kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров (По повести "Бедная Лиза")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров. (По повести «Бедная Лиза».)

 

Цели : 1.Выявить, в чём состоит принципиальное новаторство Н. М. Карамзина  в создании характеров героев сентиментального произведения.

2.Выявить в ходе анализа текста, какими средствами для этого пользуется автор.

3.Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

4.Развивать речь и мышление детей.

5.Расширять читательский кругозор учащихся.

6.Прививать интерес к чтению русской классической литературы.

 

Оборудование : 1.Текст повести «Бедная Лиза»

                                      2.Записи на доске.

 

Форма проведения: беседа, выразительное чтение          

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

         На прошлом уроке мы начали разговор о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Мы узнали о месте этого произведения в русской литературе, его значении, говорили о том, какое впечатление произвела повесть на вас. Мы выявили и некоторые особенности языка произведения сентиментализма. Какие именно? .

3.Постановка целей урока..

Сегодня мы обратим внимание на характеры главных героев : Лизы и Эраста –и постараемся выявить, какими средствами автор эти характеры создал.

4.Беседа по содержанию текста с его выразительным чтением.

  • Какие этапы жизни Лизы вы выделили и выписали дома?

  • Что говорит автор о внешности Лизы? Есть ли описание портрета героини? В чём же заключается тогда её красота? Какие черты характера Лизы называет автор в начале повести?

  • Можно ли назвать Лизу образованной? А воспитанной? Что воспитали в дочери отец и мать? Свой ответ подтвердите текстом.

  • Лиза – «естественный человек» - живёт на лоне природы .Зачем она идёт в город? Что для сентименталистов сосредоточено в образе города вообще?

  • Но Лиза не видит и не чувствует пока этого зла. Она встречается с молодым человеком. Что мы узнаём о нём при первой встрече?

  • Что мы узнаём об Эрасте далее? Каково первое впечатление, произведённое Эрастом на мать Лизы?

  • Отметим, что автор описывает только внешний вид Эраста, а в характеристике Лизы прибегает совсем к другому приёму. С чем сравнивает автор её глаза и щёки в момент радости? Что это добавляет образу героини?

  • Далее герои действуют самостоятельно. Кто оценивает Эраста? Почему трепещет сердце Лизы? К какому приёму характеристики героевприбегает автор?

  • Прочитайте описание Эраста, данное ему самим автором. Что здесь самое главное? Почему Эраст не мог не полюбить Лизу?

  • Прочитайте характеристику Лизы, следующую за описание героя. К какому приёму снова прибегает автор?

  • Зачем автор напрямую обращается к своей героине? Можно ли назвать это приёмом создания её характера?

  • Да, возможно, автор хотел бы предупредить Лизу, отвести от неё беду, отвести её от греха, вернуть к той мечте о счастье на лоне природы, которая была естественна для неё раньше А какова же эта мечта? Прочитайте.

  • И Эраст по виду соответствует мечте героини. Прочитайте, как он объясняется ей в любви.

  • Как развиваются отношения героевдо сцены грозы? Как меняетсяЛиза? Как выглядит Эраст?

  • Здесь мы должны обратить внимание на первую в русской прозе попытку психологически обосновать поведение героев, их состояние и поступки: люди любят друг друга, поэтому и меняются под влиянием своего чувства. Какие неестественные для себя поступки теперь совершает Лиза?

  • Прежде, чем мы перейдём к анализу кульминационной сцены повести, сцены грозы, запишем все средства, которыми пользуется Н.М.Карамзин для создания образов своих героев:

                                     1.Эпитеты,

                                     2.Взаимохарактеристика,

                                     3.Подчёркивание гармоничности «естественного» человека и природы,

                                     4.авторские характеристики,

                                     5.Прямое обращение автора к герою.

     

    5.Анализ сцены грозы и финала повести.

  • Прочитаем выразительно сцену грозы, как приготовили её дома.

  • Здесь соединились все авторские приёмы создания характеров героев. Проиллюстрируйте это текстом.

  • К чему привела эта сцена Лизу? Как она изменилась? Обращается ли автор к ней напрямую теперь? С чем это, по вашему мнению, связано?

