kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе "Слово о погибели Русской земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе  «Слово о погибели Русской земли».

        Цель:    

  • выявить  историческую основу произведения, проявляющуюся в стремлении автора вселить в сердца людей мужество, бодрость, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врагов, преодоление княжеской розни и усобицы;  особенностей поэтики «Слова о погибели Русской земли»;
  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и литературе; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «правоверный».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение о нашествии Батыя»

К уроку №6


Сообщение «историка» о нашествии Батыя.


В августе 1227 года умер Чингисхан. Но его смерть не положила конец монгольским завоеваниям. Преемники великого кагана продолжили агрессивную политику. Они значительно расширили границы империи и превратили её из огромной в необъятную державу. Немалый вклад в это внёс внук Чингисхана хан Батый. Именно он начал Великий западный поход, который ещё именуют как нашествие Батыя.

Войска Батыя в 1237 году форсировали Волгу и двинулись в сторону русских княжеств. По пути армия разделилась. Два тумэна (тумэн – воинское подразделение в монгольской армии численностью в 10 тысяч человек) ушло на юг в сторону Крымских. Сам же Батый и Субэдэй-багатур двинулись с оставшимися людьми к границам Рязанского княжества.

Киевская Русь в XIII веке не представляла собой единого государства. Ещё в первой половине XII века она распалась на отдельные княжества. Это были абсолютно самостоятельные образования, не признававшие власть киевского князя. Между ними постоянно шли войны. В результате разрушались города и гибли люди. Время это называется периодом феодальной раздробленности.

Оказавшись на рязанских землях, Батый послал парламентариев с требованием выдать ему продовольствие и лошадей. Рязанский князь Юрий ответил отказом. Он вывел свою дружину из города, чтобы сразиться с монголами. На помощь к нему подошли князья из города Мурома. Но когда монголы развернулись лавой и пошли в атаку, русские дружины дрогнули и побежали. Она заперлись в городе, а войска Батыя встали осадой вокруг него.

Но только монголы отпраздновали победу, как в тыл им ударил рязанский боярин Евпатий Коловрат. Его отряд насчитывал не более 2 тысяч воинов. С этой горсткой людей он мужественно противостоял двум монгольским тумэнам. Рубка была страшной. Но враг, в конце концов, одержал победу, благодаря своей численности. Сам Евпатий Коловрат был убит, полегло и много его дружинников. В знак уважения к мужеству этих людей Батый отпустил оставшихся в живых с миром.

После этого монголы осадили Коломну, а другая часть войск окружила Москву. Оба города пали. Москву войска Батыя взяли штурмом 20 января 1238 года после осады, длившейся 5 дней. Таким образом, захватчики оказались на земле Владимиро-Суздальского княжества и двинулись к городу Владимиру.

Войска Батыя осадили Владимир. Город продержался всего 8 дней и пал в первых числах февраля 1238 года.

После этого основные силы монголов двинулись на Суздаль и Переславль.

На юг захватчики также двигались двумя отрядами. Это главные силы и несколько тысяч всадников во главе с Бурундаем. На пути основной группы войск оказался город Козельск. Его жители отказались открыть ворота. Монголы организовали осаду и стали штурмовать стены. Но их военные потуги оказались безрезультатными. Долгих 7 недель жители небольшого города сдерживали бешеные атаки врага.

В середине мая подошёл отряд Бурундая. Вражеская группировка усилилась, и начался последний штурм. Он продолжался практически без перерыва в течение 3-х дней. Наконец, когда на стенах уже не осталось взрослых мужчин, а их заменили женщины и подростки, монголы сумели овладеть городом. Они полностью уничтожили его, а оставшихся в живых жителей вырезали.

Мужественная оборона Козельска окончательно подорвала силы монгольского войска. Быстрым маршем, практически нигде не останавливаясь, монголы пересекли границы Черниговского княжества, и ушли в низовья Волги. Здесь они отдохнули, набрались сил, пополнили свои тумэны людскими ресурсами за счёт булгар и русичей и начали второй поход на запад.

Нужно отметить, что не все русские города оказывали сопротивление захватчикам. Жители некоторых из них договаривались с монголами. Так, например, богатый Углич снабдил захватчиков лошадьми, провиантом, и Батый не тронул город. Некоторые русские люди с готовностью шли на службу к монголам. Таких «героев» летописцы называли «наихудшими христианами».

Второе нашествие Батыя в русские земли началось весной 1239 года. Захватчики прошлись по уже разорённым города, а затем осадили Переславль и Чернигов. Захватив эти города и разграбив их, монголы устремились к Днепру. Теперь их целью был город Киев. Тот же изнывал от княжеских распрей. На момент осады в стольном граде даже не оказалось ни одного князя. Оборону возглавил тысяцкий Дмитра.

Началась осада 5 сентября 1240 года. Гарнизон города был небольшим, но он продержался до середины ноября. Только 19 числа монголы взяли город, а Дмитра попал в плен. Далее наступила очередь Волынского княжества. Жители города Волынь вначале хотели оказать сопротивление захватчикам, но болховские князья, имевшие дома в южной части города, договорились с монголами. Горожане дали Батыю коней, провизию и тем самым сохранили свои жизни.

Нашествие Батыя является, безусловно, грандиозным мероприятием. Монголы прошли огромный путь от реки Онон до Адриатического моря. В то же время поход на запад нельзя назвать завоевательным. Это был скорее набег, типичный для кочевников. Монголы разрушали города, убивали людей, грабили, но после этого уходили и не обкладывали данью покорённые районы.

Примером тому может служить Русь. Ни о какой дани в течение 20 лет после нашествия Батыя и разговора не было. Исключением являлись лишь Киевское и Черниговское княжества.


Просмотр содержимого документа
«Сообщение о храме Покрова на Нерли»

К уроку №6


Сообщение о церкви Покрова на Нерли (1165).



Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Расположен на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Во время постройки храма Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной "стрелке", оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь заметно возвышается над берегом старицы Клязьмы. Подножием храму служит округлый специально насыпанный холм. Вокруг раскинулся заливной луг.

Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Храм был построен княжьей строительной дружиной, собравшей "из всех земль все мастеры" под началом северо-итальянского зодчего от Фридриха Барбароссы.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." Сначала вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова. Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви.

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя, к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым.

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской.


Просмотр содержимого документа
«Урок 6»

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 6.

Тема. «Слово о погибели Русской земли».

Цель:

  • выявить историческую основу произведения, проявляющуюся в стремлении автора вселить в сердца людей мужество, бодрость, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врагов, преодоление княжеской розни и усобицы; особенностей поэтики «Слова о погибели Русской земли»;

  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • воспитывать интерес к русской истории и литературе; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «правоверный».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.


Эпиграф. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни.

Д.С.Лихачёв


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь.

Впервые оно было обнаружено только в конце 1870-х годов К. Г. Евлетьевым и опубликовано в 1892 году X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в конце 1940-х.

«Слово о погибели Русской земли» исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре — образ Русской земли, «светло-светлой» и «красно-украшенной». Неизвестный поэт начинает с восторженного обращения к родине «удивленной», то есть ставшей дивною своими многими красотами. В длинной ритмической фразе он перечисляет эти красоты, начиная прежде всего с родной природы.


2.2. Выразительное чтение от слов «О светлая и красно украшенная земля Русская!» до слов «...о правоверная христианская!».


2.3.Лексическая работа: правоверный. (Задание 1 рабочей тетради, с.17, ч.1)

Правоверный - строго придерживающийся какой-либо веры, религии. ◆ правоверный христианин ◆ правоверный мусульманин.


2.4. Работа с таблицей.

Все перечисленные красоты и ценности слагаются в одно понятие Родины. В него входят и родной пейзаж, и родные селения, и родные люди, и политическая власть, и гордое национальное имя, и, наконец, сознание своего избранничества среди других народов.

- Какой предстает Русь в описании автора до «погибели», беды, пришедшей на ее земли? Выпишите из прочитанного отрывка во вторую часть таблицы (задание 2 рабочей тетради, с.17-18, ч.1) слова, соответствующие понятиям, указанным в первой части, подчеркните эпитеты.

Родина в представлении автора «Слова о погибели Русской земли»

Родной пейзаж

«...дивишь озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными»

Родные селения

«...городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными...»

Родные люди

«...многими красотами ты нас дивишь...»

Политическая власть

«...и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!»

Гордое национальное имя, сознание своего избранничества среди других народов

«Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная христианская!»

Итоги работы.

- Какими изображены родной пейзаж, селения в «Слове...»?

Картина природы в «Слове...» очень последовательна: она начинается со «многих озер», за ними следуют реки и кладези-источники, затем крутые горы, высокие холмы, всюду частые дубравы и дивные, плодородные поля. Это скорее северный пейзаж озерной полосы, где с холмов сбегают истоки рек, где среди березовых и хвойных лесов стоят кладези, блестит гладь озер и ширь полей.

За картиной природы, на главном ее фоне, идет перечисление живых в строго логическом порядке: различные звери и бесчисленные птицы населяют дубравы и леса, люди создали великие города и дивные, богатые села, а в них и около них монастырские сады и церкви.


2.5. Сообщение о церкви Покрова на Нерли (1165).

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Расположен на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Во время постройки храма Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной "стрелке", оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь заметно возвышается над берегом старицы Клязьмы. Подножием храму служит округлый специально насыпанный холм. Вокруг раскинулся заливной луг.

Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Храм был построен княжьей строительной дружиной, собравшей "из всех земль все мастеры" под началом северо-итальянского зодчего от Фридриха Барбароссы.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." Сначала вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова. Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви.

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя, к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым.

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской.


- Известный русский критик, писатель и историк Н.А. Полевой, еще свыше ста лет тому назад определил «Слово...» как «явную поэму, только в прозе». Какими художественно-поэтическими средствами пользовался автор? Какие эпитеты подчеркивают могущество власти?

- Назовите эпитеты, свидетельствующие о восторженном отношении автора к красоте Русской земли.


2.6. Слово учителя.

Именно в эпитетах проявляется связь «Слова...» с народной поэзией, особенно многозначительная для произведения, посвященного прославлению родины. Все это нарастание — постепенный переход от тихой природы к живым людям, от красочного фона широкой, безбрежной картины к главным героям будущей песни — характеризует настоящего мастера слова с большим эстетическим чутьем. После этого величественного приступа, в котором понятие родины дано в красочных, экспрессивных образах, поэт переходит к ее более точному описанию.


2.7. Выразительное чтение от слов «Отсюда до угор...» до конца.


2.8. Слово учителя.

Автор «Слова...» точно раскрывает перед читателем карту Русской земли первой половины XIII века и последовательно называет ее соседей, таки не поясняя нам откуда — «отселе» — он ведет свой обзор русских рубежей. В полном соответствии с действительностью он перечисляет западных cоседей Русской земли с юга на север.


2.9. Сообщение учащегося. «Западные соседи Русской земли с севера на юг» (по материалам «Краткого толкового словаря» учебника). Заполнение второй части таблицы (задание 3 рабочей тетради, с.18-19).

Западные соседи Русской земли с юга на север

Устюг

Город Великий Устюг в низовьях Сухоны, притока Северной Двины

Немцы

Под немцами подразумеваются шведские народы

Тойминцы поганые

Языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы — притоков Северной Двины

Дышучее море

Белое море и Северный Ледовитый океан (названы «дышучими» из-за больших приливов и отливов)

До болгар

Волжские болгары, обитавшие в районе впадения Камы в Волгу

До черемис

Марийцы


2.10. Слово учителя.

Автор ведет границу от угор «до ляхов, до чехов».

Это противопоставление избранного культурного народа окружающим его кольцом иноверным, по большей части языческим народам типичными для Средневековья и показывает, как национальное сознание обостряется на почве религиозных различий.

Географические термины автора и его политические намеки ведут нас опять к определенному времени — к 20—30-м годам XIII века, к определенным лицам — князьям.


2.11. Сообщение учащегося «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие». Заполнение второй части таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.1920, ч.1).

Великого князя Ярослава

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978— 1054), сын Владимира Святославича Киевско­го. В 1019 году утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объеди­нил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038—1042 годах пред­принял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с рус­скими княжествами, земли.

Великому князю Всеволоду…

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154— 1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Моно­маха. В 1162 году, изгнанный братом Андре­ем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 году вернулся. С 1176 года — великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 годах предпринял по­ходы на волжских болгар и мордву.

Отцу его Юрию…

Юрий Владимирович Долгорукий (кон. 90-х гг. XI в. — 1157), сын Владимира Мономаха, князь суздальский и киевский. В годы правления Юрия Долгорукого впервые упоминается под 1147 годом Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 году. При нем начался экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси. В 1120 году Юрий Долгору­кий предпринял поход на волжских болгар.

Владимиру Мономаху…

Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125), великий князь киевский (1113—1125). В период монголо-татарского нашествия и ига имя Владимира Мономаха было символом за­щитника Русской земли от внешних врагов.

Мануил Царегородский

Византийский император Мануил Комнин. Упоминание его как современника Владимира Мономаха ошибочно.

От великого Ярослава и до Владимира и до нынешнего Ярослава нынешнего

От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха, Ярослав Всеволодович (1191—1246), великий князь владимирский (1238—1246), сын Всеволода Большое Гнездо; отец Александра Невского.

До брата его Юрия, князя Владимирского

Юрий Всеволодович (1188—1238), великий князь владимирский. Погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити 4 марта 1238 года. После гибели Юрия Всеволодовича владимирский стол занял его брат Ярослав Всеволодович

• Как вы думаете, о какой беде, «приключившейся с христианами», идет речь, если помнить, что «Слово...» представляет начало неизвестной нам поэмы XIII века?


2.12. Сообщение «историка» о нашествии Батыя.

В августе 1227 года умер Чингисхан. Но его смерть не положила конец монгольским завоеваниям. Преемники великого кагана продолжили агрессивную политику. Они значительно расширили границы империи и превратили её из огромной в необъятную державу. Немалый вклад в это внёс внук Чингисхана хан Батый. Именно он начал Великий западный поход, который ещё именуют как нашествие Батыя.

Войска Батыя в 1237 году форсировали Волгу и двинулись в сторону русских княжеств. По пути армия разделилась. Два тумэна (тумэн – воинское подразделение в монгольской армии численностью в 10 тысяч человек) ушло на юг в сторону Крымских. Сам же Батый и Субэдэй-багатур двинулись с оставшимися людьми к границам Рязанского княжества.

Киевская Русь в XIII веке не представляла собой единого государства. Ещё в первой половине XII века она распалась на отдельные княжества. Это были абсолютно самостоятельные образования, не признававшие власть киевского князя. Между ними постоянно шли войны. В результате разрушались города и гибли люди. Время это называется периодом феодальной раздробленности.

Оказавшись на рязанских землях, Батый послал парламентариев с требованием выдать ему продовольствие и лошадей. Рязанский князь Юрий ответил отказом. Он вывел свою дружину из города, чтобы сразиться с монголами. На помощь к нему подошли князья из города Мурома. Но когда монголы развернулись лавой и пошли в атаку, русские дружины дрогнули и побежали. Она заперлись в городе, а войска Батыя встали осадой вокруг него.

Но только монголы отпраздновали победу, как в тыл им ударил рязанский боярин Евпатий Коловрат. Его отряд насчитывал не более 2 тысяч воинов. С этой горсткой людей он мужественно противостоял двум монгольским тумэнам. Рубка была страшной. Но враг, в конце концов, одержал победу, благодаря своей численности. Сам Евпатий Коловрат был убит, полегло и много его дружинников. В знак уважения к мужеству этих людей Батый отпустил оставшихся в живых с миром.

После этого монголы осадили Коломну, а другая часть войск окружила Москву. Оба города пали. Москву войска Батыя взяли штурмом 20 января 1238 года после осады, длившейся 5 дней. Таким образом, захватчики оказались на земле Владимиро-Суздальского княжества и двинулись к городу Владимиру.

Войска Батыя осадили Владимир. Город продержался всего 8 дней и пал в первых числах февраля 1238 года.

После этого основные силы монголов двинулись на Суздаль и Переславль.

На юг захватчики также двигались двумя отрядами. Это главные силы и несколько тысяч всадников во главе с Бурундаем. На пути основной группы войск оказался город Козельск. Его жители отказались открыть ворота. Монголы организовали осаду и стали штурмовать стены. Но их военные потуги оказались безрезультатными. Долгих 7 недель жители небольшого города сдерживали бешеные атаки врага.

В середине мая подошёл отряд Бурундая. Вражеская группировка усилилась, и начался последний штурм. Он продолжался практически без перерыва в течение 3-х дней. Наконец, когда на стенах уже не осталось взрослых мужчин, а их заменили женщины и подростки, монголы сумели овладеть городом. Они полностью уничтожили его, а оставшихся в живых жителей вырезали.

Мужественная оборона Козельска окончательно подорвала силы монгольского войска. Быстрым маршем, практически нигде не останавливаясь, монголы пересекли границы Черниговского княжества, и ушли в низовья Волги. Здесь они отдохнули, набрались сил, пополнили свои тумэны людскими ресурсами за счёт булгар и русичей и начали второй поход на запад.

Нужно отметить, что не все русские города оказывали сопротивление захватчикам. Жители некоторых из них договаривались с монголами. Так, например, богатый Углич снабдил захватчиков лошадьми, провиантом, и Батый не тронул город. Некоторые русские люди с готовностью шли на службу к монголам. Таких «героев» летописцы называли «наихудшими христианами».

Второе нашествие Батыя в русские земли началось весной 1239 года. Захватчики прошлись по уже разорённым города, а затем осадили Переславль и Чернигов. Захватив эти города и разграбив их, монголы устремились к Днепру. Теперь их целью был город Киев. Тот же изнывал от княжеских распрей. На момент осады в стольном граде даже не оказалось ни одного князя. Оборону возглавил тысяцкий Дмитра.

Началась осада 5 сентября 1240 года. Гарнизон города был небольшим, но он продержался до середины ноября. Только 19 числа монголы взяли город, а Дмитра попал в плен. Далее наступила очередь Волынского княжества. Жители города Волынь вначале хотели оказать сопротивление захватчикам, но болховские князья, имевшие дома в южной части города, договорились с монголами. Горожане дали Батыю коней, провизию и тем самым сохранили свои жизни.

Нашествие Батыя является, безусловно, грандиозным мероприятием. Монголы прошли огромный путь от реки Онон до Адриатического моря. В то же время поход на запад нельзя назвать завоевательным. Это был скорее набег, типичный для кочевников. Монголы разрушали города, убивали людей, грабили, но после этого уходили и не обкладывали данью покорённые районы.

Примером тому может служить Русь. Ни о какой дани в течение 20 лет после нашествия Батыя и разговора не было. Исключением являлись лишь Киевское и Черниговское княжества.


• Кому из князей уделено особое внимание в «Слове...»?

• Что более всего, по мнению автора «Слова...», свидетельствует о силе и величии Владимира Мономаха?


2.13. Слово учителя.

К началу XIII века относится заметное усиление литовских набегов на Русскую землю. В 1226 году литовцы отвоевали Новгородскую землю. По Лаврентьевской летописи, главным героем отражения литовского нападения был Ярослав Всеволодович. Литовские набеги повторились и дальше, в 1229-м, в 1233 годах.

«Тогда угры укрепляли каменные горы железными воротами, боясь Мономаха, теперь они притязают на Галицию, и Коломан даже коронуется в Галиче. Ноткой иронии врывается шутка: «...а немцы радовались далеко будучи за синим морем». Во времена Мономаха немцы не появлялись еще на балтийских берегах, теперь они укрепились там, взяли Юрьев и угрожают Пскову и Новгороду. Сам царь Мануил опасался Mономаха и посылал ему великие дары, чтобы великий Володимер не взял у него Царьград.

Восточные инородцы — буртасы, черемиса, мордва и вяда — бортничали на Мономаха, то есть давали ему дань диким медом, теперь приходится воевать с непокорной мордвой».


III. Подведение итогов урока.

• Как проявляется авторская позиция в «Слове о погибели Русской земли»? (Задание 6 рабочей тетради, с.21, ч.1)

Автор сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком. Он paссказывает о том, как Владимир Мономах добился прекращения усобиц, сплотил все силы Руси для борьбы со степными кочевниками и нанес им сокрушительный удар. Поэтому в «Слове...» образ Мономаха приобретает героическое и эпическое звучание.


Слово учителя.

После Владимира и до «ныняшняго Ярослава», «до брата его Юрья» продолжается период княжеских раздоров, что и привело к «погибели Русской земли», то есть захвату ее татарами.

Сопоставление «Слова о погибели Русской земли» с летописями показывает, что о «погибели» земли русские люди стали говорить только после захвата Батыем Киева, который в глазах народа продолжал оставаться центром Русской земли (об этом же свидетельствуют былины). В связи с этим естественнее всего предположить, что «Слово...» было написано не ранее 1240 года, после взятия татарами Киева.

- Какова художественная идея «Слова о погибели Русской земли»?

Автор ставил своей задачей вселить в сердца людей мужество, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врага, что можно достичь лишь преодолев княжескую рознь и усобицы — «болезнь».


IV. Домашнее задание.

1.Прочитать «Житие Александра Невского», с.54-60, ч.1.

2.Составить словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил (задание 5 рабочей тетради, с.23, ч.1).

3.Составить цитатный план к теме «Личность Александра Невского в Житии…» (задание 4 рабочей тетради, с.22. ч.1).

4.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «историка» об Александре Невском;

- подготовить художественный пересказ вставного эпизода (рассказ Пелгуя о видении и сцены, свидетельствующие о том, что творец способствует победам князя Александра);

- подготовить рассказ о шести помощниках Александра;

- подготовить сообщение об Иосифе, Самсоне, Веспасиане;

- подготовить сообщение о раке Александра Невского.


7


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

«Слово о погибели Русской земли» Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «Заболотовская СОШ» Ольховатского района Воронежской области Бурлуцкой Е.А.

«Слово

о погибели

Русской земли»

Презентация

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Заболотовская СОШ»

Ольховатского района Воронежской области

Бурлуцкой Е.А.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Д.С.Лихачёв

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Д.С.Лихачёв

«Слово о погибели Русской земли» О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами — всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

«Слово о погибели Русской земли»

О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами — всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Родина в представлении автора  «Слова о погибели Русской земли» Родной пейзаж «...дивишь озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными» Родные селения «...городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными...» Родные люди «...многими красотами ты нас дивишь...» Политическая власть «...и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!» Гордое национальное имя, сознание своего избранничества среди других народов «Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная христианская!» Какими изображены родной пейзаж, селения в «Слове...»?

Родина в представлении автора «Слова о погибели Русской земли»

Родной пейзаж

«...дивишь озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными»

Родные селения

«...городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными...»

Родные люди

«...многими красотами ты нас дивишь...»

Политическая власть

«...и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!»

Гордое национальное имя, сознание своего избранничества среди других народов

«Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная христианская!»

Какими изображены родной пейзаж, селения в «Слове...»?

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества.  Расположен на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче.

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества.

Расположен на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы.

Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче.

Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймичи погании и за Дышючим морем, от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половьци дети своя полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникываху. А угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не възехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем. Буртаси, черемиси, веда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И кюр Мануил Цесарегородскыи опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял.           А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава, и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймичи погании и за Дышючим морем, от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половьци дети своя полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникываху. А угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не възехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем. Буртаси, черемиси, веда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И кюр Мануил Цесарегородскыи опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял.          А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава, и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

Западные соседи Русской земли с юга на север Устюг Город Великий Устюг в низовьях Сухоны, притока Северной Двины  Немцы Под немцами подразумеваются шведские народы  Тойминцы поганые Языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы — притоков Северной Двины  Дышучее море Белое море и Северный Ледовитый океан (названы «дышучими» из-за больших приливов и отливов)  До болгар Волжские болгары, обитавшие в районе впадения Камы в Волгу  До черемис Марийцы

Западные соседи Русской земли с юга на север

Устюг

Город Великий Устюг в низовьях Сухоны, притока Северной Двины

Немцы

Под немцами подразумеваются шведские народы

Тойминцы поганые

Языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы — притоков Северной Двины

Дышучее море

Белое море и Северный Ледовитый океан (названы «дышучими» из-за больших приливов и отливов)

До болгар

Волжские болгары, обитавшие в районе впадения Камы в Волгу

До черемис

Марийцы

Древнерусские княжества в XII – начале XIII века

Древнерусские княжества в XII – начале XIII века

Князь Ярослав Мудрый Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978— 1054), сын Владимира Святославича Киевско­го. В 1019 году утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объеди­нил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры.

Князь Ярослав Мудрый

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978— 1054), сын Владимира Святославича Киевско­го. В 1019 году утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объеди­нил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры.

Князь Всеволод Большое Гнездо Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154— 1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Моно­маха. В 1162 году, изгнанный братом Андре­ем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 году вернулся. С 1176 года — великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 годах предпринял по­ходы на волжских болгар и мордву.

Князь Всеволод Большое Гнездо

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154— 1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Моно­маха. В 1162 году, изгнанный братом Андре­ем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 году вернулся.

С 1176 года — великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 годах предпринял по­ходы на волжских болгар и мордву.

Князь Юрий Долгорукий Юрий Владимирович Долгорукий (кон. 90-х гг. XI в. — 1157), сын Владимира Мономаха, князь суздальский и киевский. В годы правления Юрия Долгорукого впервые упоминается под 1147 годом Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 году. При нем начался экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси. В 1120 году Юрий Долгору­кий предпринял поход на волжских болгар.

Князь Юрий Долгорукий

Юрий Владимирович Долгорукий (кон. 90-х гг. XI в. — 1157), сын Владимира Мономаха, князь суздальский и киевский. В годы правления Юрия Долгорукого впервые упоминается под 1147 годом Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 году. При нем начался экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси. В 1120 году Юрий Долгору­кий предпринял поход на волжских болгар.

Князь Владимир Мономах Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125), великий князь киевский (1113—1125). В период монголо-татарского нашествия и ига имя Владимира Мономаха было символом за­щитника Русской земли от внешних врагов.

Князь Владимир Мономах

Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125), великий князь киевский (1113—1125).

В период монголо-татарского нашествия и ига имя Владимира Мономаха было символом за­щитника Русской земли от внешних врагов.

Нашествие Батыя на Русь

Нашествие Батыя на Русь

Художественная идея «Слова о погибели Русской земли» Вселить в сердца людей мужество, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врага, что можно достичь лишь преодолев княжескую рознь и усобицы — «болезнь».

Художественная идея

«Слова о погибели Русской земли»

Вселить в сердца людей мужество, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врага, что можно достичь лишь преодолев княжескую рознь и усобицы — «болезнь».

Использованные ресурсы Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 8 класс». В двух трех частях. Автор-составитель Г.С.Меркин - Москва: «Русское слово», 2008- 2013; Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). В двух частях. Автор Ф.Е. Соловьёва; Москва, «Русское слово», 2013; Методическое пособие для учителя  «Уроки литературы. 8 класс». Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина; Москва, «Русское слово», 2012; http://ppf.asf.ru/drl/pogib.html http://ru.wikipedia https://www.google.ru/

Использованные ресурсы

Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 8 класс». В двух трех частях. Автор-составитель Г.С.Меркин - Москва: «Русское слово», 2008- 2013;

Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). В двух частях. Автор Ф.Е. Соловьёва; Москва, «Русское слово», 2013;

Методическое пособие для учителя «Уроки литературы. 8 класс». Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина; Москва, «Русское слово», 2012;

http://ppf.asf.ru/drl/pogib.html

http://ru.wikipedia

https://www.google.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы в 8 классе "Слово о погибели Русской земли"

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 07.09.2014

Номер свидетельства: 113383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему "Обобщающий урок""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_na_temu_obobshchaiushchii_urok"
    ["file_id"] => string(6) "540201"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582034410"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по теме "Уроки "Слова..." (по памятнику ДРЛ "Слово о полку Игореве")"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-tiemie-uroki-slova-po-pamiatniku-drl-slovo-o-polku-ighorievie"
    ["file_id"] => string(6) "282440"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453705273"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по предмету окружающий мир "Великий круговорот жизни" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-vielikii-krughovorot-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "189728"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427020878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства