Описание урока литературы в 9 классе.
Тема урока: «Уроки «Слова о полку Игореве».
Цель урока:
Задачи урока:
Предметные:
- сформировать целостное восприятие текста литературного восприятия.
- Раскрыть художественную картину мира, воспроизведенную автором «Слова…»
Метапредметные:
Развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами;
Личностные:
Способствовать развитию нравственных качеств.
Средство: презентация, карта, аудиозапись оперы.
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Ход урока: приветствие.
1.Мотивация:
- Что означает слово «урок»?
Справка из толкового словаря Владимира Даля:
Урок- срочная задача ученику или рабочим
Урок-назиданье
-Какие уроки дают художественные произведения?
-О чем мы будем рассуждать?
Ответы учащихся: уроки доброты, нравственности.
Притча:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло- зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»
-Как вы думаете, ребята, какой волк в конце побеждает?
-Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: « Всегда побеждает тот волк, которого кормишь»
-Какую мораль содержит в себе эта притча?
-Если ты в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать- в тебе победит волк-зло.
-Притчи гуманны и дают представление о человеческих ценностях. Литературные произведения тоже преподносят нам нравственные и жизненные уроки.
-Ребята, догадались ли вы о чем мы собираемся говорить сегодня на уроке?
- Верно,сегодня мы поговорим о том, какие уроки может дать памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
2. -Ребята, чтобы узнать какие же уроки дает «Слово о полку Игореве» мы должны рассмотреть это произведение со всех сторон, поэтому мы разделились на несколько групп по интересам:
«Знатоки истории»
«Языковеды и лингвисты»
«Искусствоведы»
(Заранее дано задание: подготовить группам презентации по выбранным темам)
На подготовку выступления-2 мин.
3.Выступление групп(защита проектов)
4.Слово учителя.
-Итак, мы убедились, что великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»- уникальное и многогранное произведение.
Какие нравственные уроки дает каждый образ в «Слове.»? Давайте подумаем, поразмышляем.
(Каждая группа работает над раскрытием выбранного образа)
- Чему мы учимся у образа Ярославны?
1 группа:
Образ Ярославны, образ природы и русской земли
2 группа:
Образ автора, образ Святослава
3 группа:
Образ Игоря и Всеволода
Образ русской земли.
(Написать рассуждение )
(Чтение сочинений)
Почему же такое древнее произведение волнует современных людей сегодня во всем мире?
Ответы учащихся:
В произведении идет речь о вечных ценностях, таких как патриотизм, любовь.
(Молчаливая дискуссия: кто такой истинный патриот и ложный патриот?)
(Физкультминутка)
Образ Игоря.(Проблемный вопрос:зачем повел князь Игорь свое войско в земли половецкие-на позор и погибель?)
«Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование» (перевод Д.Лихачева)
Истинный патриот –ложный патриот?
Почему вы так думаете?
По группам обсудите эту проблему и подготовьте развернутые, аргументированные ответы.
(Выступление групп)
-Что сближает века? Существует ли сегодня такая проблема? Проблема разрозненности государств? Вражды и войны внутри государства?
(Беседа о современных политических конфликтах внутри государства, также между государствами)
Причины внутренних и внешних конфликтов: также стремление к власти, манипулирование людьми, провокации.
Такие причины войн существовали в Древней Руси? Кто страдает в результате войны 10 веков назад и в наши дни? (Народ:мирные жители и простые воины, солдаты)
Да, об этом повествует и автор «Слова.»
Кто призывает к миру, к единению в «Слове.»?( Автор «Слова.», Святослав)
А как можно регулировать конфликтные отношения в нашей современной жизни?
Нужно третье лицо, заинтересованное в мирном решении проблемы, конфликта. Обе стороны должны сесть за стол мирных переговоров.
Вывод: призыв автора «Слова.» и в наши дни остается актуальной. Памятник древнерусской литературы -многогранное и уникальное произведение, воспитывающее многие поколения своей нравственностью. Она дает уроки доброты, мудрости.
Рефлексия( интерактивн.доска)
Ваза со цветами( определения настроения после урока)
Оценивание
Дом зад( слайд)