Разработка урока по литературе в 7 классе "Планета Экзюпери". Учебное занятие является конкурсным урококм республиканского конкурса "Учитель года-2013". Выстроено для создания работы по группам: литературоведы, актеры, лингвисты, историки. Учащиеся определяют личностные качесвта героя сказки "Маленький принц" и самого автора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Планета Экзюпери" »
Учебное занятие
Тема: Планета Экзюпери и его Маленький принц
Себя отдающий другим без остатка
Однажды звездою становится сам!..
Николай Воротняк
Учитель: Амонова Оксана Васильевна
ОУ: МБОУ «Аллагинская СОШ» муниципального района «Сунтарский улус (район)»
Предмет: Литература
Класс: 6
Тип учебного занятия: урок внеклассного чтения.
Цели учебного занятия: Формирование универсальных учебных действий.
Образовательные:
- обучающиеся должны определить внутренний мир Антуана де Сент-Экзюпери через сказку «Маленький принц»;
- должны учиться находить нужную информацию из предложенного материала;
- высказывать свое мнение и доказывать свою позицию, планировать, распределять роли и обязанности в составе рабочей группы, контролировать и оценивать свою деятельность.
Развивающие: развитие воображения, сравнения, анализа.
Воспитательные: формирование умения любить родных и близких людей, отчий дом и родину, дружить с людьми независимо от их национальной принадлежности; воспитание чувства ответственности не только за себя, но и за других.
Оборудование: проектор, компьютер, фонограмма песни «Нежность» на слова Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой, «Маленький принц» на слова Н. Добронравова и музыку М.Таривердиева, толковый словарь С.И.Ожегова, атрибуты героев сказки «Маленький принц», карточки, звездочки, иллюстративный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
В исполнении учителя звучит песня «Нежность» муз и слова ?
Во время песни идет видеоряд с фотографиями Экзюпери с младшего возраста до взросления. Видео с падающим на океан самолетом и последняя фотография Экзюпери. Учитель спрашивает:
О чем эта песня?
Чье имя вы услышали в этой песне?
Кто он?
Во время каких исторических событий погиб Экзюпери?
Представителем какой страны являлся Экзюпери?
Почему Экзюпери не забывают?
Примерные ответы учащихся:
1.В этой песне говорится о печали женщины, потерявшей любимого человека.
2. Экзюпери.
3.Это известный французский писатель – летчик Антуан де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц».
4. Он погиб во время второй мировой войны.
5. Антуан де Сент-Экзюпери является представителем Франции.
6.Экзюпери бессмертен, потому что его читают до сих пор.
Учитель обобщает:
Мир потерял удивительно светлого человека… Человеческая жизнь коротка,как падение звезды.
Ставит перед учащимися проблемный вопрос, на который учащиеся должны будут ответить по итогам занятия:«Как Экзюпери стал негаснущей звездой?»
Учитель обращается к эпиграфу занятия:
Эпиграфом нашего сегодняшнего разговора служат слова Н.Воротняка:
…Себя отдающий другим без остатка
Однажды звездою становится сам!..
1.Как вы понимаете смысл этих слов?
2. Что означают слова «стать звездой»?
Обобщает: И глядя на небо, мы вспоминаем Экзюпери.
3.О чьей планете мы будем сегодня говорить?
Учитель обращается к иллюстрации Планеты и вешает на доске лист с темой и целью учебного занятия.
Тема:
Планета Экзюпери
Внутренний мир Экзюпери
?
Маленький принц
А как мы можем раскрыть его внутренний мир?
Примерные ответы учащихся:
1.Человек, который посвятил себя другим, не умирает, а становится бессмертным.
2. «Стать звездой» значит остаться в памяти людей на века, стать бессмертным.
3. О планете Экзюпери.
4. Мы можем раскрыть внутренний мир Экзюпери через факты его биографии и анализ произведения (сказку «Маленький принц»).
Обобщает: Это значит, ребята, что мы будем говорить об Экзюпери как о человеке, об его внутреннем мире.
А раскроем мы внутренний мир Экзюпери, как вы правильно сказали, через его сказку «Маленький принц». Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете после Библии. Давайте откроем для себя планету Экзюпери.
Подготовка обучающихся к восприятию сказки.
Проводит «путешествие» по сказке Экзюпери «Маленький принц».
Давайте познакомимся с путешествием Маленького принца.
В ходе этого маленького путешествия научимся определять, какие качества в человеке не нравились самому Экзюпери?
Слово учителя: Итак, Маленький принц начинает свое путешествие с родной планеты В-612, где он оставляет свою розу.
Один из учащихся выходит к доске и, щелкая по презентации, распределяет ответы своих одноклассников по карте.
Учащиеся распределяют портреты персонажей по планетам по карточкам с готовыми текстами:
Ученик читает:
Этому герою кажется, что он правит всем. Но он отдавал приказания, например, зажечься звездам только под вечер, когда наступали «благоприятные условия».
Отвечают:
На первом астероиде жил король. Это был абсолютный монарх. Маленький принц не подружился с ним, потому что этот король не умеет дружить, он живет только ради себя и всех остальных считает подданными.
Читает:
Он попросил Маленького принца захлопать в ладоши, чтобы снять шляпу и скромно раскланяться, ведь он был уверен, что всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
Отвечают:
На второй планете жил честолюбец.
Герой не стал связывать с честолюбцем отношения, потому что этот человек занят только самолюбованием, и ему нет дела до остальных.
Читает:
Он делал «это», чтобы забыть, что ему совестно делать «это», это был замкнутый круг, от которого не было выхода. После посещения планеты Пьяницы Маленькому принцу было очень печально. И ему стало искренне жаль этого взрослого.
Отвечают:
На третьей планете жил пьяница: он был настолько занят своим горем, что даже не заметил Маленького принца.
Читает:
Этот человек писал на бумажке, сколько у него звезд. Потом клал эту бумажку в ящик и запирал его на ключ. А пользы от этого никакой.
Отвечают:
4.Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Дружить с человеком, который умеет жить только своей пользы не может стать истинным другом: ведь для того, чтобы дружить нужно уметь и отдавать что-то свое.
Читает:
Это единственный персонаж, который понравился Маленькому принцу, потому что то, что он делал было по-настоящему красиво.
Отвечают:
На пятой планете жил фонарщик. Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Принц с ним не подружился, потому что у фонарщика не было времени.
Читает:
Этот человек назвал цветок Маленького принца «эфемерным, это значит: тот, что должен скоро исчезнуть».
Отвечают:
На шестой планете жил географ. Географ ведет счет горам, рекам, морям, но сам не знает, что есть на его собственной планете. То есть его наука оказывается бесполезной, очень далекой от жизни.
Обобщают: Мы определили, что автору не нравятся люди:
не настоящие как король,
занятые только собой как честолюбец,
пьяница,
живущие без пользы как деловой человек,
считающие жизнь недолговечной как географ,
не умеющие планировать свою жизнь как фонарщик.
Маленькому принцу не понравились качества характера этих взрослых.
Давайте откроем для себя планету Экзюпери. А для этого я предлагаю вам поработать по группам.
Есть четыре группы: это группа “PR”, что в переводе с английского языка означает «Связь с общественностью», это группа «Театралов», они будут инсценировать эпизод из сказки, это группа «Литературоведов» и группа «Астронавтов», которые поведают нам о планетах, на которых побывал маленький принц. Я хочу, чтобы вы выбрали, в какой группе будете работать. Работа каждой группы будет оцениваться другими группами. (Каждая группа выступает о проделанной работе перед всем классом, другие оценивают справились ли они с заданием. Роли в команде распределяются самими детьми, кто-то выступает за главного и распределяет должности, задания, роли).
На сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, какова же планета Экзюпери?
Распределите героев, которых встречает Маленький принц во время своего путешествия.
Н этой планете он оставил беззащитный цветок.
Он был облачен в пурпур и горностай, он восседал на троне - очень простом и все же величественном.
Он попросил Маленького принца захлопать в ладоши, чтобы снять шляпу и скромно раскланяться, ведь он был уверен, что всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
Он делал «это», чтобы забыть, что ему совестно делать «это», это был замкнутый круг, от которого не было выхода.
Этот человек писал на бумажке, сколько у него звезд. Потом клал эту
бумажку в ящик и запирал его на ключ.
Маленький принц смотрел на этого человека, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову.
Этот человек назвал цветок Маленького принца «эфемерным, это значит: тот, что должен скоро исчезнуть».
На этой планете Маленький принц обрел настоящих друзей: лиса и летчика.
Ответы первой группы:
Учитель: перед началом нашего путешествия давайте вспомним, на каких планетах побывал Маленький принц, кого он встретил на своем пути:
Точка отсчета начинается с родной планеты Маленького принца В – 612, где герой оставляет свою розу.
На первом астероиде жил король. Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания.
На второй планете жил честолюбец, который думал, что на этой планете он всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
На третьей планете жил пьяница. Он пил, чтобы забыть, что ему совестно от того, что он пьет. Это был замкнутый круг, от которого невозможно было выйти.
Четвертая планета принадлежала деловому человеку, который был занят делом считать звезды. Эти звезды он приписывал себе, потому что до него никто до этого не додумался.
На пятой планете жил фонарщик. Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову.
На шестой планете жил географ. Он назвал цветок Маленького принца эфемерным, это значит: тот, что должен скоро исчезнуть. Он посоветовал посетить Землю.
И седьмая планета была Земля. И на Земле он узнал самые сокровенные истины жизни.
Вывод:
Учитель: Чем же похожи друг на друга все обитатели планет? Что Маленький принц говорит о них? (“Какие же они странные, эти взрослые?”) В чем же их странность? Почему наш герой не задержиавется надолго на этих планетах? Можем ли мы встретить таких взрослых в нашем мире?
Учитель: маленький принц не впускает в свою душу этих взрослых: мнимого короля, честолюбца, который то и дело был занят самолюбованием, пьяницу, который никак не мог отказаться от вредной привычки, делового человека, котррый занят только жаждой наживы, географа, который не умел ценить самого главного. Он всех их называ “очень странными”.
Справились ли ребята с заданем, найти карту полета Маленького принца? Вспомнили мы обитателей астероидов? Что мы поняли из этого?
Задания для “PR» группы. Ваша задача через СМИ (средства массовой информации) создать имидж писателя, показать самые необычные стороны из его жизни, подчеркнуть его неординарность. Для этого вам необходимо найти из материалов Википедии ответы на примерные вопросы.
Работа с картиной Пабло Пикассо Девочка на шаре.
О том, что мир хрупкий нужно думать не только во время катаклизмов, войн, и разрушений, об этом нужно думать всегда.
Астероид 2578 Сент-Экзюпери, открыт астрономом Татьяной Смирновой (открыт 2 ноября 1975 под номером «B612»);
Он вернулся к нам в своих произведениях. Пока читают его произведения, а как мы говорили, сказка «Маленький принц» самая читаемая книга на всем белом свете, значит Экзюпери живет в сердцах половины жителей планеты, и он живет в каждом из нас.
самолет
Рыцарь
– Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?
– Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
– Из ваших примеров видно, что Заповеди Маленького принца не реализуются людьми на планете Земля в полном объеме. Так что, будем жить, как живем ИЛИ…?
– Что же оказывается по-настоящему ценным на Земле?
7. Подведем итоги (рефлексия)
Чем запомнился вам сегодняшний урок?
Что нового вы раскрыли для себя?
О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
Пилот "Мессершмитта", патрулировавшего этот район, отрапортовал о том, что расстрелял безоружный "Лайтнинг П-38" (точно такой же, и у Сент-Экзюпери), - подбитый самолет отвернул, задымил и рухнул в море. Люфтваффе не засчитало ему победу: свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолета не нашли. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...
По мнению исследователей творчества и биографов писателя, небо дало литератору Сент-Эксу (так называли его друзья) широкий, философский взгляд на мир, на Планету людей. Он ощущал себя не только французом, но и Человеком Земли. А небо, авиацию воспринимал и показывал в своих произведениях как своеобразный мостик, ступеньки к планетарному единству. Экипаж для Экзюпери – это семья близких по духу людей, единомышленников, сплоченных общим делом и необходимостью совместно противостоять опасностям, которыми полна воздушная стихия. Это и своего рода прообраз (в философском, гуманистическом смысле) будущего общепланетарного братства людей, сообщества, в основе которого – Человек как высшая ценность.
Учитель дарит каждому учащемуся открытку с афоризмами Маленького принца:
Афоризмы:
«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»
«Среди людей тоже одиноко»;
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь»;
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
«Там хорошо, где нас нет»;
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
«У каждого человека свои звезды»;
«Надо судить не по словам, а по делам»;
«Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения»;
«Самое трудное – судить себя. Это куда труднее, чем судить других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
И красивая легенда об исчезнувшем в небе Франции писателе летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжает жить: он растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам – так же, как и его Маленький принц...
Он ощущал себя не только французом, он был общепланетарным человеком, человеком Земли!