Краткосрочный план-конспект урока
Класс 11 «а»
Название занятия:
Тема: «Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы.
Общая цель:
Способствовать пониманию нравственно – философских проблем произведений на примере повести “Живи и помни”;
Ожидаемый результат:
-умеют анализировать художественное произведение,
-умеют грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.
-умеют связывать с жизнью.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Задания
Работа в группах:
Оборудование, ресурсы:
учебник, слайды, презентация, словарь литературоведческих терминов.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть
( 5 мин)
Эмоциональный настрой на урок
деление на группы живи, помни,
Д\з составить хронологическую таблицу.
Фронтальный опрос
Даты говорят …
1937, 1973, 1954, 1962, 1961, 1967, 1970, 1974, 1976.
15 марта 1937 года родился Валентин Григорьевич Распутин
1973 - рассказ “Уроки французского
1954 - филологического факультета
1962 год – Красноярск, журналист
1961 - рассказ “Я забыл спросить у Лешки”,
1967 году - повесть “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз
1970 год повесть “Последний срок”.
1976- повесть “Прощание с Матерой
1974 - повесть “Живи и помни”,
Презентация
(15 минут )
Приближается великий, всенародный праздник - День Победы. Это праздник “со слезами на глазах”. Для вас этот день - просто история. Для меня и для многих других людей более старшего поколения - это память, боль, сиротство, трудное детство, потому что Великая Отечественная война унесла слишком много человеческих жизней, сломала очень много судеб.
А сегодня мы будем говорить о повести “Живи и помни” В.Распутина, писателя, который не был участником войны и который основной темой своего произведения делает не войну, не подвиги солдат, а нравственные вопросы.
Прием «Вопрос - ответ»
1. Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?
2.Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?
3.Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?
4.Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
5.Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.
6. Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?
7. К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами.
8.Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир?
9. Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”
10. Превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:
Тема нашего урока: «Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы.
Сообщение цели урока.
Ожидаемый результат.
Повторим правила работы в группе.
Работа в группе
1 группа – показать судьбу народа в произведении «Живи и помни». Проблематика повести «Живи и помни».
2 группа – художественное мастерство писателя в произведении «Живи и помни». Основной конфликт повести.
3 группа – Связь основных тем романа «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы. Особенности композиции повести.
4 группа – дать понятие терминов очерк, проза, монолог, диалог.
Основная часть
(20мин)
1 группа – показать судьбу народа в произведении «Живи и помни» Проблематика повести «Живи и помни».
2 группа – художественное мастерство писателя в произведении «Живи и помни». Основной конфликт повести.
3 группа – Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы. Особенности композиции повести.
4 группа - дать понятие терминов очерк, проза, монолог, диалог.
Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина "Живи и помни", которая сразу после ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не только среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.
"Живи и помни" — это книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории. Глубина затронутой проблемы, философское осмысление выбора и поступков людей.
Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя".
Две судьбы раскрываются перед нами в повести "Живи и помни", мы получаем возможность проследить за мыслями, чувствами и поступками двух людей, глубоко проникая в истинные мотивы их действий.
Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. В. Распутина создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.
На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести — предательство Андрея Гуськова.
Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины — Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками.
Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: “Век живи — век люби”.
Словарная работа
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.
Проза - нестихотворная литература, в отличие от поэзии.
Монолог – это высказывание одного лица.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.
Подведение итогов
(5 мин)
Рефлексия
Покажите связь с современностью данной темы.
Задание на дом:
Эссе «Что дала мне эта повесть?», «Какие чувства вызвало у вас это произведение?»
Андрей остался жить. Пока он будет жив, он должен будет помнить, что случилось с Настёной и с их ещё неродившимся ребёнком и о том, кто в этом виноват. Писатель обращается к нам тоже. Мы живем в мирной стране, и мы должны помнить, как завоеван мир, что “судьба и Родина едины”. И если мы хотим мира между странами, должны научиться жить в мире между собой и со своей совестью.
А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…
Мнение учащихся по данной теме.
- Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.
А.Яшин:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь.
А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…