kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество Лермонтова М.Ю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Страницы жизни и творчества  М.Ю.Лермонтова.

Форма: урок внеклассного чтения.

“Здесь всюду властвуют его стихи.

Далёкие, зовущие, живые”.

Цель:

1. Познакомить учащихся с произведениями М. Ю. Лермонтова, его биографией. Расширять кругозор учащихся в области искусства, через просмотр репродукций картин.

2.  Развивать навыки выразительного чтения, умения слушать лирические произведения.

3. Воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова, прививать любовь к Родине и наблюдательность к окружающей природе.

Наглядность: презентация, выставка книг, рисунки учащихся.

Подготовка: учащиеся готовят наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова по рекомендации учителя; оформляется выставка книг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Лермонтова М.Ю. »






Российская Федерация

Чукотский автономный округ

АНАДЫРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования села Усть-Белая»

689540, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Усть-Белая, ул. Анадырская, тел./факс: 93 453, e-mail: [email protected]







Урок литературного чтения

4 класс

"Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова".





Учитель начальных классов

Колодиенко Оксана Леонтьевна





2014г.


Тема: Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Форма: урок внеклассного чтения.

“Здесь всюду властвуют его стихи.

Далёкие, зовущие, живые”.

Цель:

1. Познакомить учащихся с произведениями М. Ю. Лермонтова, его биографией. Расширять кругозор учащихся в области искусства, через просмотр репродукций картин.

2. Развивать навыки выразительного чтения, умения слушать лирические произведения.

3. Воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова, прививать любовь к Родине и наблюдательность к окружающей природе.

Наглядность: презентация, выставка книг, рисунки учащихся.

Подготовка: учащиеся готовят наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова по рекомендации учителя; оформляется выставка книг.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Тема и задачи урока.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он погиб на дуэли под Пятигорском совсем ещё молодым человеком.

(Слайд2) Этот урок мы посвятим Михаилу Юрьевича Лермонтову. Давайте, попробуем разобраться в творчестве поэта. Им написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. На страницах лирики Лермонтова каждый может найти собственные находки. “Перелистаем страницы” его жизни и творчества

3. Чтение произведений наизусть.

Страница 1. Детство.

(Слайд 3) Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки. (слайд4)

Лермонтов вырос в Тарханах, имении бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны, в окружении друзей и хороших гувернёров.

(Слайд 5) “Как часто, пёстрою толпою окружён…”

…И вижу я себя ребёнком, кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Бабушка не жалела средств для воспитания внука. По дворянскому обычаю были приглашены иностранцы в качестве воспитателей.

Когда Лермонтову исполнилось 14 лет он с бабушкой переехал из Тархан в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании мальчика.

Осенью он был принят в Московский университет благородного пансионата. В годы учения он начал сам писать стихи.

Страница 2. Первые пробы пера.

В пансионате он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры.

Учился Лермонтов прекрасно, но закончить пансионат ему не удалось. Он, в знак протеста против царской реформы, подал прошение на увольнение. Спустя несколько месяцев, он поступает в университет. За годы обучения в пансионате и университете появляются замечательные ранние стихотворения. Одно из них “Парус”.

(Слайд 6) “Парус”

Страница 3. Москва – любимый город.

Поэт любил Москву, город своего детства, своей юности. Он воспевал её в своих произведениях. Вот, что он писал о Москве в стихах. Послушайте, как он восхищается красотой колокольни Ивана Великого (Cлайд 7)

“Кто не видел Кремль в час утра золотой…”

Кто не видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня – великан?

Страница 4. Кавказ в творчестве поэта.

После Москвы поэт переехал вместе с бабушкой в Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Стихи Лермонтова волновали читателей. Царь видел в произведениях поэта призыв к революции. Поэтому отправил Лермонтова на Кавказ, где шла война с горцами. Царь, посылая под пули, надеялся, что поэт не вернётся в столицу.

“Кавказу”

Кавказ! – Далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна.
И окровавлена войной…

Тема Кавказа неотделима от творчества поэта.

До 10 лет Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ. Полюбившие горные пейзажи, яркие краски, своеобразный свободолюбивый характер здешних жителей ещё в раннем детстве произвели на поэта огромные впечатления. Послушаем его произведения о Кавказе.

(Слайд 8) “Синие горы Кавказа, приветствую вас”.

Синие горы Кавказа, приветствую вас.
Вы взлелеяли детство моё,
Вы носили меня на своих одичавших хребтах.
Облаками меня одевали,
Вы к нему меня приучали,
И я с той поры всё мечтаю об Вас да о небе.

Лермонтов посвятил кавказским мотивам множество превосходных стихотворений. Горы, снежные вершины становятся символами свободы.

Поездки на Кавказ сыграли особую роль в развитии Лермонтова поэта. Они пробуждали поэтическое вдохновение.

В результате путешествий и знакомства с жизнью кавказских народов, с природой Кавказа в поэзии и прозе отражаются впечатления поэта.

“Дары Терека” (отрывок)

Страница 5. Поэт, музыкант, художник.

