Урок литературы в 10 классе "Лев Толстой и музыка"
Урок литературы в 10 классе "Лев Толстой и музыка"
Можно утверждать, что все, что написано Толстым о музыке в его художественных произведениях, все, что перечувствовали его герои,- это его собственная музыкальная биография, потому что – о музыке нельзя рассказать, не пережив её самому, а пережив, нельзя умолчать.
Урок знакомит учащихся с музыкальными произведениями, которые встречаются в прозе Льва Николаевича Толстого. Герои его поют очень много, прекрасно, задушевно, раскрывая через песню свое отношение к жизни. «Музыка есть стенография чувств,- пишет Толстой в своем дневнике. И в том же дневнике записи последних лет жизни: «Музыка, как и всякое искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы, как можно больше людей, участвовали в испытываемом наслаждении. Ничего сильнее этого не показывает истинного значения искусства: переносишься в других, хочется чувствовать через них».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Лев Толстой и музыка" »
«ЛЕВ ТОЛСТОЙ И МУЗЫКА»
(Открытый урок литературы в 9-10 классе)
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Познакомить учащихся с музыкой, которая встречается на страницах
Произведений Л.Толстого;
2. Углубить знания учащихся по изучаемой теме;
3. Воспитывать чувство сопричастности к прекрасному.
ОБОРУДОВАНИЕ: Записи музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
ХОД УРОКА:
Что такое музыка? Что она делает?
И зачем она делает то, что она делает?
Л.Толстой «Крейцерова соната»
Соединить в одном чувстве всех людей.
Л.Толстой.
УЧИТЕЛЬ: В нем жила необыкновенная жажда музыки. Об этом не подозреваешь, пока не вчитаешься внимательно в его художественные произведения и статьи, не полистаешь дневники и письма, не прислушаешься к рассказам очевидцев. Только все вместе взятое откроет тебе, на сколько этот великий художник был прикован сердцем к музыке. Он думал о ней всю жизнь. Можно утверждать, что все, что написано Толстым о музыке в его художественных произведениях, все, что перечувствовали его герои,- это его собственная музыкальная биография, потому что – о музыке нельзя рассказать, не пережив её самому, а пережив, нельзя умолчать.
Итак, Лев Толстой перед музыкой… Вот он описывает в повести «Детство», как Николенька слушает музыку матери на фортепиано:
УЧЕНИК: «…Давно знакомые звуки пьесы, которую играла maman, производили во мне впечатление сладкое и вместе с тем тревожное. Она играла Патетическую сонату Бетховена. Хотя я так хорошо помнил эту сонату, что в ней не было для меня ничего нового, я не мог заснуть от беспокойства. Что ежели вдруг будет не то, что я ожидаю? Сдержанный, величавый, но беспокойный мотив интродукции, который как будто боится высказаться, заставлял меня притаивать дыхание. Чем прекраснее, сложнее музыкальная фраза, тем сильнее делается чувство страха, чтобы что-нибудь не нарушило этой красоты, и тем сильнее чувство радости, когда фраза разрешается гармонически. Я успокоился только тогда, когда против интродукции высказывал все и шумно разрешился в allegro. Начало allegro слишком обыкновенно, поэтому я его не любил: слушая его, отдыхаешь от сильных ощущений первой страницы. Но что может быть лучше того места, когда начинаются вопросы и ответы! Сначала разговор тих и нежен, но вдруг в басу кто-то говорит такие две строгие, но исполненные страсти фразы, на которые, кажется, ничего нельзя ответить. Однако нет, ему отвечают и отвечают еще и еще, еще лучше. Еще сильнее до тех пор, пока, наконец, все сливается в какой-то неясный, тревожный рокот. Это место всегда удивляло меня, и чувство удивления было также сильно, как будто я слышал его в первый раз. Потом в шуму allegro вдруг слышен отголосок интродукции, потом разговор повторяется еще раз, еще отголосок, и вдруг в ту минуту, когда душа так взволнована этими беспрестанными тревогами, что просит отдыха, все кончается, и кончается так неожиданно и прекрасно…»
ИСПОЛНЯЕТСЯ «ПАТЕТИЧЕСКАЯ СОНАТА» БЕТХОВЕНА
УЧИТЕЛЬ: С 16 лет, во время учебы в Казанском университете, он начинает основательно заниматься музыкой. Однако делает это без хороших руководителей, почти наугад. Что из этого получилось, мы можем, видимо, судить по повести «Юность», где ее главный герой Николенька Иртеньев не без горькой иронии говорит:
УЧЕНИК: «В этом отношении я действовал без истинного призвания и без малейшего понятия о том, что может дать искусство. Для меня музыка, или скорее игра на фортепиано, была средством прельщать девиц своими чувствами. Выбор пьес был известный – вальсы, галопы, романсы. Как я теперь вспоминаю, во мне, однако, было что-то вроде таланта, потому что музыка делала на меня до слез сильное впечатление; так что, ежели бы тогда кто-нибудь научил меня смотреть на музыку как на цель, как на самостоятельное наслаждение, может быть, я бы сделался действительно порядочным музыкантом».
УЧИТЕЛЬ: Музыка есть выражение отношения звуков между собою по пространству и времени и силе.. Музыка выражается для нас тремя способами, именно: на бумаге, на инструменте и для нашего уха. Начало музыки есть способность выразить какую-нибудь мысль. Есть четвертое значение музыки – значение поэтическое. Музыка в этом смысле есть средство возбуждать через звук известные чувства или передавать оные.
УЧИТЕЛЬ: В последующих повестях толстого мы встречаем рассуждения о характере воздействия музыки на человека.
УЧЕНИК: «Когда я слышу музыку, я не думаю – мысль совершенно умирает, воображение тоже не рисует мне никаких образов и находится в совершенном бездействии. Чувство, которое испытываешь, похоже на воспитании того, чего никогда не было и чего не помнишь. Чем чище и светлее было прошедшее человека, тем более он любит свои воспоминания и тем сильнее чувствует музыку».
УЧИТЕЛЬ: Впоследствии он будет еще много раз обращаться к этой мысли, уточнять, искать новые образные сравнения. И еще один нередко повторяющийся мотив в его размышлениях о музыке – чувство неловкости, стыда и огорчения, когда встречается с иными «ценителями» музыки. Заметим еще одну ярко проявившуюся особенность музыкальных пристрастий Толстого. Он был неравнодушен к поющему голосу.
УЧЕНИК: Пусть будет голос хриплый, пусть мелодия будет самая простая, но когда услышишь полной грудью взятую ноту, не знаю, как другие, но у меня слезы наворачиваются на глаза. Зато груб грудной голос. Надобно, чтобы очень обработан был голос, и очень хорошая мелодия, чтобы горловой голос понравился мне, но за живое он никогда меня не заденет.
ИСПОЛНЯЕТСЯ «АВЕ МАРИЯ»
УЧИТЕЛЬ: Вообще у Толстого герои поют очень много, прекрасно, задушевно, раскрывая через песню свое отношение к жизни. С истинным восхищением описывает Толстой пение цыган в повести «Два гусара».
УЧЕНИК: «Илюша с гитарой стал перед запевалой, и началась пляска, то есть цыганские песни. Стеша славно пела. Её гибкий, звучный из самой груди выливавшийся в контральто голос, ее улыбка во время пения, ее отчаянное выкрикивание при начале хора – все это задевало за какую-то звонкую, но редко задеваемую струну. Видно было, что она вся жила только в той песне, которую пела. Илюша… в такт песни наклонял и поднимал голову. Потом он вдруг выпрямлялся и, как будто чувствуя себя выше всех в мире, гордо, решительно вскидывал гитару, перевертывал ее, притоптывал. Встряхивал волосами и , нахмурившись, оглядывался на хор. Все его тело от шеи до пяток начинало плясать каждой жилкой».
ИСПОЛНЯЕТСЯ ЦЫГАНСКАЯ ПЕСНЯ
УЧИТЕЛЬ: И свою любимицу Наташу Ростову наделил писатель прекрасным природным голосом. Впечатление от исполнения Наташей «Баркаролы» он передает через восприятие ее брата Николая.
УЧЕНИК: «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатистость, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его. «Что ж это такое? - подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет сегодня нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Раз, два, три…Раз. Эх, жизнь наша дурацкая,- все думал Николай.- Все это: и это несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь,- все это вздор…а вот оно – настоящее. Ну, Наташа, ну, голубчик; ну, матушка!..- И он сам, не замечая того, что он поет, взял втору в терцию высокой ноты.- Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он.
О, как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее. Что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».
ИСПОЛНЯЕТСЯ «БАРКАРОЛА»
УЧИТЕЛЬ: А вот Наташа поет по просьбе князя Андрея, и опять тот же восторг. Та же власть музыки над человеком.
УЧЕНИК: «Князь Андрей стоял у окна, разговаривал с дамами и слушал ее. В середине фразы князь замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать. Но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях? О своих надеждах на лучшее? Да и нет. Главное, что ему хотелось плакать, была вдруг живо осознана им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределенным, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем он сам, и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во время пения».
УЧИТЕЛЬ: Конечно, в первую очередь здесь сам писатель отдает дань своей любви к музыке. Все им глубоко прочувствовано и пережито, иначе так прекрасно о музыке сказать нельзя. И когда он хочет передать радость простого человека или выразить глубокое сочувствие к тяжелой доле крестьянина или солдата, он нередко обращается к песне.
УЧЕНИК: «Она радость и даже страсть Жданова были песни; особенно некоторые он даже очень любил и всегда собирал кружок песенников из молодых солдат и , хотя сам не умел петь, стоял с ними и , заложив руки в карманы полушубка и зажмурившись, движениями головы и скул выражал свое сочувствие.
-- Да ты березушку спел бы, - сказал Жданов Антонову, который в это время, облокотясь на колени, мурлыкал какую-ту песню.
Антонов запел «Березушку». Жданов сидел сначала совершенно неподвижно, с глазами, устремленными на тлевшие уголья, и его лицо, освещенное красноватым светом, казалось чрезвычайно мрачным; потом скулы его под ушами стали двигаться все быстрее, и наконец он встал и, разостлав шинель, лег в тени сзади костра…И слышны были среди тишины звуки заунывной песни Антонова…»
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «БЕРЕЗУШКА»
УЧИТЕЛЬ: Так пишет Толстой о старом солдате Жданове, отслужившем больше двух десятков лет в царском войске, из повести «Рубка леса».
Если говорить о музыке в произведениях Толстого, то нельзя не заметить, что в них больше всего, пожалуй, поют, и поют чаще всего народные песни. Лев Толстой любил и знал народную песню, слышал ее с раннего детства и был окружен ею всю свою жизнь, где бы ни был. И даже собирал народные песни. Известно, например, что такой собранный им сборник с записями народных песен писатель подарил П.И.Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Особенно поразила писателя прозвучавшая в Первом квартете Чайковского мелодия народной песни «Сидел Ваня на диване»; заслышав эту бесхитростную мелодию, Толстой неожиданно на глазах композитора залился слезами».
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕРВОГО КВАРТЕТА ЧАЙКОВСКОГО («СИДЕЛ ВАНЯ НА ДИВАНЕ»)
УЧИТЕЛЬ: Интересно, что отличительная черта музыки таких композиторов, как Гайдн, Моцарт, Шуберт, Бетховен, Шопен, отвечающих, по Толстому, требованиям «всемирного искусства», - это как раз мелодичность. Через самое доступное и близкое ему, эти композиторы вводили Толстого в мир большого искусства, в мир своих настроений и чувств, и раздумий. Он любил их всю жизнь, и особенно Гайдна, Шопена и …Бетховена. Да, и Бетховена, несмотря на то, что он был больше других под пристальным огнем писателя. Любил с детства. Музыка этого гиганта порою производила на Толстого потрясающее впечатление. Одно из ярких тому подтверждений – история с «Крейцеровой сонатой».
УЧЕНИК: Толстой не раз слушал бетховенскую «Крейцерову сонату» для скрипки с фортепиано в исполнении профессиональных музыкантов, и с участием своих, «домашних» - сына Сергея и дочери Татьяны. Он и сам иногда садился за инструмент и играл с дочерью эту сонату в четырехручном изложении. Впечатление от этой вещи оказалось столь сильным, что Толстой решил написать произведение, где бы он передал свое впечатление от музыки. Интересно, что он предложил Репину написать картину на «сюжет» сонаты. И задумал, чтобы его произведение читал со сцены известный актер В.Андреев-Бурлак. Здесь же, на сцене, должна была стоять картина Репина. Однако столь неожиданное трио не состоялось. Правда, Андреев-Бурлак все-таки внес свою лепту в будущее сочинение. Однажды он рассказал Толстому, что встретил в поезде человека, который поведал ему о своих страданиях, связанных с семейной жизнью. Писатель заинтересовался рассказом, и вскоре родилась повесть «Крейцерова соната».
УЧИТЕЛЬ: Высказывания о музыке устами главного действующего лица повести – плод долгих размышлений писателя.
УЧЕНИК: «Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете? У! Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка! Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом,- вздор, неправда! Она действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом! Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение: под влиянием музыки мне кажется, что я чувствую то, чего не понимаю. Я объясняю это тем, что музыка действует как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем. Но я смеюсь. Слыша смеющегося.
Она, музыка, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, не знаю. Ведь тот, кто писал Крейцерову сонату,- Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, - это состояние привело его к известным поступкам.
Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам эту сонату? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила музыка. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно: мне как будто открылись совсем иные новые возможности, о которых я не знал до сих пор. Сознание этого нового состояния было очень радостно».
ИСПОЛНЕНИЕ «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЫ»
УЧИТЕЛЬ: Писатель был чуток к музыке «в высшей степени», и, хотя его музыкальный вкус нельзя было назвать непогрешимым, ему почти всегда нравилось самое лучшее и никогда плохое. В письме Чайковскому Толстой называл музыкантов «жрецами высшего в мире искусства». А однажды, слушая произведения Шопена, он вдруг воскликнул: « Я должен сказать, что вся эта цивилизация – пусть она исчезнет к чертовой матери, но музыку жалко!». Вспоминает Горький: « Несколько дней тому назад, говоря с Танеевым и Сулержицким о музыке, он восхищался ее красотой, точно ребенок, и было видно, что ему нравится свое восхищение, - точнее своя способность восхищаться…и называл музыку «немой молитвой души». Почему? Потому что без слов. « В звуке больше души, чем в мысли. Мысль – это кошелек, в нем пятаки. А звук ничем не загажен, внутренне он чист».
ИСПОЛНЕНИЕ «АППАССИОНАТЫ»
УЧИТЕЛЬ: Что же такое музыка? «Музыка есть стенография чувств,- пишет Толстой в своем дневнике. И в том же дневнике записи последних лет жизни: «Музыка, как и всякое искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы, как можно больше людей, участвовали в испытываемом наслаждении. Ничего сильнее этого не показывает истинного значения искусства: переносишься в других, хочется чувствовать через них». Эти слова о музыке оказались последней записью великого писателя о ней ( запись сделана за месяц до смерти), но, несомненно, принадлежит тому самому заключительному аккорду, которым Лев Толстой завершил свои размышления об искусстве, смысл которых он определил так: « Соединять в одном чувстве всех людей».
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОСЛЕДНЯЯ ЧАСТЬ «ЛУННОЙ СОНАТЫ» БЕТХОВЕНА