  • К чему привела ночная сцена Эраста? Что в нём возобладало? Как он поступил с Лизой? Почему слова матери Лизы о том, что Эраст – «ласковый, пригожий барин» теперь даются курсивом?

  • Прочитайте сцену прощания Лизы и Эраста. Она звучит отголоском сцены грозы и несёт в себе небывалое для повести до сих пор количество действий и эмоций. Давайте попробуем объяснить постановкутире в этом фрагменте. Нетрудно прийти к выводу, что все они –интонационные, и все они помогают понять состояние бедной Лизы : для неё буря жизни, вызванная любовью,заканчивается после ухода любимого, как заканчивается и сама жизнь без него.

  • Как долго Лиза надеется на новое счастье с Эрастом? Когда рушатся все её мечты? Почему это случается именно в городе? Почему Эраст не порывает с Лизой в деревне?

  • Прочитаем последний монологЭраста. Чем для него определяется «добро»?

  • Поскольку читатель уже разделяет отношение автора к его героине, то понимает, что сильнее оскорбить Лизу было бы нельзя. И именно здесь автор уже не просто рисует персонаж, не просто оценивает его, а отдаётся буре своих эмоций. Какими чувствами охвачен автор? Почему решение о самоубийстве он заставляет её принять именно на городской улице?

  • Решение это противоестественно для девушки, получившей нравственное, религиозное воспитание, верящей в Бога искренне. Ведь самоубийство – это один из самых страшных грехов.

  • Что означает слово «вдруг» для героини, когда онавернулась «под сень дубов»? От чего она очнулась? Что поняла?

  • Как заканчивает свой жизненный путь Лиза? Поступок Лизы –не столько желание свести счёты с жизнью, сколько стремление её,как «естественного» человека, , смыв грех падения, вернуться к естественному состоянию, слиться с природой.

  • Удалось ли это героине? Подтвердите текстом.

  • Автор не считает себя вправе осуждатьЛизу за её страшный поступок. Она остаётся для него «прекрасной душой и телом…нежной Лизой»

    -Каков последний штрих в характеристике Эраста? Почему автор предполагает, что «теперь…они уже примирились»? Чем это заслужил герой?

     

    6.Общие выводы из беседы.

    -Н.М.Карамзин в повести «Бедная Лиза» делает попытку психологически обосновать поведение и поступки героев. Он рисует Лизу однолинейной, добродетельной, создаёт её образ в канве «естественного» человека, предложенной западноевропейскими сентименталистами. Эраст же создан неоднозначным, мечущимся, беспокойным, ставшим несчастным потому, что душа его пассивна, потому что он, родившись в городе, получил образование , но не воспитание, как основу  нравственной и душевной чистоты. Таким образом, Н.М.Карамзин, используя новаторские приёмы создания характеров героев, утверждает столь свойственную для сентименталистов мысль о том, что  ни богатство, ни знатность не могут служить мерилом достоинств личности .Личность характеризует стремление к нравственной чистоте и искренности чувств. Именно поэтому такое потрясение вызвала в России повесть «Бедная Лиза» с её стирающей сословные предрассудки фразой матери  героини:  «…ибо и крестьянки  любить умеют!»

     

    7.Итог урока.

     

    8.Домашнее задание.

    Письменно ответить на вопрос  : «Какую роль в создании образа героини играют художественные детали?»

     

     

    Примечание..

    Работа, предшествующая представленному в разработке уроку.

    1.Первый урок по повести Р.М.Карамзина «Бедная Лиза» посвящается беседе об эмоциональном восприятии повести учащимися, повторению признаков сентиментализма как литературного направления, знакомству с теорией «естественного человека» Ж –Ж.Руссо, выявлению основных черт языка произведений сентиментализма. Можно предложить учащимся   попытаться представить себе образ повествователя в том фрагменте повести, где он выступает рассказчиком ( начало произведения).

    2. Домашнее задание с этого урока:

  • Выявить основные этапы жизни Лизыи записать их в тетрадь

  • Подготовить выразительное чтение фрагментов повести (для творческой группы)

    .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров (По повести "Бедная Лиза") »

Урок литературы в 9 классе


Тема. Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров. (По повести «Бедная Лиза».)


Цели : 1.Выявить, в чём состоит принципиальное новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров героев сентиментального произведения.

2.Выявить в ходе анализа текста, какими средствами для этого пользуется автор.

3.Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

4.Развивать речь и мышление детей.

5.Расширять читательский кругозор учащихся.

6.Прививать интерес к чтению русской классической литературы.


Оборудование : 1.Текст повести «Бедная Лиза»

2.Записи на доске.


Форма проведения: беседа, выразительное чтение



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

На прошлом уроке мы начали разговор о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Мы узнали о месте этого произведения в русской литературе, его значении, говорили о том, какое впечатление произвела повесть на вас. Мы выявили и некоторые особенности языка произведения сентиментализма. Какие именно? .

3.Постановка целей урока..

Сегодня мы обратим внимание на характеры главных героев : Лизы и Эраста –и постараемся выявить, какими средствами автор эти характеры создал.

4.Беседа по содержанию текста с его выразительным чтением.

  • Какие этапы жизни Лизы вы выделили и выписали дома?

  • Что говорит автор о внешности Лизы? Есть ли описание портрета героини? В чём же заключается тогда её красота? Какие черты характера Лизы называет автор в начале повести?

  • Можно ли назвать Лизу образованной? А воспитанной? Что воспитали в дочери отец и мать? Свой ответ подтвердите текстом.

  • Лиза – «естественный человек» - живёт на лоне природы .Зачем она идёт в город? Что для сентименталистов сосредоточено в образе города вообще?

  • Но Лиза не видит и не чувствует пока этого зла. Она встречается с молодым человеком. Что мы узнаём о нём при первой встрече?

  • Что мы узнаём об Эрасте далее? Каково первое впечатление, произведённое Эрастом на мать Лизы?

  • Отметим, что автор описывает только внешний вид Эраста, а в характеристике Лизы прибегает совсем к другому приёму. С чем сравнивает автор её глаза и щёки в момент радости? Что это добавляет образу героини?

  • Далее герои действуют самостоятельно. Кто оценивает Эраста? Почему трепещет сердце Лизы? К какому приёму характеристики героев прибегает автор?

  • Прочитайте описание Эраста, данное ему самим автором. Что здесь самое главное? Почему Эраст не мог не полюбить Лизу?

  • Прочитайте характеристику Лизы, следующую за описание героя. К какому приёму снова прибегает автор?

  • Зачем автор напрямую обращается к своей героине? Можно ли назвать это приёмом создания её характера?

  • Да, возможно, автор хотел бы предупредить Лизу, отвести от неё беду, отвести её от греха, вернуть к той мечте о счастье на лоне природы, которая была естественна для неё раньше А какова же эта мечта? Прочитайте.

  • И Эраст по виду соответствует мечте героини. Прочитайте, как он объясняется ей в любви.

  • Как развиваются отношения героев до сцены грозы? Как меняется Лиза? Как выглядит Эраст?

  • Здесь мы должны обратить внимание на первую в русской прозе попытку психологически обосновать поведение героев, их состояние и поступки: люди любят друг друга, поэтому и меняются под влиянием своего чувства. Какие неестественные для себя поступки теперь совершает Лиза?

  • Прежде, чем мы перейдём к анализу кульминационной сцены повести, сцены грозы, запишем все средства, которыми пользуется Н.М.Карамзин для создания образов своих героев:

1.Эпитеты,

2.Взаимохарактеристика,

3.Подчёркивание гармоничности «естественного» человека и природы,

4.авторские характеристики,

5.Прямое обращение автора к герою.


5.Анализ сцены грозы и финала повести.

  • Прочитаем выразительно сцену грозы, как приготовили её дома.

  • Здесь соединились все авторские приёмы создания характеров героев. Проиллюстрируйте это текстом.

  • К чему привела эта сцена Лизу? Как она изменилась? Обращается ли автор к ней напрямую теперь? С чем это, по вашему мнению, связано?

  • К чему привела ночная сцена Эраста? Что в нём возобладало? Как он поступил с Лизой? Почему слова матери Лизы о том, что Эраст – «ласковый, пригожий барин» теперь даются курсивом?

  • Прочитайте сцену прощания Лизы и Эраста. Она звучит отголоском сцены грозы и несёт в себе небывалое для повести до сих пор количество действий и эмоций. Давайте попробуем объяснить постановку тире в этом фрагменте. Нетрудно прийти к выводу, что все они –интонационные, и все они помогают понять состояние бедной Лизы : для неё буря жизни, вызванная любовью, заканчивается после ухода любимого, как заканчивается и сама жизнь без него.

  • Как долго Лиза надеется на новое счастье с Эрастом? Когда рушатся все её мечты? Почему это случается именно в городе? Почему Эраст не порывает с Лизой в деревне?

  • Прочитаем последний монолог Эраста. Чем для него определяется «добро»?

  • Поскольку читатель уже разделяет отношение автора к его героине, то понимает, что сильнее оскорбить Лизу было бы нельзя. И именно здесь автор уже не просто рисует персонаж, не просто оценивает его, а отдаётся буре своих эмоций. Какими чувствами охвачен автор? Почему решение о самоубийстве он заставляет её принять именно на городской улице?

  • Решение это противоестественно для девушки, получившей нравственное, религиозное воспитание, верящей в Бога искренне. Ведь самоубийство – это один из самых страшных грехов.

  • Что означает слово «вдруг» для героини, когда она вернулась «под сень дубов»? От чего она очнулась? Что поняла?

  • Как заканчивает свой жизненный путь Лиза? Поступок Лизы –не столько желание свести счёты с жизнью, сколько стремление её, как «естественного» человека, , смыв грех падения, вернуться к естественному состоянию, слиться с природой.

  • Удалось ли это героине? Подтвердите текстом.

  • Автор не считает себя вправе осуждать Лизу за её страшный поступок. Она остаётся для него «прекрасной душой и телом…нежной Лизой»

-Каков последний штрих в характеристике Эраста? Почему автор предполагает, что «теперь…они уже примирились»? Чем это заслужил герой?


6.Общие выводы из беседы.

-Н.М.Карамзин в повести «Бедная Лиза» делает попытку психологически обосновать поведение и поступки героев. Он рисует Лизу однолинейной, добродетельной, создаёт её образ в канве «естественного» человека, предложенной западноевропейскими сентименталистами. Эраст же создан неоднозначным, мечущимся, беспокойным, ставшим несчастным потому, что душа его пассивна, потому что он, родившись в городе, получил образование , но не воспитание, как основу нравственной и душевной чистоты. Таким образом, Н.М.Карамзин, используя новаторские приёмы создания характеров героев, утверждает столь свойственную для сентименталистов мысль о том, что ни богатство, ни знатность не могут служить мерилом достоинств личности .Личность характеризует стремление к нравственной чистоте и искренности чувств. Именно поэтому такое потрясение вызвала в России повесть «Бедная Лиза» с её стирающей сословные предрассудки фразой матери героини: «…ибо и крестьянки любить умеют!»


7.Итог урока.


8.Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос : «Какую роль в создании образа героини играют художественные детали?»



Примечание..

Работа, предшествующая представленному в разработке уроку.

1.Первый урок по повести Р.М.Карамзина «Бедная Лиза» посвящается беседе об эмоциональном восприятии повести учащимися, повторению признаков сентиментализма как литературного направления, знакомству с теорией «естественного человека» Ж –Ж.Руссо, выявлению основных черт языка произведений сентиментализма. Можно предложить учащимся попытаться представить себе образ повествователя в том фрагменте повести, где он выступает рассказчиком ( начало произведения).

2. Домашнее задание с этого урока:

  • Выявить основные этапы жизни Лизы и записать их в тетрадь

  • Подготовить выразительное чтение фрагментов повести ( для творческой группы)

.


























































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров (По повести "Бедная Лиза")

Автор: Роднина Татьяна Ивановна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141780

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства