kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Уроки "Слова..." (по памятнику ДРЛ "Слово о полку Игореве")

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Описание урока литературы в 9 классе.

Тема урока: «Уроки «Слова о полку Игореве».

Цель урока:

Задачи урока:

Предметные:

  1. сформировать целостное восприятие текста литературного восприятия.
  2. Раскрыть художественную картину мира, воспроизведенную автором «Слова…»

Метапредметные:

Развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами;

Личностные:

Способствовать развитию нравственных качеств.

Средство: презентация, карта, аудиозапись оперы.

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Ход урока: приветствие.

1.Мотивация:

- Что означает слово «урок»?

 Справка из толкового словаря Владимира Даля:

Урок- срочная задача ученику или рабочим

Урок-назиданье

-Какие уроки дают художественные произведения?

-О чем мы будем рассуждать?

Ответы учащихся: уроки доброты, нравственности.

Притча:

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло- зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

-Как вы думаете, ребята, какой волк в конце побеждает?

-Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: « Всегда побеждает тот волк, которого кормишь»

-Какую мораль содержит в себе эта притча?

-Если ты  в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать- в тебе победит волк-зло.

-Притчи гуманны и дают представление о человеческих ценностях. Литературные произведения тоже преподносят нам нравственные и жизненные уроки.

-Ребята, догадались ли вы о чем мы собираемся говорить сегодня на уроке?

- Верно,сегодня мы поговорим о том, какие уроки может дать памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

2. -Ребята, чтобы узнать какие же уроки дает «Слово о полку Игореве» мы должны рассмотреть это произведение со всех сторон, поэтому мы разделились на несколько групп по интересам:

«Знатоки истории»

«Языковеды и лингвисты»

«Искусствоведы»

(Заранее дано задание: подготовить группам презентации по выбранным темам)

На подготовку выступления-2 мин.

3.Выступление групп(защита проектов)

4.Слово учителя.

-Итак, мы убедились, что великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»- уникальное и многогранное произведение.

Какие  нравственные уроки дает каждый образ в «Слове.»? Давайте  подумаем, поразмышляем.

(Каждая группа работает над раскрытием выбранного образа)

- Чему мы учимся у образа Ярославны?

1 группа:

Образ Ярославны, образ природы и русской земли
2 группа:

Образ автора, образ Святослава

3 группа:

Образ Игоря и Всеволода

Образ русской земли.

(Написать рассуждение )

(Чтение сочинений)

Почему же такое древнее произведение волнует современных людей сегодня во всем мире?

Ответы учащихся:

В произведении  идет речь о вечных ценностях, таких как патриотизм, любовь.

(Молчаливая дискуссия: кто такой истинный патриот и ложный патриот?)

(Физкультминутка)

Образ Игоря.(Проблемный вопрос:зачем повел князь Игорь свое войско в земли половецкие-на позор и погибель?)

«Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование» (перевод Д.Лихачева)

Истинный патриот –ложный патриот?

Почему вы так думаете?

По группам обсудите эту проблему и подготовьте развернутые, аргументированные ответы.

 (Выступление групп)

-Что сближает века? Существует ли сегодня такая проблема? Проблема разрозненности государств? Вражды и войны внутри государства?

(Беседа о современных политических конфликтах внутри государства, также между государствами)

Причины внутренних и внешних конфликтов: также стремление к власти, манипулирование людьми, провокации.

Такие причины войн существовали в Древней Руси? Кто страдает в результате войны 10 веков назад и в наши дни? (Народ:мирные жители и простые воины, солдаты)

Да, об этом повествует и автор «Слова.»

Кто призывает к миру, к единению в «Слове.»?( Автор «Слова.», Святослав)

А как можно регулировать конфликтные  отношения в нашей современной жизни?

Нужно третье лицо, заинтересованное  в мирном решении проблемы, конфликта. Обе стороны должны сесть за стол мирных переговоров.

Вывод: призыв автора «Слова.» и в наши дни остается актуальной. Памятник древнерусской литературы -многогранное и уникальное произведение, воспитывающее многие поколения своей нравственностью. Она дает уроки доброты, мудрости.

Рефлексия( интерактивн.доска)

Ваза со цветами( определения настроения после урока)

Оценивание

Дом зад( слайд)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Уроки "Слова..." (по памятнику ДРЛ "Слово о полку Игореве")»

Описание урока литературы в 9 классе.

Тема урока: «Уроки «Слова о полку Игореве».

Цель урока:

Задачи урока:

Предметные:

  1. сформировать целостное восприятие текста литературного восприятия.

  2. Раскрыть художественную картину мира, воспроизведенную автором «Слова…»

Метапредметные:

Развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами;

Личностные:

Способствовать развитию нравственных качеств.

Средство: презентация, карта, аудиозапись оперы.

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Ход урока: приветствие.

1.Мотивация:

- Что означает слово «урок»?

Справка из толкового словаря Владимира Даля:

Урок- срочная задача ученику или рабочим

Урок-назиданье

-Какие уроки дают художественные произведения?

-О чем мы будем рассуждать?

Ответы учащихся: уроки доброты, нравственности.

Притча:

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло- зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

-Как вы думаете, ребята, какой волк в конце побеждает?

-Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: « Всегда побеждает тот волк, которого кормишь»

-Какую мораль содержит в себе эта притча?

-Если ты в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать- в тебе победит волк-зло.

-Притчи гуманны и дают представление о человеческих ценностях. Литературные произведения тоже преподносят нам нравственные и жизненные уроки.

-Ребята, догадались ли вы о чем мы собираемся говорить сегодня на уроке?

- Верно,сегодня мы поговорим о том, какие уроки может дать памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

2. -Ребята, чтобы узнать какие же уроки дает «Слово о полку Игореве» мы должны рассмотреть это произведение со всех сторон, поэтому мы разделились на несколько групп по интересам:

«Знатоки истории»

«Языковеды и лингвисты»

«Искусствоведы»

(Заранее дано задание: подготовить группам презентации по выбранным темам)

На подготовку выступления-2 мин.

3.Выступление групп(защита проектов)

4.Слово учителя.

-Итак, мы убедились, что великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»- уникальное и многогранное произведение .

Какие нравственные уроки дает каждый образ в «Слове...»? Давайте подумаем, поразмышляем.

(Каждая группа работает над раскрытием выбранного образа)

- Чему мы учимся у образа Ярославны?

1 группа:

Образ Ярославны, образ природы и русской земли
2 группа:

Образ автора, образ Святослава

3 группа:

Образ Игоря и Всеволода

Образ русской земли.

(Написать рассуждение )

(Чтение сочинений)

Почему же такое древнее произведение волнует современных людей сегодня во всем мире?

Ответы учащихся:

В произведении идет речь о вечных ценностях, таких как патриотизм, любовь..

(Молчаливая дискуссия: кто такой истинный патриот и ложный патриот?)

(Физкультминутка)

Образ Игоря .(Проблемный вопрос:зачем повел князь Игорь свое войско в земли половецкие-на позор и погибель?)

«Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование» (перевод Д.Лихачева)

Истинный патриот –ложный патриот?

Почему вы так думаете?

По группам обсудите эту проблему и подготовьте развернутые, аргументированные ответы.

(Выступление групп)

-Что сближает века? Существует ли сегодня такая проблема? Проблема разрозненности государств? Вражды и войны внутри государства?

(Беседа о современных политических конфликтах внутри государства, также между государствами)

Причины внутренних и внешних конфликтов: также стремление к власти, манипулирование людьми, провокации.

Такие причины войн существовали в Древней Руси? Кто страдает в результате войны 10 веков назад и в наши дни? (Народ:мирные жители и простые воины, солдаты)

Да, об этом повествует и автор «Слова...»

Кто призывает к миру, к единению в «Слове..»?( Автор «Слова..», Святослав)

А как можно регулировать конфликтные отношения в нашей современной жизни?

Нужно третье лицо, заинтересованное в мирном решении проблемы, конфликта.Обе стороны должны сесть за стол мирных переговоров.





Вывод: призыв автора «Слова ...» и в наши дни остается актуальной. Памятник древнерусской литературы -многогранное и уникальное произведение, воспитывающее многие поколения своей нравственностью. Она дает уроки доброты, мудрости.

Рефлексия( интерактивн.доска)

Ваза со цветами( определения настроения после урока)

Оценивание

Дом зад( слайд)
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Уроки "Слова..." (по памятнику ДРЛ "Слово о полку Игореве")

Автор: Корякина Инна Владимировна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства