kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный план-конспект урока

Класс  11 «а»

Название занятия:

Тема: «Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя. Связь основных тем повести  «Живи и помни» с традициями русской и казахской  литературы.

Общая цель:

Способствовать пониманию нравственно – философских проблем произведений на примере повести “Живи и помни”;

Ожидаемый результат:

-умеют анализировать художественное произведение,

 -умеют  грамотно и аргументировано  выражать  свою точку  зрения.

-умеют связывать с жизнью.

Тип урока:

Изучение  нового материала.

Задания

 Работа в группах:

Оборудование, ресурсы:

 учебник,  слайды,  презентация,  словарь литературоведческих терминов.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

( 5 мин)

Эмоциональный настрой на урок

деление на группы   живи,  помни,  

Д\з составить хронологическую таблицу.

Фронтальный опрос

Даты говорят …

1937, 1973, 1954, 1962, 1961, 1967, 1970, 1974, 1976.

15 марта 1937 года родился Валентин Григорьевич Распутин

1973 - рассказ “Уроки французского

1954 - филологического факультета

1962 год – Красноярск, журналист

1961 - рассказ “Я забыл спросить у Лешки”, 

1967 году - повесть “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз

1970 год повесть “Последний срок”.

1976- повесть “Прощание с Матерой

1974 - повесть “Живи и помни”,

Презентация

(15 минут )

Приближается великий, всенародный праздник - День Победы. Это праздник “со слезами на глазах”. Для вас этот день - просто история. Для меня и для многих других людей более старшего поколения - это память, боль, сиротство, трудное детство, потому что Великая Отечественная война унесла слишком много человеческих жизней, сломала очень много судеб.

А сегодня мы будем говорить о повести “Живи и помни” В.Распутина, писателя, который не был участником войны и который основной темой своего произведения делает не войну, не подвиги солдат, а нравственные вопросы.

Прием  «Вопрос - ответ»

1. Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

2.Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?

3.Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?

4.Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

5.Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.

6. Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов? 

7. К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. 

8.Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? 

9. Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”

10. Превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Тема нашего урока: «Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя. Связь основных тем повести  «Живи и помни» с традициями русской и казахской  литературы.

 Сообщение цели урока.     

Ожидаемый результат.

Повторим правила работы в группе.

Работа в группе

1 группа –  показать судьбу народа  в произведении «Живи и помни». Проблематика повести  «Живи и помни».

2 группа –  художественное мастерство писателя  в произведении «Живи и помни». Основной конфликт повести.

3 группа – Связь основных тем романа «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы. Особенности композиции повести.

 4 группа – дать понятие терминов очерк, проза, монолог, диалог.

Основная часть

(20мин)

1 группа –  показать судьбу народа  в произведении «Живи и помни» Проблематика повести  «Живи и помни».

2 группа –  художественное мастерство писателя  в произведении «Живи и помни». Основной конфликт повести.

3 группа – Связь основных тем повести  «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы. Особенности композиции повести.

4 группа -  дать понятие терминов очерк, проза, монолог, диалог.

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина "Живи и помни", которая сразу после ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не только среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.
"Живи и помни" — это книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории. Глубина затронутой проблемы, философское осмысление выбора и  поступков людей.

Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя".
Две судьбы раскрываются перед нами в повести "Живи и помни", мы получаем возможность проследить за мыслями, чувствами и поступками двух людей, глубоко проникая в истинные мотивы их действий.
Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. В. Распутина  создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.

На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести — предательство Андрея Гуськова. 
Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины — Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками.

    Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: “Век живи — век люби”.

Словарная работа

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.

Проза - нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

Монолог это высказывание одного лица.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

Подведение итогов

(5 мин)

Рефлексия

Покажите связь с современностью данной темы.

Задание на дом: 

Эссе «Что дала  мне  эта повесть?», «Какие чувства вызвало у вас это произведение?»

Андрей остался жить. Пока он будет жив, он должен будет помнить, что случилось с Настёной и с их ещё неродившимся ребёнком и о том, кто в этом виноват. Писатель обращается к нам тоже. Мы живем в мирной стране, и мы должны помнить, как завоеван мир, что “судьба и Родина едины”. И если мы хотим мира между странами, должны научиться жить в мире между собой и со своей совестью.

А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…

Мнение учащихся по данной теме.

- Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. 

А.Яшин:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь.

А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…




 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя.»

Краткосрочный план-конспект урока

Класс 11 «а»




Название занятия:


Тема: «Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы.

Общая цель:


Способствовать пониманию нравственно – философских проблем произведений на примере повести “Живи и помни”;

Ожидаемый результат:


-умеют анализировать художественное произведение,

-умеют грамотно и аргументировано  выражать  свою точку  зрения.

-умеют связывать с жизнью.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Задания

 Работа в группах:

Оборудование, ресурсы:

учебник, слайды, презентация, словарь литературоведческих терминов.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников


Вводная часть

( 5 мин)


Эмоциональный настрой на урок

деление на группы живи, помни,

Д\з составить хронологическую таблицу.

Фронтальный опрос

Даты говорят …

1937, 1973, 1954, 1962, 1961, 1967, 1970, 1974, 1976.









15 марта 1937 года родился Валентин Григорьевич Распутин

1973 - рассказ “Уроки французского

1954 - филологического факультета

1962 год – Красноярск, журналист

1961 - рассказ “Я забыл спросить у Лешки”, 

1967 году - повесть “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз

1970 год повесть “Последний срок”.

1976- повесть “Прощание с Матерой

1974 - повесть “Живи и помни”,

Презентация

(15 минут )


Приближается великий, всенародный праздник - День Победы. Это праздник “со слезами на глазах”. Для вас этот день - просто история. Для меня и для многих других людей более старшего поколения - это память, боль, сиротство, трудное детство, потому что Великая Отечественная война унесла слишком много человеческих жизней, сломала очень много судеб.

А сегодня мы будем говорить о повести “Живи и помни” В.Распутина, писателя, который не был участником войны и который основной темой своего произведения делает не войну, не подвиги солдат, а нравственные вопросы.

Прием «Вопрос - ответ»

1. Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

2.Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?

3.Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?

4.Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

5.Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.

6. Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов? 

7. К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. 

8.Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? 

9. Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”

10. Превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Тема нашего урока: «Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы.

Сообщение цели урока.

Ожидаемый результат.

Повторим правила работы в группе.

Работа в группе

1 группа – показать судьбу народа в произведении «Живи и помни». Проблематика повести «Живи и помни».

2 группа – художественное мастерство писателя в произведении «Живи и помни». Основной конфликт повести.

3 группа – Связь основных тем романа «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы. Особенности композиции повести.

4 группа – дать понятие терминов очерк, проза, монолог, диалог.


Основная часть

(20мин)


1 группа – показать судьбу народа в произведении «Живи и помни» Проблематика повести «Живи и помни».





























2 группа – художественное мастерство писателя в произведении «Живи и помни». Основной конфликт повести.






























3 группа – Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы. Особенности композиции повести.







4 группа - дать понятие терминов очерк, проза, монолог, диалог.



 

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина "Живи и помни", которая сразу после ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не только среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.
"Живи и помни" — это книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории. Глубина затронутой проблемы, философское осмысление выбора и поступков людей.

Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя".
Две судьбы раскрываются перед нами в повести "Живи и помни", мы получаем возможность проследить за мыслями, чувствами и поступками двух людей, глубоко проникая в истинные мотивы их действий.
Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. В. Распутина создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.

На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести — предательство Андрея Гуськова. 
Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины — Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками.

    Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: “Век живи — век люби”.

Словарная работа

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.

Проза - нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

Монолог это высказывание одного лица.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.


Подведение итогов

(5 мин)



Рефлексия

Покажите связь с современностью данной темы.

Задание на дом:

Эссе «Что дала мне эта повесть?» , «Какие чувства вызвало у вас это произведение?»

Андрей остался жить. Пока он будет жив, он должен будет помнить, что случилось с Настёной и с их ещё неродившимся ребёнком и о том, кто в этом виноват. Писатель обращается к нам тоже. Мы живем в мирной стране, и мы должны помнить, как завоеван мир, что “судьба и Родина едины”. И если мы хотим мира между странами, должны научиться жить в мире между собой и со своей совестью.


А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…




Мнение учащихся по данной теме.

















- Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.

А.Яшин:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь.

А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя.

Автор: Онайбекова Гульмира Рысбаевна

Дата: 29.09.2016

Номер свидетельства: 346591


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства