Конспект урока по литературе " В гостях у поэта" ( по творчеству С.А. Есенина ) 6 класс
Конспект урока по литературе " В гостях у поэта" ( по творчеству С.А. Есенина ) 6 класс
Урок литературы в 6 классе
Учитель Коробкина Е. А.
МАОУ «СОШ №69 «ЦРО»
Тема: С.А. Есенин. В гостях у поэта. (2ч)
Цели: расширить знания учеников о личности С.А. Есенина и его творчестве; показать своеобразие его лирики; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Задачи:
Образовательные:
1. Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта.
2. Показать народность творчества поэта.
Развивающие:
1. Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина.
2. Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта
3. Развитие образного мышления, познавательной активности учащихся
Воспитательные:
1. Воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине.
2. Воспитание чувства восхищения родной природой.
3. Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.
Оборудование: портрет, фотографии С. Есенина и членов его семьи, сборники стихотворений поэта, записи песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением пейзажей села Константинова.
)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе " В гостях у поэта" ( по творчеству С.А. Есенина ) 6 класс»
Урок литературы в 6 классе
Учитель Коробкина Е. А.
МАОУ «СОШ №69 «ЦРО»
Тема: С.А. Есенин. В гостях у поэта. (2ч)
Цели: расширить знания учеников о личности С.А. Есенина и его творчестве; показать своеобразие его лирики; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Задачи:
Образовательные:
1. Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта.
2. Показать народность творчества поэта.
Развивающие:
1. Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина.
2. Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта
3. Развитие образного мышления, познавательной активности учащихся
Воспитательные:
1. Воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине.
2. Воспитание чувства восхищения родной природой.
3. Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.
Оборудование: портрет, фотографии С. Есенина и членов его семьи, сборники стихотворений поэта, записи песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением пейзажей села Константинова.
Ход урока
Откуда берутся таланты?
От щедрот народных. Живут на
земле русские люди - и вот
избирают одного. Он за всех
будет говорить – он памятлив
народной памятью, мудр
народной мудростью…
В. М. Шукшин
Организация урока. Постановка целей.
Изучение нового материала.
Слово учителя (обращение к эпиграфу)
Эти слова, принадлежащие В. М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют С. Есенина – человека и поэта.
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием. 20-21 сентября 1895 года Рязань праздновала своё 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения.
(Чтение стихотворения «Матушка в Купальницу по лесу ходила…»)
Сергей Есенин прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа жив и в свой 117-ый день рождения. Его поэзия стала неотъемлемой частью духовной культуры нации, произведения Есенина понятны любому читателю.
Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к родине. Быть может именно это чувство нерасторжимой связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы всё знаем. И всё же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок.
Говорят, чтобы понять поэта, надо побывать на его родине. Наверное, каждый, кто знаком с творчеством С. А. Есенина мечтал своими глазами увидеть рязанские места на Оке, «страну березового ситца», воспетую поэтом. Посмотреть край, где «выткался на озере алый свет зари», где раскинул белоснежные ветви черемуховый сад, где ели, похожие на копья, упираются в небо, где над затоном, тростник жалобно плачет, словно сказочная царевна.
Давайте и мы отправимся на родину поэта, совершив заочное путешествие в село Константиново.
( Здесь можно использовать видеоматериалы о селе Константиново, музыкальное сопровождение – песни на стихи поэта.)
(См. приложение № 1)
Старинное русское село Константиново, раскинувшееся вдоль холмистого правого берега Оки, насчитывало несколько сот дворов. Оно пролегло широкой, прямой улицей, которая тянулась на несколько километров, потому что к ней примыкали деревня Волохна и большое село Кузьминское. Дом Есениных находился в самом центре села Константиново.
(См. приложение № 2)
Сестра поэта, Александра Есенина, вспоминала: « Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село». Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры. В этой церкви иконы Казанской Божией Матери Есенин и был крещен и наречен Сергеем в честь Сергея Радонежского.
(См. приложение № 2)
Семейная жизнь родителей Есенина по разным причинам не ладилась.
До девяти лет он «рос под призором бабки и деда», неграмотных и чересчур религиозных даже для того времени, не имевших и отдаленного понятия о бесценности поэтического дара. Им и во сне не снилось, что русоголовый их внучек может стать сочинителем, славой России.
(См. приложение № 3)
В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:
К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня мой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.
«Я рос,- вспоминал позже Есенин,- дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большое значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».
«Омут розовых туманов, «осеннее золото лип», « малиновое поле» Руси – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал среди рязанского раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда, знатока житий святых и Евангелия и бабушки- песенницы. ( Чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...»
Жизнь на селе начинается рано. Летом, задолго до восхода солнца, часа в два-три, в тишине слышится позвякивание ведер. Это бабы отправляются доить коров. Нужно выгнать в стадо овец, накормить свиней, принести воды, истопить печку. Да мало ли у бабы дел по хозяйству.
Истопив печку, будят всю семью завтракать, а позавтракав,
все отправляются на работу, в поле. Дома остаются только дряхлые старики да малые дети.
(Чтение стихотворения «В хате»)
(См. приложение № 3)
Мать поэта была женщиной необыкновенной. Душевная красота и светлый разум Татьяны Федоровны Есениной производили огромное впечатление на всех, с кем приходилось ей общаться.
Своей матери Есенин посвятил ряд стихотворений.
(См. приложение № 3)
Чтение и анализ стихотворения « Разбуди меня завтра рано…»
- О чем мечтает поэт в стихотворении? Дайте ответ словами стихотворения.
- Найдите в стихотворении художественно-выразительные средства.
- В каких словах выражено особое отношение поэта к матери?
- что означает эпитет «терпеливая»?
В последней строчке первой строфы появляется загадочный центральный образ – «дорогой гость».
- Что ему свойственно? Кто он?
-Давайте найдем слова, которые окружают этот образ.
Он оставил «след широких колес на лугу»; «Треплет ветер под облачной кущей / золотую его дугу». Образ «золотой дуги» напоминает нам возникшую на небосводе радугу. «Дорогой гость» похож на сказочный персонаж – на игривой своей кобылице он мчится в «шапке - месяце».
Этот гость несет на себе все приметы главной есенинской темы: природы, воспринимаемой по-крестьянски, природы величественно - красивой и таинственной.
- Но зачем поэту вставать так рано, чтобы увидеть виденное с первого дня рождения, впитанное с молоком матери?
В том - то и дело, что это та и не та природа. Скорее это даже не просто природа, а основа таланта поэта. Его «дорогой гость» - его талант. И талант этот всегда будет связан с милым краем («домом»), его природой и трудом близких поэту людей. На него, на песни сочиненные поэтом, « прольется / Молоко твоих рыжих коров».
- Может быть, в вашем воображении возникнет другой образ, появится другое объяснение.
Изложите свое восприятие этого стихотворения.
Татьяна Федоровна надолго пережила своего знаменитого сына (умерла в 1955году) После её смерти в доме Есениных размещалась сельская библиотека. Сейчас это дом – музей поэта.
(См. приложение № 2)
Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь:
Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.
(звучит песня на стихи поэта)
Этот тополь – «старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.
Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?
Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен.
Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах.
(звучит песня «Клен ты мой опавший…»)
Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в листве ветер, живет тополь!
( Слайды с изображением дома и усадьбы С. А. Есенина)
(См. приложение № 2)
Новый дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, что бы он в точности был похож на старый.
Заглянем в этот дом. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами - зеркало в черной рамке. В красном углу иконы. У окна - стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола - похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом - семейные фотографии.
Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал «крылышки» стола для работы.
На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром.
На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах : « Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!». Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи.
Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом!
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Рядом с домом расположена изба-времянка, в которой жила семья после пожара. В есенинском саду сохранилось деревянное строение, служившее в хозяйстве амбаром, куда поэт в летнюю пору уходил спать и писать стихи.
(См. приложение № 2)
По собственным словам, стихи он начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе. Она в его стихах звенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьев, шумом дождей…
(См. приложение № 1)
(Чтение стихотворений «Береза», «Черемуха»)
В сентябре 1904 года Есенин поступил в Константиновское земское училище. Обучение в училище было рассчитано на четыре года. Кроме чтения, письма, арифметики, русской истории и географии изучали религиозные предметы - священную историю, Евангелие и молитвенник. Училище было небольшое, всего четыре класса. Оно помещалось почти напротив дома Есениных.
В мае 1909 года Есенин с похвальным листом закончил учебу. Особенно гордился этой наградой отец Сергея, потому что похвальный лист редко кто имел в Константинове. По этому случаю он неожиданно приехал из Москвы и повесил похвальный лист своего сына в красивую рамку со стеклом. А. Н. Есенин был единственным в то время в селе отцом, который отправил своего сына после окончания училища не на заработки, а учиться.
(См. приложение № 2)
Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.
Чтение и анализ стихотворения «Мелколесье, Степь и дали…»
Беседа по вопросам:
-Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».)
- Чем дороги поэту родные места?
- Отчего возникает мотив грусти?
- Чем объяснить сочетание удали и горечи – « зарыдали бубенцы»?
До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых своих шагов принадлежал России вечной.
Есенинская Русь начинается от родительской избы, от обвитого крапивой плетня, от «капустных грядок». И вот уже песня уходит за околицу села, а дальше не видать конца и края.
Читать стихи Есенина –это значит каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Есенин учит нас беззаветной любви к Родине, любви, в которой нет громких слов.
Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Это им сказано: «Нет поэта без родины». Он ею жил, для неё берег самые заветные слова, в служении ей он видел своё поэтическое и человеческое предназначение.
-А какого Есенина открыли вы для себя?
Итог урока.
Выделение особенностей лирике С. Есенина. (записать в тетради)
Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.
Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство родства с окружающим миром.
Необычайная красота мира природы.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина (по выбору); сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.