kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе "Бедная Лиза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова. Задачи: Образовательные: обучать учащихся анализу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» с целью развития мышления детей и формирования мировоззрения, основанного на традициях русского народа. Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой. Воспитательные: формировать нравственные качества и семейные ценности, воспитывать добропорядочного семьянина на примере текста повести Карамзина; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение. Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Бедная Лиза" »

«Цена любви ценою жизни целой…»

Современное прочтение повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”.


Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.

Задачи:

Образовательные: обучать учащихся анализу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» с целью развития мышления детей и формирования мировоззрения, основанного на традициях русского народа.

Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой.


Воспитательные: формировать нравственные качества и семейные ценности, воспитывать добропорядочного семьянина на примере текста повести Карамзина; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point,

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности:  коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Запись на доске:

Программа наблюдения.

1 группа .Семья Лизы. Проблема взаимоотношений в семье. “Формула” благополучия семьи.

2 группа .Проблема воспитания в повести. Образ Лизы. Приёмы его создания.

3 группа. Образ Эраста. Особенности его поведения. Мотивы его поступков.

4 группа Проблема любви в повести. Цена любви.

5 группа. Проблема греха в повести. Что нужно помнить, чтобы оставаться “чистым”?



Ход урока

Слово учителя. Психологический настрой.(Учитель в руках держит красивый цветок в горшке).

-Ребята, сколько, по-вашему, может стоить этот прекрасный цветок?

Ответы детей:

- Гораздо дороже, я купила его за 4 тысячи. Согласитесь, этот живой организм так же прекрасен и ценен, как сама жизнь, в которой мы учимся понимать цену всему, что нас окружает, всему, что происходит с нами и вокруг нас.

Рекламный заголовок нашего урока «Цена любви ценою жизни целой …» Современное прочтение повести Карамзина «Бедная Лиза». Предложение не закончено, поэтому в конце урока мы с вами должны закончить предложение и поставить знак препинания.

Сегодня на уроке вам предстоит выполнить серьёзную и увлекательную работу : раскрыть идейное содержание и проблематику повести «Бедная Лиза»,рассмотреть систему образов и ответить на вопрос: «Может ли цена любви измеряться ценою жизни?»

Вы самостоятельно прочитали повесть. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими размышлениями и сделали выводы.( У каждой группы своя программа наблюдения )

Итак, покажем роль семьи, в которой выросла чувственная девушка Лиза.

Карточка № 1

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

Вывод: Используя сложноподчинённое предложение с придаточным причины, автор создаёт своеобразную “формулу” благополучия семьи: трудолюбие, усердие, верность ,послушание, любовь, милосердие, доверие и взаимопонимание.

Учитель: Формула благополучия семьи выстраивает образ нашей героини. В чем его особенность? Слово 2 группе.

Карточка № 2

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая?

Вывод в виде кластера

Учитель: А как представлен в повести предмет любви Лизы? Слово 3 группе.

Карточка № 3

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

Вывод.

Слово учителя .История Лизы и Эраста - вечная как сам мир. Пока в мире есть любовь, будут разбиваться сердца:

Вот так столетия подряд

все влюблены мы невпопад.

И странствуют, не совпадая,

два сердца, сирых две ладьи.

Почему же не совпали два сердца и какова цена любви, нам попробует ответить 4 группа.

Карточка № 4

4. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). Какова цена любви?

Ответить на вопрос, почему несчастны герои в любви, мы хотим при помощи сердечек разного цвета :красного и чёрного. На красном сердечке о любви Лизы написано: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение.

-Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством. Героиня после признания Эраста забыла обо всём и отдала всю себя любимому.

На чёрном сердечке: Обманщик, соблазнитель, эгоист, ненамеренный предатель, коварный, сначала чувствительный, потом холодный»

Для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни.

Учитель: Какова цена любви?

Ученики: Поруганная честь, загубленная душа и жизнь.

Далее идёт показ видеоролика на стихи о бедной Лизе.

Слово учителя: Почему же он называл её бедною Лизой? Не потому ли, что её затянуло в пучину греха? Объясните

Карточка №5

5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности? Ваша версия смысла названия повести .Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть "чистым"?

Учитель: Какой же вывод сделает ваша группа?

Ученики: Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским заповедям.

Учитель: Да, и хотя бы иногда обращаться к богу с молитвой.(Показ видеоролика «Ты прости нас, господь!»

Слово учителя:

Года проходят и ведут отсчет столетьям,

Спиралью вьется жизни человеческой стезя,

Кому-то достается пряник, а кому-то плетья

Помимо правил можно и нельзя.


Любви предательство, что может быть страшнее,

Бросает вызов: «Быть или не быть»,

Да, быть! И быть ещё сильнее,

Наперекор обману только жить!


И, закалившись этой мыслью смелой,

Запомнят люди раз и навсегда,

Цена любви ценою жизни целой

Не может измеряться никогда!


Подведение итогов урока.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Какие выводы мы можем сделать? Какое открытие вы для себя сделали?

Ученики: Для современной молодежи очень важна фраза о том, что цена неразделенной любви не может измеряться жизнью .

Учитель: Всем спасибо.

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Подготовиться к сочинению по произведению « Бедная Лиза».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по литературе "Бедная Лиза"

Автор: Абилова Салтанат Аликовна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по литературе " Бедная Лиза""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "292565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455295079"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по литературе "Бедная Лиза - как сентиментальное произведение""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-biednaia-liza-kak-sientimiental-noie-proizviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "333413"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465378868"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров (По повести "Бедная Лиза") "
    ["seo_title"] => string(75) "novatorstvo-n-m-karamzina-v-sozdanii-kharaktierov-po-poviesti-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "141780"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418164349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Н. Карамзин. Повесть «Бедная  Лиза». «Бедная  Лиза» глазами  современного читателя. "
    ["seo_title"] => string(83) "n-karamzin-poviest-biednaia-liza-biednaia-liza-ghlazami-sovriemiennogho-chitatielia"
    ["file_id"] => string(6) "247376"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446552244"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» "
    ["seo_title"] => string(26) "n-m-karamzin-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "192600"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427476026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства