kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Красота внешняя и внутренняя в сказке Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок   по  литературному  чтению  для  учащихся  7  класса  с  казахским  языком  обучения  разработан  в  соответствии с  темой   самообразования "Использовние  инновационных  технологий   на  уроках  русского  языка  и литературы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Красота внешняя и внутренняя в сказке Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"»

Тема урока: Красота внешняя и внутренняя в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

Цели урока

  • раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;

  • развивать речь, мышление, память, аналитико-синтетические навыки учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;

  • прививать интерес к чтению.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

Презентация.

Слайд 1 Пословица гласит: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”.

Слайд 2 - Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г. Х. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание. Давайте попробуем разгадать кроссворд. Слайды 3 - 10

1)

у

т

ё

н

о

к

 

2)

с

е

р

ы

й

3)

у

т

к

а

 

 

4)

с

ы

н

о

ч

е

к

5)

л

е

т

о

 

6)

к

о

т

7)

к

у

р

и

ц

а

  1. Главный герой сказки?

  2. Какого цвета он был?

  3. “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” - кто так сказал?

  4. Как называла старуха кота?

  5. Время года, когда появились на свет утята?

  6. Житель избушки?

  7. Кого называли Коротконожкой?

- Какое ключевое слово у нас появилось?

3. Постановка учебной задачи

- Ребята, как вы считаете, что такое красота?

Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов Слайд 11

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- А красивый, это какой?

Посмотрим в словарь: Слайд 12

Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.

- Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?

Учитель: значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)

- Как вы считаете хорошо быть красивым?

- А некрасивым? Почему?

- Кому в жизни легче?

- А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (обладать хорошими качествами….)

- Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке.

4. Совместный поиск решения учебной задачи

- Открываем книги и отправляемся в сказку.

- Давайте прочитаем, как начинается сказка - А вы были за городом?

- Что хотел показать автор этими строчками?

Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок.

- Каким оказался по мнению утки последний утёнок? Найдите в тексте. 

- Как вы понимаете слово гадкий?

- Давайте посмотрим в словаре. Слайд 13

Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.

Слайды 14, 15 - Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.

- Утёнок родился, что про него говорят? Какой он?

Слайд 16

Утёнок

  • гадкий

  • ужасный урод

- Кто про него так сказал?

- Должна ли была мама утка так говорить?

- Что оправдывает её? (то, что она мачеха, утёнок не её сын)

- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

1. Не такой как все

Давайте добавим это в характеристику.

Слайд 17

- Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве)

- Как утята учились плавать?

- Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. 

- Почему засомневалась утка? ( утёнок хорошо плавал)

Что добавим ещё в характеристику утёнка? (хорошо плавает)

Слайд 17

Утёнок

  • гадкий

  • ужасный урод

  • хорошо плавает

- Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по-другому называет утка птичий двор? Прочитайте.

- Как вы понимаете слово общество?

- Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову С. И. Ожегов.

Слайд 18

Общество -

- Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он?

- Давайте дополним нашу характеристику

Слайд 19

  • большой и несуразный

  • бедняга

  • слишком велик

- Что сказала мама утка?

Слайд 20

  • некрасив, но у него доброе сердце

- Как относились к серому утёнку жители двора?

- Почему они так относились?

- Имели ли они все на это право?

- Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по другому?

- Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?- Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте.

- Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (дело не в утке, а в обитателях птичьего двора…)

- Почему убежал утёнок с птичьего двора?

- Как вы думаете, почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу?

- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

2. Унижение

- Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему?

- Куда убежал утёнок с птичьего двора?(на болото)

- Что-то изменилось в его жизни?

- Что сказали про него дикие утки? Найдите в тексте 

Учитель: он опять почувствовал себя отверженным.

- Как говорят о нём гуси? ( ты такой чудной, забавен)

- Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию? Когда? Найдите в тексте. 

- Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество)

- Какой ещё этап жизни мы проследили?

3. Одиночество

- Какой выход нашёл для себя утёнок?

- Куда он убежал? Найдите эту часть в тексте.

- Давайте прочитаем её в лицах.

- Сколько нам потребуется человек? (Автор, курица, утёнок,старуха, кот, )

- Какими были кот и курица?

- Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

- Что дают понять утёнку курица и кот? ( Если не можешь нести яйца….. тебе здесь не место)

- Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? ( ограничен в свободе)

- Какой этап жизни утёнка мы проследили?

4. Ограничение в свободе. Непонимание

- Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят)

- Что пришлось испытать утёнку? ( голод, холод)

- Какой ещё выделим этап жизни утёнка?

5. Холод, голод

- Почему, увидев красивых птиц утёнок не позавидовал им?

- Что ещё можно добавить в характеристику героя?

Слайд 21 не завистлив

- Что испытывал утёнок, перенеся такие тяжёлые жизненные испытания, увидев красивых птиц?

Учитель зачитывает текст (Он не мог…. Красивым как они)

Он был рад-радёхонек, если хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утёнок!

- Что хотел сказать автор этими строками?

- Что произошло с наступлением зимы?

- Как назовём этот этап жизни утёнка?

6. Чуть не умер

- Почему утёнок ушёл от крестьянина? ( потерял веру в добро)

- Ребята, а как вы считаете, почему автор не описывает всех мучений и страданий, которые перенёс утёнок в эту зиму?

Учитель: но вот пришла весна. Найдите в тексте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? 

- Как можно назвать этот этап жизни?

7. Желание умереть

- Кем стал утёнок?

- Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте. 

- Какой он теперь, что про него говорят?

Слайд 22

Лебедь

  • крепкий

  • большой

Слайд 23

  • красивее всех

Слайд 24

  • молоденький

Слайд 25

  • Прелестный

Слайд 26

  • Счастливый

Слайд 27

  • самый прекрасный среди прекрасных лебедей

- Прощает ли утёнок своих обидчиков? Подтвердите словами из текста. (стр. 214, последн. абз)

- Что значит ликующий крик? (торжественный, восторженный, радостный)

- Давайте посмотрим, каким был утёнок сначала, а каким стал потом.

Слайд 28

Утёнок

Лебедь

гадкий

крепкий

ужасный урод

большой

большой и несуразный лучше всех

 

не такой как все красивее всех

 

бедняга

молоденький

некрасив, но у него доброе сердце

прелестный

слишком велик

счастливый

не завистлив

прекрасный среди прекрасных лебедей

5. Вывод

- Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя?

Учитель: Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной.

А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасный урод автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем. За что?

- Как вы считаете, а в жизни такое может быть?

- Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

  • Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.

  • Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.

  • Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.

  • Нельзя высмеивать недостатки других.

  • Добро всегда побеждает зло.

  • Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.

Слайд 29

6. Домашнее задание

Написать эссе «Нужно уметь разглядеть красивое».

7. Итог урока

- Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке

Слайд 30

  • Красивый вид человека не портит.

  • Некрасив собой, но красив душой.

  • Суди не по внешности, а суди по делам.

  • Кому, что идёт, то и красиво.

  • Не красна изба углами , а красна пирогами.

- Объясните их смысл.

- Как сказочник относится к своему герою?

- Г. Х. Андерсену в своей жизни пришлось тоже нелегко. Но он смог из гадкого утёнка превратится в прекрасного лебедя и написать много сказок для детей. Жизнь его тоже оказалась нелёгкой.

Сообщение ребёнка Слайды 31 - 39

Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.

Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.

Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывал всякие истории.

Над ним потешались и дразнили фантазёром.

Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Красота внешняя и внутренняя в сказке Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"

Автор: Сагитова Динара Сыпсынбаевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства