Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается.
Тема: Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»
Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством С. Аксакова.
Задачи урока: Развивать умение находить и отбирать самое главное;
Развивать умение давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
Совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;
Воспитывать положительные качества в процессе коллективной и групповой работы;
Воспитывать любовь к окружающей природе.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Орг. момент
II.Речевая гимнастика
ΙΙΙ. Проверка д/задания.
1.Дыхательная гимнастика. ( Свеча).
2.Постановка логического ударения. На улице идет сильный дождь.
На прошлом уроке мы начали читать отрывки из повести С. Аксакова « Детские годы Багрова- внука».
Каким мы видим Сергея? ( Заботливый, чувствительный, приведите примеры)
Какое время года может особенно взволновать такого человека? ( Весна)
Прочитайте тему урока. ( «Первая весна в деревне»)
А сейчас зачитайте рассказы составленные по иллюстрации.
Познавательные УУД
1. Уметь отвечать на вопросы по содержанию, 2.Определять последовательность событий
3.Доказывать собственную точку зрения с опорой на текст.
IV.Актуализация
знаний.
Знакомство с текстом.
Воспитательный
момент
V.Физ.минутка.
Вернемся к теме урока. Почему именно первая весна? ( До этого он жил в городе).
1.Словарная работа.
Великий пост (Когда он бывает?)
Гумно – место где молотят хлеб
Полая – полная воды, половодье
Раздражающее (синонимы) – волнующее, возбуждающее
Сурчины – холмики возле норки
2.Чтение первой части «цепочкой».
Найдите в тексте, какое впечатление производило на Сережу наступление весны? (с.167, Приближение весны в деревне…)
Что усиливало волнение Сережи? (Разговор о весне с отцом и Евсеичем).
Работа в группах.
1.Какой мы видим весну со слов отца и Евсеича? (Много содействовало тому разговору…)
2.Рассказ отца и Евсеича о прилете птиц. (отец с восхищением рассказывал мне, что видел лебедей…)
3. Найдите слова, передающие общую увлеченность отца, Евсеича и Сергея. ( с.168, Только нам троим…)
4. Какой Сережа увидел весну сам? (Шире, длиннее становились грязные проталины…)
А какой видите вы весну? (Высказывания детей).Бережное отношение к природе
Почему Сереже запомнилась эта первая весна в деревне?
Сейчас я вам зачитаю другой отрывок из повести:
«Весна пришла, и вместо радостного чувства я испытывал грусть, что мне было до того, что с гор бежали ручьи, что показались проталины в саду и около церкви, что опять прошла Белая (река) и опять широко разлились её воды».
Что могло случиться? Почему весна не радует Сергея в это отрывке? (Предположения детей).
«Не увижу я Сергеевки и её чудного озера, её высоких дубов, не стану удить с её мостиков вместе с Евсеичем, и не буду лежать на берегу реки, растянувшись на солнышке!»
(Сережа не смог приехать в деревню Сергеевку, поэтому приход весны его не радует)
3.Чтение 2 части по абзацам.
-Почему пребывание дома он сравнивает с тюрьмой? (2 абзац)
-Почему мать запретила Евсеичу доносить мальчику разные весенние новости? (Они еще больше расстраивали мальчика)(2 абзац)
-На что рассчитывала мать, пригласив к детям ключницу Пелагею?(4абзац)
В чем она ошиблась? (Она не любила сказки, ни сказочницу, а значит не знала волнующую силу сказки)(5-6 абзац).
-Прочитайте и прокомментируйте действия Пелагии перед рассказыванием сказки.(5 абзац)
-Как повлияла сказка на Сережу?(7абзац)
-А вам знакомы сказки которые помнит Сергей? (Вывод: Сказки слышали и вы, и Сережа).(8абзац)
Личностные УУД
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
VI. Итог.
-Как вы думаете, похож ли приход весны на сказку?
-Каким нужно быть человеком, чтобы увидеть чудо в обычном пробуждении природы, в знакомой сказке? (Чувствительным, наблюдательным, мечтательный, впечатлительным, романтиком).
На с. 167, мы видим предложение описания природы, состоящие почти из одних существительных. Скажите, а зачем нужны прилагательные?
Нарисуйте пробуждение природы, используя вместо прилагательных – краски.
Рефлексия. На своих рисунках нарисуйте солнышко. Покажите свое настроение. Если с лучиками, значит вам урок понравился. Если без лучиков, значит вам не понравилось.
VII. Домашнее задание.
Читать выразительно любой отрывок, рассказывающий о встрече Серёжи с весной, сказкой, с 171 в.№4.