютчева «Чародейкою зимою».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 5 классе. »
Урок по литературному чтению в 5 классе
провела учитель русского языка и литературы 1 категории
№36 школы- гимназии г. Атырау Калиева Жанар Бахытовна.
Урок литературного чтения в 5 классе.
ТЕМА: Тютчев Федор Иванович
«Чародейкою Зимою».
Цель:Познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…»
Задачи: 1.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. 2. Вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста. 3.Развитие и обогащение речи учащихся; творческого воображения 4.Формировать навык работы учащихся в группах. 5.Развитие здорового творчества учащихся.
Оформление: 1.Портреты Ф. И Тютчева. 2.Репродукция картин на тему «Зима». 3.Фрагменты классической музыки. 4.У каждого учащегося на столе снежинки из белой бумаги. 5.Тёмного цвета лист картона, зубная паста, цветные карандаши.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Опрос домашнего задания:
Роман Сеф «Чудо», «В лесу».
Вопросы:
1.Что общего в двух стихотворениях?
2.О чем рассказывается в них?
3. Как по другому можно назвать второе стихотворение? Почему?
Эпиграф урока:
«О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»
И.С. Тургенев.
3. Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя.
-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.
- Мы поговорим о красоте зимней природы, о самом любимом у многих из нас времени года. Не только нам нравится это время года. Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме.
Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту. При представлении содержания нового материала свою задачу вижу в том, чтобы учащиеся наиболее полно могли представить картину зимнего леса, ощутить его прелесть и красоту.
Ребята, сегодня мы отправимся в зимний лес и познакомимся с стихотворением
Федора Ивановича Тютчева «Чародейкою зимою».
Биография поэта.
Отец, Иван Николаевич, получил образование в привилегированном дворянском учебном заведении. Мать, Екатерина Львовна, с 12 лет осталась без матери и воспитывалась у родственников. Семья была очень дружная. “Смотрю я на Тютчевых, - писал товарищ Федора, - и думаю о семейном счастье. Если бы все жили так, как они”.
Глубоко верующим был первый воспитатель будущего поэта – вольноотпущенный дядька Николай Афанасьевич Хлопов. Однажды на прогулке они нашли мертвую птичку. Похоронили ее, а Феденька написал стихотворную эпитафию. Посмотрим в словарь и узнаем, что означает это слово. Увлечение сына поэзией заметила мать и сала поощрять его за это, сохраняла его стихи. Дядьку сменил учитель Семен Егорович Амфитеатров. Митрополит Киевский Филарет – его родной брат. Идя на прогулку, они брали с собой сочинения Горация или Вергилия и переводили их. Привлекал Федора к литературе поэт С.Е. Раич, который воспитал и другого известного поэта – М. Ю. Лермонтова. В 15 лет поступил в Московский университет, который окончил досрочно с похвальной грамотой. Затем был направлен на дипломатическую службу в Германию. Прослужив там 20 лет и еще 2 года в Италии, Федор Иванович вернулся в Россию.
4. Аудио запись с чтением стихотворения в исполнении актера.
«Чародейкою зимою».
Понравилось ли? Чем понравилось? Какие чувства возникли?
Вторичное знакомство – чтение по учебнику. Какие картины нарисовал поэт? Подумайте, почему оба слова в названии написаны с большой буквы? /Зима- не просто время года, а героиня, волшебница, делает чары, то есть колдует./ Что же “натворила” Зима? / Развесила на деревьях снежную бахрому, пуховые цепи, осыпала лес блестками. /Подтверждаем текстом/. Как вы понимаете выражение: лес – “не мертвец и не живой”? Не то и не это. А что? Он “сном волшебным очарован”. И даже когда солнце “мещет” / устаревшее слово потребовала рифма к слову “трепещет/ на него свой луч, лес все равно находится в царственном покое, только усиливается его блеск. Подтверждаем текстом. Что значит выражение “ослепительной красой”? /очень красивые огоньки ослепляют глаза; вероятно, время суток - полдень/.
Как вы полагаете, зачем поэт в конце второй строфы употребляет многоточие? /Он заставляет нас остановиться и полюбоваться пейзажем.
5.Работа с текстом.
1.Чтение учащимися.
2.Анализ стихотворения.
3. Работа над выразительностью чтения стихотворения
( постановка пауз)
Работа у доски
Подберите синонимы к словам:
Чародейка-
Чудная-
Околдовать
Ослепительный-
Подберите антонимы к словам:
Стоит-
Легкий-
Мертвый-
Вспыхнет-
Яркий-
Составить схему (со словами Зима, Лес).
Следующий этап урока – это физическая минутка.
«Снежок» (все выполняют разные упражнения).
А ну, снежок, А ну, дружок, Лети , не уставай И двор, и дом, И школьный сад, И нас, ребят, Теплее укрывай!
7. Дополните текст образными словами:
1-группа
Волшебница зима В лес пришла ………….. - зима. Сосны и ели она нарядила в……….. шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела ………… шапки. На рябинку накинула ………. покрывало. Веточки берёз украшены серебристым инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами …….. снег. ………… картина кругом!
Слова для справок: теплые, огромные, волшебница, чудесное, искрится, сказочная.
2- группа
Волшебница зима В лес пришла ……….. зима. Сосны и ели она нарядила в……… шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела ……… шапки. На рябинку накинула зима …………. покрывало. Веточки берёз украшены кружевным инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ………. снег……………. картина кругом!
Слова для справок: (белоснежные, пушистая, теплые, чудесное, сверкает, блистательная).
8. Опережающее задание :Написать мини- сочинение на тему «Зима в лесу».
Вопросы:
-Как выглядит лес зимой?
-Как украсила зима деревья?
-Как выглядит иней на деревьях?
-На что похожи маленькие ёлочки?
-Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса?
9. Пословицы о зиме. (учащиеся читают пословицы).
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима без снега — лето без хлеба.
Год кончается, а зима начинается.
Снегирь прилетит — о зиме известит.
10. Конкурс рисунков:
( учащиеся каждой группы на чёрном картоне рисуют зимний лес с помощью зубной пасты).
11. Итог урока:
(запись на слайде)
«Чародейкою Зимою Околдован лес стоит»
Поставьте знак, передовая своё отношение к стихотворению:
. – ровное, спокойное настроение
!- стихотворение вызвало у вас восторженное чувство
?- не почувствовали красоту стихотворения.
(поднимают карточки- снежинки)
12. Вывод:
Заключительное слово учителя.
Природа, Вдохновение, Творчество.
Вот три понятия. Они связаны между собой. Именно природа вдохновила тонкую натуру поэта, в результате появился такой шедевр
Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Вам понравилось?. А зима только на пороге. Вы ещё полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем, красотой зимних деревьев, покувыркаетесь в глубоких сугробах, покатаетесь на лыжах, санках, на коньках. А на уроках чтения мы встретимся с новыми литературными произведениями, которые будут посвящены волшебному времени года – ЗИМЕ!
13.
Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть.
Урок по русской литературе в 8 классе
провела учитель русского языка и литературы 1 категории
№36 школы- гимназии г. Атырау Калиева Жанар Бахытовна.
Тема урока: Аполлон Николаевич Майков (1821- 18970 «Емшан»
Цель урока: 1) познакомить учащихся с личностью и творчеством поэта, его стихотворением «Емшан»;
2)показать связь человека с родиной ;
3) раскрыть тему патриотизма; развивать чувство любви к Отчизне, к родной земле.
Оборудование : портреты, иллюстрации, слайды.
Эпиграф урока: Разве есть милей Отчизны что-нибудь на свете?
Фридрих Шиллер
Ход урока:
І. Орг. момент.
ІІ. Опрос домашнего задания. Вопросы по пройденным произвенениям ( М.Лермонтов,
Р. Патканян, Н.В. Гоголь)
1.Какая общая тема объединяет произведения Ю. Лермонтова, Р. Патканяна, Н.В.Гоголя ?
2. Как раскрыта в них тема родины и любви к ней?
Ответы учащихся
ІІІ. Объяснение.
А теперь познакомимся со стихотворением А. Майкова «Емшан». Оно тоже из этого ряда
Запись темы, эпиграфа.
Рассказ о поэте ( биография и творчество)
Родился А. Майков в семье известного художника Н. Майкова. Одним из его учителей был И.Гончаров. В 1837 году Майков поступил в Петербургский университет. Писать начал с 15- летнего возраста. В 1842 году вышел первый сборник его стихов. В дальнейшем он обращается к темам из русской истории, к фольклору славянских народов.
Переводит «Слово о полку Игореве». В 1894 году он написал стихотворение «Емшан».
Как вы думаете, что такое емшан?
(Показ слайда)
Емшан история травы, свойство, применение.
Емшан- название душистой травы , растущих в наших степях – полынь. Это название было дано в честь Артемиды- богини охоты, Луны и деторождения и врачевания. В Японии люди считают, что полынь помогает от сглазу. Еще полыни приписывают магические свойства. Его используют как обереги от темных сил.
ІҮ. Опережающее задание.
Пересказ отрывка из Волынской летописи .
Запомните:
Летопись- это систематическая, из года в год ведущая хроника, возникшая в середине ХІ в.
Роман Мстиславич- один из сильнейших галицких князей, умер в 1205 году.
Отрок ( Артык) и Сырчан (Сырджан)- половецкие ханы. Потерпев поражение, Артык вынужден был уйти в Абхазию, а Сырджан скрылся на Дону.
Владимир Мономах (1053- 1125)- киевский князь, который вел постоянную борьбу с половцами
Ү.Чтение стихотворения по частям
Учащиеся читают по частям стихотворение
ҮІ. Беседа по содержанию.
1.О каких братьях рассказывается в стихотворении?
2.Как правильно звали братьев?
3.С каким наказом шлет певца Сырджан?
4. Как описывает поэт власть Артыка?
5. Как реагирует Артык на братин зов?
6.Как подействовал на него пучок сухой травы?
7.Чтоон сказал?
8. Как называется эта трава?
9. Что такое емшан7
10. С какой казахской пословицей перекликаются слова Артыка?
( Показ слайда) «Бөтен жерде сұлтан болғанша, өз еліңде ұлтан бол»
11. Какие из казахских пословиц и поговорок созвучны с основной мыслью стихотворения «Емшан»?
ҮІІ. Пословицы и поговорки
В родной долине Цветет бутон там, где
Лучше прахом быть, прижился.
Чем на чужбине Жигит силен , там где
Падишахом быть родился.
И бедный дом отца родного
Милее нам дворца чужого.
Не мудрецом, постигшим суть,
Не на чужбине старшиной,
Хоть камнем придорожным будь,
Но только в стороне родной.
Вопросы:
Какие слова тюркского происхождения использованы поэтом?
Как называются эти слова в современном русском языке? ( Заимственные слова)
Использование заимственных слов:
Батыр- богатырь ,
улус- временный поселок из юрт кочевников,
кумыс- напиток из кислого кобыльего молока,
туга – печаль , тоска, скорбь,
кунак- приятель, гость.
Ответьте на вопросы:
1.Какие чувства воспитывает в нас произведения русских авторов: М. Лермонтова, Н.Гоголя, А. Майкова?
2. Что такое патриотизм? В чем он выражается?
ҮІІІ. Игра «Собери из данных слов пословицу»
От теплом веет Родины, а от холодом чужбины.(От Родины веет теплом, а от чужбины холодом)
земля Родная - колыбель золотая. (Родная земля – золотая колыбель)
Человек без соловей, что родины без леса. ( Человек без родины , как соловей без леса)
Если велика дружба, Родина значит сильна.( Если дружба велика, значит Родина сильна)
ІҮ. Вывод:
Это летописное повествование дает писателю высказать главную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна! «Смерть в краю родном, милей, чем слава на чужбине!»- восклицает Отрок, а с ним и автор. Хотя героями
стихотворения являются половецкие ханы, исконные враги Руси, однако для поэта главное – чувство глубокой любви к Родине, которое присуще , по мнению Майкова, любому человеку. Писателю в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.
Наш урок подходит к концу. Мне хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на земле, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. Нам стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Х. Домашнее задание.
Написать по пословице мини- сочинение .
ХІ. Комментирование оценок.
Открытый воспитательный час в 7 классе
провела учитель русского языка и литературы 1 категории
№36 школы- гимназии г. Атырау Калиева Жанар Бахытовна.
Открытый воспитательный час "Сердцу милая Родина"
Цель: 1. Развить чувство восхищения, уважения к своей стране.
2 . воспитание патриотизма.
3. Формирование интереса к будущему страны.
Задачи:
1. Формирование у учащихся казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия, углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине;
2. Развивать творческие способности учащихся, развивать интерес и желание больше узнать о родном крае, об истории Казахстана.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ.
Ведущий: Қайырлы күн! Добрый день! Здравствуйте, уважаемые гости! Наш воспитательный час мы начнём с разминки.
Учащиеся встают в круг и проводят разминку.
-Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
-Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
- Если уверены в своих силах, топните ногой.
-Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
-Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
-Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
-Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед. Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
- Мне хочется, чтобы на уроке вы были внимательны, находчивы, а главное — чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
- А для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь, нужно сначала разгадать кроссворд.
(Слайд №2)
1) Один из символов Республики Казахстан. Он изображается на печатях, монетах.
2) Птица, изображенная на флаге Республики Казахстан. Символизирует свободу и независимость.
3) Средство передвижения кочевников.
4) Торжественная песня, символ государственного суверенитета. Исполняется в школах на линейках, на разных собраниях.
5) Основа герба, его сердце. Он символизирует очаг, семью.
6) Государственный символ, сине-голубое полотнище с золотым солнцем и орлом в центре.
(По вертикали получилось слово «Родина»).
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали о чем сейчас пойдет речь. Давайте тихо, но с вдохновением произнесём это слово. Что вы почувствовали, проговорив это слово? (теплоту, торжественность, доброту…). Что означает для вас это важное слово?
(Дети отвечают)
Ведущий: Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть своя Родина. И каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит свой родной язык, танцы, книги. Без Родины и без своего народа человек не может жить.
Ученик 1:
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья, -
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина.
Ученик 2:
Сүйікті тұған ел
Шарықтап өсе бер
Ардақты ұл — қызы
Аззатық күреске
Бекініп бұған бел
Ученик 3:
Бақытты ел — бұл Отан,
Бәріне мен иемін
Біздін Отан — ұлы Отан
Ұлы Отанды суйемін.
Ученик 4:
Ты прекрасна, о, Родина наша!
Необъятны просторы твои.
Горделивы высокие горы
И цветами прикрыты они.
Ученик 5:
Полноводны могучие реки,
Пышно в зелень одеты леса.
О, родной и любимый, земли и краса,
Сердцу нашему ты дорога.
Ученик 6:
Казахстан, родной мой край!
Я люблю тебя, ты знай!
Горы, реки, города-
Это близко мне всегда.
Ах! Как радостно живётся
В Казахстане нам родном!
Лучше всех на белом свете,
Это наш родимый дом!
7 ученик:
Над отчизной солнце светит,
И сады шумят над ней,
Нет нигде на белом свете
Для меня страны родней.
(Показ слайдов с государственными символами Казахстана).
8 ученик:
Смотрю на небо голубое,
Там высоко парит орёл.
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол.
9 ученик:
До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.
10 ученик:
Герб и флаг наш гордый
Народу, государству дан.
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!
Ведущий: Территория нашей Родины очень велика. Она тянется от прикаспийской низменности на западе до Алтайских гор на востоке на 3000 километров. На нашей территории могли бы разместиться Иран, Ирак, Турция, вместе взятые, или целая группа стран Западной Европы: Франция, Великобритания, Италия, Финляндия, Швеция и Испания. Население Казахстана более 16 млн человек.
( показ слайда)
11 ученик:
Алтай Жайык арасы -
Жарты əлемдей даласы
Ол - бiздiн Казахстан!
12 ученик:
Кенге толы койнауы
Толге толы жайлауы.
Ол – бiздiн Казахстан!
13 ученик:
Жастан сүйiп ансанган
Тəттi күй мен кəусəр үн!
Ол – бiздiн Казахстан!
14 ученик:
Пою тебе, мой Казахстан великий!
Теперь ты равный среди равных навсегда!
Живи, трудись и процветай, наш многоликий,
И вечной дружбе нашей вместе скажем: «ДА!»
15 ученик:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы родиной светлой,
Мы родиной милой,
Мы родиной нашей зовем
Ведущий: Ребята, назовите вашу ассоциацию со словом «Казахстан»
Ученики:
Казахстан — это наше будущее
Казахстан — это свобода Казахстан
Казахстан — это солнечный свет
Казахстан — это крылья побед.
Ведущий: Сегодня мы говорим о нашей стране. Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад и не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. В 1991 году 16 декабря был принят конституционный закон РК «О Государственной Независимости РК». Именно в этот день сбылась мечта всех поколений нашего народа. На древней казахской земле было провозглашено молодое государство. 20 лет истории — срок незначительный, но для всех нас это и победы, и промахи, и надежды. За короткий период Казахстан сумел провести крупномасштабные реформы во всех сферах государства: политике, экономике, культуре — и занять достойное место в мировом сообществе.
Ведущий: Я думаю, ребята знают казахские пословицы и поговорки. Сейчас мы их проверим.
Пословицы:
От Родины веет теплом, а от чужбины холодом.
Если дружба велика, значит Родина сильна.
Народная дружба и богатство — дороже богатства.
Родная земля — золотая колыбель.
Человек без родины, что соловей без леса.
Ведущий: Любить и защищать Родину — это значит быть патриотом, гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы страны, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни.
Викторина «Патриот своей Родины» (показ слайда)
1. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция).
2. Когда была принята Конституция нашего государства? (30 августа 1995 года)
3. Вы, как граждане Казахстана, какие имеете права и обязанности? (основное право — учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины)
4. Год обретения Казахстаном Независимости? (16 декабря 1991 г.)
5. Какие города были столицами Казахстана? (Оренбург, Кзыл-Орда, Алматы, Астана)
6. С какими странами граничит Казахстан? (с Россией, с Китаем, с Кыргызстаном, с Узбекистаном, с Туркменистаном)
13 ученик:
Вдруг зажглась в степи звезда
Под названьем Астана.
И уже не первый год
Город вширь и ввысь растёт.
Освещаются проспекты,
Строят новые дома.
Это всё столицы лица!
Это город Астана!
Звучит песня «Здравствуй страна»
Слова и музыка
С. Мусалиева
Припев:
Здравствуй, столица!
Ты – вольная птица!
Это – Астана!
Здравствуй, Медео!
Горы тянутся к небу, это – Алматы!
Здравствуй, земля!
Здесь шахтерская душа, это – Караганда!
Здравствуй, страна – это мой Казахстан, здесь моя земля!
I. Я поеду в Атырау, через Каспий на Актау,
Посмотрю на Кокшетау, и, дальше, снова в путь.
Петропавловск позвонил – друг зовет там погостить,
С ним поеду в Костанай и песенку споем, давай!
Припев.
II. Друг, нам уже пора, впереди Кызылорда,
Там Шымкент, или Тараз… дави сильней на газ.
Посмотри – Талдыкорган…. Все нити тянут в Жезказган,
В Актобе идут дожди.… В Уральске – прохладные дни.
Припев.
Ведущий: Вот он какой, наш Казахстан! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли жителей в Казахстане? (ответы детей) Численность населения Казахстана составляет более 17 миллионов человек.
- А как всех их можно назвать одним словом? (Казахстанцы).
Ведущий: Правильно, все мы – казахстанцы. Но национальности у всех разные. Казахстан – единое многонациональное государство. Его населяют, кроме казахов, представители ещё 120 наций и народностей: русские, украинцы, татары, немцы и другие. Велика численность жителей Казахстана. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи, свою культуру.
16 ученик:
Народы родины моей живут
Как дружная семья,
Десятки братских языков
Могу услышать я
17 Ученик:
Всё имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса.
Океаны, солнце, снег
И земля одна на всех!
18 Ученик:
Всё она отдать нам рада,
Только жадничать не надо.
И останется тогда
Всё для всех и навсегда!
19 ученик
Мой край родной, Республика свободных
Великих наций, разных языков,
И ценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых стариков.
20 Ученик:
Ты выстрадал, мой Казахстан, немало,
Но стал свободным, и сейчас
Здесь равноправны все народы.
Народ единственная власть!
21 Ученик:
Я прошлым Родины своей горжусь,
Истоки языков познать стремлюсь.
Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан
Стал сильным и великим среди стран.
22 Ученик:
Пусть на твоей земле,
Мой Казахстан прекрасный,
Смеются дети и цветут сады,
Не будет тесно людям разных наций.
Перевод с русского на казахский.( слайд)
А) герб – елтаңба;
Б) флаг – ту;
В) гимн – әнуран;
Г) свобода – бостандык;
Д) мир – бейбітшілік;
Е) орел – кыран;
Ж) купол юрты – шыңырақ;
З) звезда – жұлдыз;
И) орнамент – өрнек;
К) народ – халық;
Ведущий:
Казахстан – страна моя!
Родина любимая
Горы, степи и озёра,
Песня лебединая.
Города растут в степи,
Юная столица.
Байтерек пронзает небо
И летит как птица.
Выбегают учащиеся , разбирают ленты, образуя символическую карусель и читают по строке.
- Вместе со страной растём,
-Дружим и мечтаем.
-Языки народов мира,
- В школе изучаем.
- Мы хотим, чтоб наша дружба,
-Ещё крепче стала.
- В двадцать первый век шагнула
- Юность Казахстана.
Ведущий: Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.