О чём ещё хочется напомнить тому, кто открывает сочинения М.Ю. Лермонтова? Может быть о том, что он был гениальным человеком, поэт – гений. Бабушка дала ему прекрасное домашнее образование. Поэт с детства говорил на двух языках немецком и французском.. Он играл на фортепиано и на скрипке. Прекрасно рисовал. За 12 лет Лермонтов написал 13 картин маслом, 44 акварели, около 300 рисунков. Некоторые его работы вы уже видели.

(Слайд 9) Слово не всегда способно выразить чувство. Поэт обращается к другим видам искусства: к живописи и музыки. Лермонтов был наделён даром живописца. Он прекрасно “видел мир и умел передать игру красок, света и тени как кистью в своих рисунках, так и словом”.

Страница 6. Картины природы.

Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. В образах природы будущий поэт ищет сходство со своими душевными переживаниями.

“Когда волнуется желтеющая нива…”

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под сенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Лермонтов открывает нам живительный мир природы. Он показывает радость пребывания в родных среднерусских местах. “Осень”

Страница 7. Поэзия Лермонтова в творчестве композиторов и художников.

Поэзия Лермонтова нашла отражение в различных видах искусства. Многие композиторы отмечали музыкальность его строк. Около 800 композиторов писали музыку на стихи Лермонтова. Среди них такие имена, как Чайковский, Рахманинов, Лист, Глинка и т. д. Написаны различные музыкальные жанры: опера Рубенштейна, вальс Хачатуряна, романсы Варламова.

Иллюстрации, гравюры, рисунки украшают лермонтовские произведения. Знаменитый русский художник И.И. Шишкин выбрал два стихотворении поэта. Одно из них “На севере диком стоит одиноко…” .Художник пишет картину, которая так и называется “На севере диком стоит одиноко…”. На высоком утёсе в морозную лунную ночь изображён образ сосны. Как пишет поэт, “одетой ризой” снегов. Риза – это одежда священника при богослужении. Внизу, за утёсом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Художник смог передать образ одиночества кистью, а поэт словом.

“На севере диком стоит одиноко…”

Ни одно стихотворение М.Ю. Лермонтова наполнено чувством одиночества и тоски. Послушаем стихотворение “Утёс”.

Страница 8. Разлуки с родиной.

Не смотря на свой молодой возраст, М. Ю. Лермонтов немало поездил по стране, побывал на Кубани, Ставрополе, Грузии. В своём стихотворении “Листок” он описывает грусть расставания с родными местами.

Любовь к Родине – это одна из главных особенностей человека. Без любви к Родине не испытать ни настоящего счастья, ни горечи разлуки с отчим домом. Лермонтов жил в 19 веке, мы – в 21 веке. Но и сегодня нам понятно лермонтовское восприятие Родины.

“Родина”

Лермонтов страстно мечтал уйти в отставку и заняться литературой. Но судьба распорядилась иначе.

Страница 9. Трагическая судьба поэта.

Апрель 1840 год. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ. Растроганный вниманием к себе, Лермонтов стоя у окна глядел на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, писал стихотворение. Когда поэт кончил писать, его окружили и просили прочесть. Он оглянул всех взглядом выразительных глаз своих и задумчиво начал читать:

“Тучи”

Когда он кончил, глаза были влажны от слёз. Поэт прямо из дома двинулся в ссылку на Кавказ.

Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплётом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение “Пророк” – о горестной судьбе поэта, непонятного и гонимого людьми.

Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта 15 июля 1841 года. Ушёл из жизни ещё один великий поэт России, которому было всего 27 лет.

Страница 10. Лермонтову посвящается.

Много времени прошло с того трагического события. Лермонтов прожил короткую жизнь. Но как много он оставил после себя! О популярности лермонтовских стихов говорит следующая цифра. “Казачья колыбельная” была положена на музыку 31 раз.

(Слайд 10)Казачья колыбельная

Ни одно поколение читает его произведения. Подтверждение тому эта выставка книг, которую вы подготовили. (выставка книг)

4. Итог.

Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством восхищаются многие годы. Замечательно, что сегодня мы вместе слушали и читали стихи великого поэта. Мы повторяли, нет, пели вслед за поэтом волшебные строки. Они так тонко передают настроение. Они – так дороги нам. Каждый смог найти в них своё душевное состояние.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творчество Лермонтова М.Ю.

Автор: Колодиенко Оксана Леонтьевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Кавказ в творчестве Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(34) "kavkaz-v-tvorchiestvie-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "273799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452270653"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Творчество Лермонтова и Абая"
    ["seo_title"] => string(29) "tvorchiestvoliermontovaiabaia"
    ["file_id"] => string(6) "266254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450113707"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Внеклассное занятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов на Кавказе. "
    ["seo_title"] => string(118) "vnieklassnoie-zaniatiie-posviashchiennoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova-m-iu-liermontov-na-kavkazie"
    ["file_id"] => string(6) "215766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432793174"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "" Урок  - викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова." "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-viktorina-po-tvorchiestvu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "197757"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308282"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Урок литературы в 9 классе "Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-9-klassie-traditsii-liermontova-v-russkoi-i-kazakhskoi-litieraturie-xix-vieka-m-iu-liermontov-i-abai-kunanbaiev"
    ["file_id"] => string(6) "184112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425997792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства