Урок чтения в 4 классе
Тема: Обобщающий урок-игра по разделу: «Поэтическая тетрадь»
Цели: обобщить знания по изученному разделу, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности, формировать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ
Привитие любви и бережного отношения к природе, проявление интереса к поэзии.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Оценивание результатов своей читательской деятельности, восприятие на слух поэтических произведений (отрывков)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, планирование деятельности
Познавательные – анализ прочитанного, выделение основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях), доказательство своей точки зрения
Оборудование: мультимедиапроектор, карточки со стихотворениями, жетоны, призы (блокноты).
Ход урока
СЛАЙД 1
Орг. момент.
Мне приятно видеть всех вас в хорошем настроении. Надеюсь, что на уроке мы не огорчим друг друга, а наоборот, ещё больше порадуем.
Проверка д/з.
Что было задано на дом? Как называется раздел, над которым закончили работу?
Назовите произведения, которые мы изучали в разделе, и их авторов. (Листаем раздел)
Предположите тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД 2
Сегодня мы подведём итоги: что дали нам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам помогут дружба, взаимовыручка, смекалка, и, конечно, знание чудесного мира поэзии. Даю вам 2 минуты, чтобы вы придумали название команды и выбрали капитана. Приветствие команд.
(Название команд записываю на доске. Объясняю условия игры)
СЛАЙД 3
Разминка (За каждый правильный ответ 1 жетон)
Вопросы задаю быстро по очереди каждой команде.
- В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? Ф.И. Тютчев)
- Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (А.А. Фет)
- А.С. Пушкин сказал о нём: «…оригинален, ибо мыслит» (Е.А. Баратынский)
- Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города ( И.С. Никитин)
- Отец какого поэта отличался крутым нравом, деспотичным характером, от которого страдали не только крепостные крестьяне, но и домочадцы, особенно мать поэта. (Н.А. Некрасов)
- Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове (И.А. Бунин)
Молодцы! Вы были внимательны на уроках и быстро узнали поэтов, творчество которых мы изучали. Отправляемся дальше.
СЛАЙД 4
Отгадай загадку, укажи стихотворение, в котором об этом говорится. Прочитай стихотворение выразительно (один читает, все следят)
(За правильную отгадку 1 жетон, за выразительное чтение 2 жетона)
Дождь рисует в небе мостик
Разноцветными мелками,
Не дотронешься руками,
По нему приходят в гости
Сны, фантазии, мечты
Небывалой красоты. РАДУГА (Ф.И. Тютчев. Как неожиданно и ярко) с. 139
Длинная лейка
Над землёй висит,
Землю оросит,
Ползут из лейки
Серебристые змейки,
Куда упадут
Там цветы зацветут. ДОЖДЬ (А.А. Фет. Весенний дождь) с. 141
СЛАЙД 5
Конкурс «Литературные исследователи»
Что такое олицетворение?
СЛАЙД 6
Вспомним определение… (читают с экрана)
Для чего поэты используют этот приём?
Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения. (доп. пометки карандашом)
(За каждый найденный пример – жетон. Время 3 мин.)
СЛАЙД 7
По данной рифме сочинить стихотворение (2 жетона)
Лист последний опадает.
…………….....наступает. Вот и осень наступает
Птицы все летят на юг
………………….. вокруг. Стало холодно вокруг
Гуляет осень по лесам.
…………………. там Её я вижу тут и там
Прекрасен осени наряд
………………. подряд. И радует он всех подряд
СЛАЙДЫ 8 и 9 – проверка
СЛАЙД 10
Конкурс «Поэтический»
Работа по карточкам со стихами.
-Определите название и автора стихотворений, которые вы получите. (За каждый правильный ответ 1 жетон)
В зимние сумерки
Нянины сказки
Саша любила.
Поутру в салазки
Саша садилась…
(Н.А.Некрасов)
Ты прав. Одним воздушным
Очертаньем. Я так мила
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла…
(А.А.Фет)
Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь…Подожди!
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.»
(А.Н.Плещеев)
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями
Чуть заметен над лесом туман
Тёплый вечер прозрачно румян…
( И.С.Никитин)
СЛАЙД 11
Конкурс синквейнов ( максимум 2 жетона)
СЛАЙД 12
Вспомним определение: что такое синквейн? (на экране)
Составить синквейн по четверостишию
Я люблю тебя, славная, чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли. Д. Кедрин
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы. А. Пушкин
СЛАЙД 13
Конкурс эрудитов (За каждый правильный ответ 1 жетон)
Кого называют эрудитом? Назовите синонимы (грамотей, учёный, умник…)
Закончим наш урок красиво. Я буду называть фамилию писателя, а вы его имя и отчество.
Тютчев (Фёдор Иванович)
Фет (Афанасий Афанасьевич)
Плещеев (Алексей Николаевич)
Никитин (Иван Савич)
Некрасов (Николай Алексеевич)
Бунин (Иван Алексеевич)
Подведение итогов (команды подсчитывают количество жетонов). Награждение победителей.
СЛАЙД 14
Рефлексия
Ответь на один из вопросов:
С каким настроением заканчиваешь урок? Почему?
Какой конкурс показался самым интересным?
А какой самым трудным?
СЛАЙД 15
Д/З: по выбору
Составить синквейн к любому четверостишию
Сочинить рифмы-миниатюры
Рифмы-миниатюры (резервное задание)
В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала -…(шишка) . Живёт в нашем доме Гарик, У него есть синий…(шарик). Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша). Стоит в деревне старый дом, В сети к нам попался -…(сом). В библиотеке взяли том, Зимой ребята лепят -…(ком). Очень любят мыши сыр, В хорошем сыре много -…(дыр). Ветер очень сильно дул, Стоял повсюду страшный …(гул). Живёт у фермера баран, В пустыне бегает -…(варан). Мама мыла чисто пол, Папа ждал: когда же…(гол). На палубу упала пачка, Потому, что была -…(качка). Пишет маме письмо дочка, В конце рассказа стоит-…(точка). Портной выбрал красный шёлк, Значит, знает в моде…(толк). В КВН играли сутки, Залу нравились все -…(шутки). На берегу лежала гайка, Рыбёшку утащила -…(чайка). Дымится в миске кашка, С чаем стоит -…(чашка). Было в сказке очень худо, Пока не появилось -…(чудо). | Ночью спал Аркадий чутко, Темноты боялся…(жутко). Надел спортсмен свою жакетку, В руках держит он…(ракетку). Ребятня каникул ждёт- Лето красное …(идёт). В группе самый старший — Веня, У него дружок есть -…(Женя). Петрушки зелёной пучок Прожорливый съел…(жучок). Закричала громко баба- Испугала её -…(жаба). В сказках очень любят пир, Всем на свете нужен…(мир). На стройке делают бетон, В метро потребуют -…( жетон). Купил модный Клим жилет, Приобрёл в театр …(билет). Жил на свете мальчик Жора, У него сестрёнка…(Лора). Всех хвастливей Таня-крошка, У неё на шляпе -…(брошка). Мечтал о звёздах старый барс. Хотел он улететь на …(Марс). Проиграл Серёжа фант, Девчонки повязали…(бант). Со стола упала банка, Теперь у Светы болит…(ранка). Дежурным Вася в классе был, Полы он тряпкой чисто…(мыл). Жил на свете старый пёс, Он исправно службу…(нёс). Подарили Рэму дудку, И сторожевую…(будку). | Чтоб придать причёске лоск, Нам понадобится…(воск). Не пришлась Яге корона, Унесла её …(ворона). Картину написал творец, Изобразил на ней…(дворец). Соловья не слышно трель, Заглушает её…(дрель). Видел я чудесный сон, Что поехал я на…(Дон). Тёмная настала ночка, Засыпает моя…(дочка). Красивые у кошки лапки- Пушистые обуты…(тапки). Не взял в школу Витя ранец, Весь день разучивал там …(танец). Пришло судно в дальний порт, Несёт матрос подруге…(торт). Не нужны солдату санки, Изучать он будет…(танки). Случай приключился раз- Перевернули медный…(таз). Любит дед табачок, А внучок -…(кабачок). Экзотический фрукт-манго. Незнакомый танец…(танго). Во дворе стоят кусты, Очень уж они …(густы). Возле дома стоит горка- Ледяная на ней …(корка). Кто-то вырыл большой грот- Оказалось, это …(крот). На птичнике живёт гусак, В лесу бегает…(русак).
|