Тема. Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров. (По повести «Бедная Лиза».)
Цели : 1.Выявить, в чём состоит принципиальное новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров героев сентиментального произведения.
2.Выявить в ходе анализа текста, какими средствами для этого пользуется автор.
3.Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
4.Развивать речь и мышление детей.
5.Расширять читательский кругозор учащихся.
6.Прививать интерес к чтению русской классической литературы.
Оборудование : 1.Текст повести «Бедная Лиза»
2.Записи на доске.
Форма проведения: беседа, выразительное чтение
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
На прошлом уроке мы начали разговор о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Мы узнали о месте этого произведения в русской литературе, его значении, говорили о том, какое впечатление произвела повесть на вас. Мы выявили и некоторые особенности языка произведения сентиментализма. Какие именно? .
3.Постановка целей урока..
Сегодня мы обратим внимание на характеры главных героев : Лизы и Эраста –и постараемся выявить, какими средствами автор эти характеры создал.
4.Беседа по содержанию текста с его выразительным чтением.
-
Какие этапы жизни Лизы вы выделили и выписали дома?
-
Что говорит автор о внешности Лизы? Есть ли описание портрета героини? В чём же заключается тогда её красота? Какие черты характера Лизы называет автор в начале повести?
-
Можно ли назвать Лизу образованной? А воспитанной? Что воспитали в дочери отец и мать? Свой ответ подтвердите текстом.
-
Лиза – «естественный человек» - живёт на лоне природы .Зачем она идёт в город? Что для сентименталистов сосредоточено в образе города вообще?
-
Но Лиза не видит и не чувствует пока этого зла. Она встречается с молодым человеком. Что мы узнаём о нём при первой встрече?
-
Что мы узнаём об Эрасте далее? Каково первое впечатление, произведённое Эрастом на мать Лизы?
-
Отметим, что автор описывает только внешний вид Эраста, а в характеристике Лизы прибегает совсем к другому приёму. С чем сравнивает автор её глаза и щёки в момент радости? Что это добавляет образу героини?
-
Далее герои действуют самостоятельно. Кто оценивает Эраста? Почему трепещет сердце Лизы? К какому приёму характеристики героевприбегает автор?
-
Прочитайте описание Эраста, данное ему самим автором. Что здесь самое главное? Почему Эраст не мог не полюбить Лизу?
-
Прочитайте характеристику Лизы, следующую за описание героя. К какому приёму снова прибегает автор?
-
Зачем автор напрямую обращается к своей героине? Можно ли назвать это приёмом создания её характера?
-
Да, возможно, автор хотел бы предупредить Лизу, отвести от неё беду, отвести её от греха, вернуть к той мечте о счастье на лоне природы, которая была естественна для неё раньше А какова же эта мечта? Прочитайте.
-
И Эраст по виду соответствует мечте героини. Прочитайте, как он объясняется ей в любви.
-
Как развиваются отношения героевдо сцены грозы? Как меняетсяЛиза? Как выглядит Эраст?
-
Здесь мы должны обратить внимание на первую в русской прозе попытку психологически обосновать поведение героев, их состояние и поступки: люди любят друг друга, поэтому и меняются под влиянием своего чувства. Какие неестественные для себя поступки теперь совершает Лиза?
-
Прежде, чем мы перейдём к анализу кульминационной сцены повести, сцены грозы, запишем все средства, которыми пользуется Н.М.Карамзин для создания образов своих героев:
1.Эпитеты,
2.Взаимохарактеристика,
3.Подчёркивание гармоничности «естественного» человека и природы,
4.авторские характеристики,
5.Прямое обращение автора к герою.
5.Анализ сцены грозы и финала повести.
-
Прочитаем выразительно сцену грозы, как приготовили её дома.
-
Здесь соединились все авторские приёмы создания характеров героев. Проиллюстрируйте это текстом.
-
К чему привела эта сцена Лизу? Как она изменилась? Обращается ли автор к ней напрямую теперь? С чем это, по вашему мнению, связано?
-
К чему привела ночная сцена Эраста? Что в нём возобладало? Как он поступил с Лизой? Почему слова матери Лизы о том, что Эраст – «ласковый, пригожий барин» теперь даются курсивом?
-
Прочитайте сцену прощания Лизы и Эраста. Она звучит отголоском сцены грозы и несёт в себе небывалое для повести до сих пор количество действий и эмоций. Давайте попробуем объяснить постановкутире в этом фрагменте. Нетрудно прийти к выводу, что все они –интонационные, и все они помогают понять состояние бедной Лизы : для неё буря жизни, вызванная любовью,заканчивается после ухода любимого, как заканчивается и сама жизнь без него.
-
Как долго Лиза надеется на новое счастье с Эрастом? Когда рушатся все её мечты? Почему это случается именно в городе? Почему Эраст не порывает с Лизой в деревне?
-
Прочитаем последний монологЭраста. Чем для него определяется «добро»?
-
Поскольку читатель уже разделяет отношение автора к его героине, то понимает, что сильнее оскорбить Лизу было бы нельзя. И именно здесь автор уже не просто рисует персонаж, не просто оценивает его, а отдаётся буре своих эмоций. Какими чувствами охвачен автор? Почему решение о самоубийстве он заставляет её принять именно на городской улице?
-
Решение это противоестественно для девушки, получившей нравственное, религиозное воспитание, верящей в Бога искренне. Ведь самоубийство – это один из самых страшных грехов.
-
Что означает слово «вдруг» для героини, когда онавернулась «под сень дубов»? От чего она очнулась? Что поняла?
-
Как заканчивает свой жизненный путь Лиза? Поступок Лизы –не столько желание свести счёты с жизнью, сколько стремление её,как «естественного» человека, , смыв грех падения, вернуться к естественному состоянию, слиться с природой.
-
Удалось ли это героине? Подтвердите текстом.
-
Автор не считает себя вправе осуждатьЛизу за её страшный поступок. Она остаётся для него «прекрасной душой и телом…нежной Лизой»
-Каков последний штрих в характеристике Эраста? Почему автор предполагает, что «теперь…они уже примирились»? Чем это заслужил герой?
6.Общие выводы из беседы.
-Н.М.Карамзин в повести «Бедная Лиза» делает попытку психологически обосновать поведение и поступки героев. Он рисует Лизу однолинейной, добродетельной, создаёт её образ в канве «естественного» человека, предложенной западноевропейскими сентименталистами. Эраст же создан неоднозначным, мечущимся, беспокойным, ставшим несчастным потому, что душа его пассивна, потому что он, родившись в городе, получил образование , но не воспитание, как основу нравственной и душевной чистоты. Таким образом, Н.М.Карамзин, используя новаторские приёмы создания характеров героев, утверждает столь свойственную для сентименталистов мысль о том, что ни богатство, ни знатность не могут служить мерилом достоинств личности .Личность характеризует стремление к нравственной чистоте и искренности чувств. Именно поэтому такое потрясение вызвала в России повесть «Бедная Лиза» с её стирающей сословные предрассудки фразой матери героини: «…ибо и крестьянки любить умеют!»
7.Итог урока.
8.Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос : «Какую роль в создании образа героини играют художественные детали?»
Примечание..
Работа, предшествующая представленному в разработке уроку.
1.Первый урок по повести Р.М.Карамзина «Бедная Лиза» посвящается беседе об эмоциональном восприятии повести учащимися, повторению признаков сентиментализма как литературного направления, знакомству с теорией «естественного человека» Ж –Ж.Руссо, выявлению основных черт языка произведений сентиментализма. Можно предложить учащимся попытаться представить себе образ повествователя в том фрагменте повести, где он выступает рассказчиком ( начало произведения).
2. Домашнее задание с этого урока:
-
Выявить основные этапы жизни Лизыи записать их в тетрадь
-
Подготовить выразительное чтение фрагментов повести (для творческой группы)
.