Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.
Задачи:
Образовательные: обучать учащихся анализу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» с целью развития мышления детей и формирования мировоззрения, основанного на традициях русского народа.
Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой.
Воспитательные: формировать нравственные качества и семейные ценности, воспитывать добропорядочного семьянина на примере текста повести Карамзина; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point,
Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Бедная Лиза" »
«Цена любви ценою жизни целой…»
Современное прочтение повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”.
Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.
Задачи:
Образовательные: обучать учащихся анализу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» с целью развития мышления детей и формирования мировоззрения, основанного на традициях русского народа.
Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой.
Воспитательные: формировать нравственные качества и семейные ценности, воспитывать добропорядочного семьянина на примере текста повести Карамзина; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point,
1 группа .Семья Лизы. Проблема взаимоотношений в семье. “Формула” благополучия семьи.
2 группа .Проблема воспитания в повести. Образ Лизы. Приёмы его создания.
3 группа. Образ Эраста. Особенности его поведения. Мотивы его поступков.
4 группа Проблема любви в повести. Цена любви.
5 группа. Проблема греха в повести. Что нужно помнить, чтобы оставаться “чистым”?
Ход урока
Слово учителя. Психологический настрой.(Учитель в руках держит красивый цветок в горшке).
-Ребята, сколько, по-вашему, может стоить этот прекрасный цветок?
Ответы детей:
- Гораздо дороже, я купила его за 4 тысячи. Согласитесь, этот живой организм так же прекрасен и ценен, как сама жизнь, в которой мы учимся понимать цену всему, что нас окружает, всему, что происходит с нами и вокруг нас.
Рекламный заголовок нашего урока «Цена любви ценою жизни целой …» Современное прочтение повести Карамзина «Бедная Лиза». Предложение не закончено, поэтому в конце урока мы с вами должны закончить предложение и поставить знак препинания.
Сегодня на уроке вам предстоит выполнить серьёзную и увлекательную работу : раскрыть идейное содержание и проблематику повести «Бедная Лиза»,рассмотреть систему образов и ответить на вопрос: «Может ли цена любви измеряться ценою жизни?»
Вы самостоятельно прочитали повесть. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими размышлениями и сделали выводы.( У каждой группы своя программа наблюдения )
Итак, покажем роль семьи, в которой выросла чувственная девушка Лиза.
Карточка № 1
1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.
Вывод: Используя сложноподчинённое предложение с придаточным причины, автор создаёт своеобразную “формулу” благополучия семьи: трудолюбие, усердие, верность ,послушание, любовь, милосердие, доверие и взаимопонимание.
Учитель: Формула благополучия семьи выстраивает образ нашей героини. В чем его особенность? Слово 2 группе.
Карточка № 2
2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая?
Вывод в виде кластера
Учитель: А как представлен в повести предмет любви Лизы? Слово 3 группе.
Карточка № 3
3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.
Вывод.
Слово учителя .История Лизы и Эраста - вечная как сам мир. Пока в мире есть любовь, будут разбиваться сердца:
Вот так столетия подряд
все влюблены мы невпопад.
И странствуют, не совпадая,
два сердца, сирых две ладьи.
Почему же не совпали два сердца и какова цена любви, нам попробует ответить 4 группа.
Карточка № 4
4. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). Какова цена любви?
Ответить на вопрос, почему несчастны герои в любви, мы хотим при помощи сердечек разного цвета :красного и чёрного. На красном сердечке о любви Лизы написано: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение.
-Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством. Героиня после признания Эраста забыла обо всём и отдала всю себя любимому.
На чёрном сердечке: Обманщик, соблазнитель, эгоист, ненамеренный предатель, коварный, сначала чувствительный, потом холодный»
Для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни.
Учитель: Какова цена любви?
Ученики: Поруганная честь, загубленная душа и жизнь.
Далее идёт показ видеоролика на стихи о бедной Лизе.
Слово учителя: Почему же он называл её бедною Лизой? Не потому ли, что её затянуло в пучину греха? Объясните
Карточка №5
5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности? Ваша версия смысла названия повести .Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть "чистым"?
Учитель: Какой же вывод сделает ваша группа?
Ученики: Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским заповедям.
Учитель: Да, и хотя бы иногда обращаться к богу с молитвой.(Показ видеоролика «Ты прости нас, господь!»
Слово учителя:
Года проходят и ведут отсчет столетьям,
Спиралью вьется жизни человеческой стезя,
Кому-то достается пряник, а кому-то плетья
Помимо правил можно и нельзя.
Любви предательство, что может быть страшнее,
Бросает вызов: «Быть или не быть»,
Да, быть! И быть ещё сильнее,
Наперекор обману только жить!
И, закалившись этой мыслью смелой,
Запомнят люди раз и навсегда,
Цена любви ценою жизни целой
Не может измеряться никогда!
Подведение итогов урока.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Какие выводы мы можем сделать? Какое открытие вы для себя сделали?
Ученики: Для современной молодежи очень важна фраза о том, что цена неразделенной любви не может измеряться жизнью .
Учитель: Всем спасибо.
Откройте дневники, запишите домашнее задание:
Подготовиться к сочинению по произведению « Бедная Лиза».