kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  литературы, 9  класс  
           
                                                      Н. Карамзин. Повесть «Бедная  Лиза».
                                            «Бедная  Лиза» глазами  современного читателя.

Цели и задачи урока: 
1.    обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
2.    воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
3.    развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои 
личные примеры.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация  О. А. Кипренского «Бедная Лиза».
                                                                                                                    Только влюблённый имеет
                                                                                                                    право на звание человека.
                                                                                                                                      Александр  Блок.

                                                                                        Ход урока:
1.    Организационный этап.
2.    Полётное повторение.

Литературный  диктант
1.    Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.)
2.    Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык)
3.    В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)
4.    Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное)
5.    В каком русском полку служил  Н. М. Карамзин? (Преображенском)
6.    Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26)
7.    С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм)
8.    Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства)
9.    Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь).
10.    Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание)
Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов.
      3.    Слово учителя
            Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая  всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.

 Деление детей на группы.  Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.                                                       
                                                                         1   группа
                                                   Проблема взаимоотношений в семье. 

1.    На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?
2.     Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?
Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи
                   Отметить группу, у которой будет самая точная формула.
Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья                                                                                           
                                                                         2  группа

                                                       Проблема воспитания в повести.

1.     Как нарисован в произведении образ Лизы?
2.     Каков характер героини? Почему она именно такая? 
3.    Ваша версия смысла названия произведения.
Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.
Послушаем монолог Лизы.  Записать черты характера Лизы.
Просмотр  иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная  Лиза»  «В гостях у художника»
Что выражено в глазах героини? (тоска)
Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?
   (красный цветок- символ любви)
Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).                                              

                                                                          3  группа
                                                         Проблема воспитания в повести.
1.    Как представлен в произведении образ Эраста?
2.     Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.
Послушаем монолог Эраста.                                                        
                                                                          4  группа

                                                             Проблема любви в повести. 
1.    Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? 
2.    Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? 
3.    Как ведут себя герои по отношению друг к другу? 
4.    Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). 

4.  Итог.   
- Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
- Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Домашнее задание.
1.    творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
2.    Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя. »

Урок литературы, 9 класс

Матвеева Н. А., учитель русского языка и литературы 1 категории

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

«Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Цели и задачи урока:

  1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;

  2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;

  3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои

личные примеры.

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

Только влюблённый имеет

право на звание человека.

Александр Блок.



Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Полётное повторение.

Литературный диктант

  1. Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.)

  2. Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык)

  3. В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)

  4. Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное)

  5. В каком русском полку служил Н. М. Карамзин? (Преображенском)

  6. Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26)

  7. С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм)

  8. Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства)

  9. Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь).

  10. Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание)

Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов.





3. Слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.



Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.

1 группа

Проблема взаимоотношений в семье.



  1. На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?

  2. Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?

Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи

Отметить группу, у которой будет самая точная формула.

Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья

2 группа



Проблема воспитания в повести.



  1. Как нарисован в произведении образ Лизы?

  2. Каков характер героини? Почему она именно такая?

  3. Ваша версия смысла названия произведения.

Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.

Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы.

Просмотр иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника»

Что выражено в глазах героини? (тоска)

Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?

(красный цветок- символ любви)

Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).



3 группа

Проблема воспитания в повести.

  1. Как представлен в произведении образ Эраста?

  2. Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

Послушаем монолог Эраста.

4 группа



Проблема любви в повести.

  1. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?

  2. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?

  3. Как ведут себя герои по отношению друг к другу?

  4. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).



4. Итог.

- Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?

- Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Домашнее задание.

  1. творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?

  2. Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Автор: Матвеева Надежда Анатольевна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства