Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии"
Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии"
Валентин Распутин - наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.
Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине так говорят. Как у современников В.Г. Распутина у нас есть преимущество, видеть и понимать глубину авторского постижения общей для нас жизни, быть свидетелем активно развивающегося таланта, вступать в диалог с писателем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" »
Урок литературы
"Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии"
Багаева Надежда Ильинична, учитель русского языка и литературы
Цель:
Дать краткий обзор творчества В.Распутина, обратить внимание на проблемы,
которые ставит писатель в повести;
Развивать навыки анализа текста;
Содействовать развитию самостоятельного мышления, приобщать учащихся к
исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме;
Развивать устную речь;
Актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные
качества.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг.
Подготовка к уроку: Прочитать повесть В.Г. Распутина "Деньги для Марии".
Индивидуальные задания к уроку: Представить творчество писателя В.Г. Распутина как продолжение русской классики;
Ход урока
Орг. момент:
Валентин Распутин - наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.
Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине так говорят. Как у современников В.Г. Распутина у нас есть преимущество, видеть и понимать глубину авторского постижения общей для нас жизни, быть свидетелем активно развивающегося таланта, вступать в диалог с писателем.
Из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли.
Выступление подготовленного ученика- Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была опубликована в 1967 году. Произведение это поражает читателей своей открытостью и силой трагического переживания главного героя- деревенского жителя Кузьмы. Испытание, которое выпало на его долю, высветило неоднозначность поведения и жизни человека, а главное – зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась. В.Г. Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, ставит в своих произведениях нравственные проблемы, говорит о сложностях внутреннего мира человека. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывая к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.
Его тревога и боль за судьбу русского человека и земли. На которой мы живем, чувствуется в каждом произведении автора.
Сила характеров любимых героев Распутиня – в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Книги Валентина Распутина – глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас мудрее и чище. В его книгах мы словно видим свое отражение. И это отражение уже зависит от наших дел, поступков, слов.
Обсуждение прочитанного произведения, обмен впечатлениями.
- - Какие мысли, чувства вызвала повесть "Деньги для Марии"?
- Какие эпизоды, фрагменты особенно запомнились?
- Кто из героев оказался вам ближе, почему?
- Поступки каких героев вы не одобрили, почему? .
- Что вы можете оценить положительно, а что у вас вызывает негодование?
- Скажите, необходимо ли сегодня творчество Распутина?
- Почему нужно читать его произведения? .
- Итак, попробуем разобраться в композиции повести, рассмотрим ряд проблем, которые ставит автор.
Рассуждение об элементах композиции повести •
Цель: проверить знание композиции произведения и осмысленность чтения.
Какая простая история происходит в семье Марии, продавщицы сельского магазина?
Это событие становится бедой для Марии – недостача в 1000 рублей. И ревизор предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 д н е й и внести в кассу.
- Какое событие явилось завязкой в повести?
В чём особенность её композиции?
Событие, с которого началось действие, - недостача, обнаруженная ревизией в магазине Марии, выполняет в повести роль завязки: из него вытекают все остальные события повести. - Каково было отношение Кузьмы к деньгам? Подтвердите текстом.
Он никогда и никому не завидовал, полагая, что "каждый топчет свою дорожку, и к тем, кто жил лучше его, относился спокойно, как и к тем, кто выше его ростом".
Какова роль снов в повести?
(пояснения, комментарии, рассуждения ребят)
Что же происходит в реальности? Какие психологические типы показаны автором в
повести?
Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии.
Назовите героев, готовых прийти на помощь Марии? Как вы можете прокомментировать их поступок? (пояснения ребят)
Назовите героев завистливых, корыстных, жадных. (пояснения ребят)
Итак, эти образы противостоят друг другу через их отношение к Кузьме, как противостоят два качества - корысть и бескорыстие
Кто играет большую роль в жизни всей деревни, а сейчас особенно в жизни Кузьмы и его семьи?
Конечно, председатель колхоза, который хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов.
Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной. И председателю удается собрать деньги у специалистов, но:
Как второй сон Кузьмы предсказывает события, из-за которых он опять остается без денег?
(зачитывают отрывок)
(комментарий ребят) -
То же самое происходит и наяву, когда большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.
Подведем итоги: подтвердились ли жизнью идеальные представления Кузьмы о бескорыстных человеческих отношениях?
(рассуждения ребят)
Какое событие в повести вы считаете развитием сюжета? Хождение мужа Марии, -
Кузьмы, по односельчанам с просьбой занять денег - развитие действия. ’ '
Есть ли в произведении развязка, каков её финал? Развязки нет - повесть кончается кульминацией-(открытый финал), (рассуждения ребят над финалом)
Своеобразие композиции.
Слово учителя:
В повести две сюжетные линии.
Первая сюжетная линия - это поездка Кузьмы к брату за недостающей суммой.
Вторая сюжетная линия - события, предшествующие этой поездке, пять дней, которые Кузьма и Мария прожили со времени начала ревизии в магазине.
Обе сюжетные линии объединены общей темой, общей идеей.
Решение Кузьмы поехать к брату - композиционная граница, разделяющая две сюжетные линии и одновременно объединяющая их.
Финал повести.
Почему Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь?
В.Г. Распутин так об этом говорит: "Получалось так, что они "братья" не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли".
3. Реализация домашнего задания
Самостоятельная работа в группах
Цель: каждой группе проанализировать предложенный эпизод, подготовиться к обсуждению в классе. . .
Дополнительные вопросы классу, комментарии, обобщения и выводы подготовленных учащихся.
Расскажите о многострадальной истории сельского магазина. В чём причина его
"невезучей" судьбы?
(Магазин имел такую же судьбу, как и вся русская деревня. Не было у магазина хозяина, и не было профессионального продавца.) .
Почему Мария согласилась работать продавщицей
Высказывания учащихся из группы.
Обобщение ответов ребят из группы подготовленным учеником.
(Героиня меньше всего думала о себе: хотя была нездорова, делала тяжёлую работу в колхозе, "себя не жалела", но опасалась за детей, которые в случае её смерти останутся сиротами. Другая причина: "деревню и правда кому-то надо выручать". Ещё одно свойство характера Марии: "Требовать она не научилась". Она из тех терпеливых русских женщин, которые молчаливо сносят всё, что ни пошлёт им судьба.)
Как Распутин показывает разъединённость людей, утрату связи с родной землёй, с . корнями?
Высказывания учащихся.
Обобщение учеником.
(После обнаружения недостачи в магазине, рассказчик проводит Кузьму от дома к дому. В этих эпизодах раскрываются отношения между односельчанами, показывается, как меняется психологическое состояние Кузьмы. Он тоже "требовать не научился", так и не смог попросить помощи у Василия, которого считал своим другом. А тот сделал вид, что не понял, зачем Кузьма пришёл к нему. Вроде бы и не отказал, но и не помог, равнодушно предоставив Кузьме самому выпутываться из положения.)
У кого же попросить помощи, как не у родных?
Высказывания ребят.
Обобщение.
(После смерти отца с братом Алексеем у Кузьмы отношений не было никаких. Он давно уехал из деревни и жил в городе. Мария говорит о семье своего деверя; "Мы для них что есть, что нету". Старых друзей Алексей "не признаёт за товарищей", в родную деревню не ездит. Кузьма по-настоящему вызывает сочувствие. В родном селе он не находит помощи и поддержки.
Всё меньше надежды остаётся у него, всё более одиноким и беспомощным он становится. Распутин говорит о том, что теряются человеческие связи, теряются родственные связи, люди не хотят понять и помочь ближнему, всё это приводит к опустошению души.)
Почему односельчане не помогали Марии, ведь они знали, что она работала честно, ради них согласилась пойти в продавщицы?
Ответы ребят.
Обобщение ответов учеником.
(Дело всё в том же опустошении души. К такому состоянию человек приходит по- разному. Кто-то уезжает из родных мест, кто-то замыкается в себе, кого-то скупость лишает отзывчивости. На фоне чёрствости односельчан поступок тётки Натальи производит особенно сильное впечатление: она одна дача Кузьме все деньги, что скопила
за долгие годы работы "на смерть". Здесь можно сказать о тех образах русских женщин, которыми восхищается автор. Чаще всего это женщины старые, мудрые, много испытавшие на своём веку, но сохранившие нравственную чистоту. Тётка Наталья, , как и Мария, думала не о себе, а о детях, хотела, чтобы они не тратились на её похороны и поминки. Кузьма принимает деньги тётки Натальи "будто с того света".)
Какое значение имеют воспоминания Кузьмы о сорок седьмом годе, об аресте председателя?
Ответы ребят из группы.
Обобщение ответов учеником.
(Ситуация с арестом председателя сходна с положением, в котором оказалась Мария: он тоже старался не для себя, он купил бензин у шкипера с баржи от безысходности. Что делать, если государство бензин не даёт, а выполнение плана по сдаче хлеба требует?
Председатель рискнул. Его осудили ни за что на целых 15 лет. Кто-кто, а председатель понимал Марию и искренне хотел ей помочь.)
Объясните лексическое значение слова шкипер?
(Шкипер - 1. Капитан несамоходного судна. 2. Капитан коммерческого судна. 3. На морских судах: лицо, ответственное за палубное имущество.) •
Почему агроном, ветеринар, зоотехник, механик сначала согласились отдать свою зарплату в долг Кузьме, а потом пошли на попятную?
Высказывания ребят.
Обобщение.
(Прилюдно они не хотели показаться жадными, равнодушными к чужой беде. Но поодиночке они стали оправдывать пословицу: "своя рубашка ближе к телу".)
Как автор ведёт повествование в последнем эпизоде? Какое значение это имеет?
Ответы учащихся.
Обобщение.
(Повествование повести ведётся в прошедшем времени, а в последнем эпизоде - в' настоящем. Последняя же фраза: "Сейчас ему откроют" - в будущем времени. Финал повести остаётся открытым. Выручит ли Алексей брата, "родную кровь"? Или равнодушно откажет ему? А если представить себя на месте Кузьмы и Марии? Что творится у них на душе? Неужели, действительно, остаётся только .молиться и надеяться только на Бога? А что же люди? Очень хотелось бы, чтобы в доме родного брата Кузьме помогли, но Распутин не даёт нам конкретного ответа. Он предоставляет возможность каждому читателю задуматься и поразмышлять о том, а как бы я поступил?)
- Ребята, а чем растревожила вас эта повесть, о чём заставила задуматься?
Выводы: подобные вопросы неизбежно встают перед каждым совестливым человеком.
На таких читателей и рассчитывает Распутин, пытаясь растревожить души людей, показать со стороны общие для всех-проблемы.
Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы достучаться до сердец людских, ставить вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: "Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придём? На то она и совесть народная.
Таким образом, повестью "Деньги для Марии" В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: о чём заставляет задуматься Распутин в повести "Деньги для Марии"?