kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Три мира в романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - обратить внимание на символику числа три в романе, понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Три мира в романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова.»

УРОК 54: ТРИ МИРА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА».

Цель: обратить внимание на символику числа три в романе. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

-Что собой представляет жанр «Мастера и Маргариты»?

-Расскажите о композиции романа. В чем ее особенность?

3.Работа по теме урока.

4. Три мира в романе.

- Какие три мира представлены в романе Булгакова?

Древний Ершалаимский мир

Московский мир 30-х годов

Потусторонний мир

-Какому времени соответствует каждый из них?

3. «Ершалаимский мир»

-Кто главные герои этого мира?

Иешуа. Это главный герой романа, написанного Мастером. Под этим героем часто подразумевается библейский Иисус Христос. Но на самом деле это не так. Иешуа выглядит абсолютно обычным человеком, способным испытывать страх перед физической расправой. Иешуа - бродячий философ, верящий, что каждый человек добр и что не будет на свете в скором времени никакой власти, кроме божьей. Безусловно, Иешуа обладает большой силой. Он вылечивает Пилата от головной боли. В Иешуа сосредоточены силы света, он погибает невинным, не соврав, не предав своих убеждений. За это он был достоин Света.

Понтий Пилат.

- Как раскрывает характер Пилата его портрет? (В белом плаще с кровавым подбоем)

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

- Каково главное убеждение Иешуа?

(Идея произведения – это слова Иешуа: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»)

 Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как он действует, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям.

-Кто является олицетворением власти?

-Каким изображает Булгаков Пилата? (Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.)

- Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?»)

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом.

-Почему Пилат утверждает смертный приговор? (Побоялся идти против Синедриона. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедрион не меняет решения.)

-За что наказан Пилат? (Ему потом некий загадочный гость, начальник тайной службы, с которым он беседовал после казни, передал последние слова Иешуа, что "в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость". «Трусость – самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат прощен.)

Составление кластера

4.Современный московский мир.

«Никогда не разговаривайте с неизвестными»

Так называется первая глава романа. Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный.

-Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему? (Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.)

- За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? (Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере. Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.)

-Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.

Степа Лиходеев (гл.7) Работает в театре «Варьете». Не умеет и не любит исполнять свою работу, порочный человек, главным пороком является беспробудное пьянство. Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был перенесён в Ялту приспешниками Воланда.

Иван Савельевич Варенуха (гл.10,14) Администратор «Варьете». Беспринципный и лживый человек. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён Геллой в вампира-наводчика. После бала Воланд исполнил его просьбу, снова превратив в человека. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком. Интересный факт: наказание Варенухи было «частной инициативой» Азазелло и Бегемота

Никанор Иванович Босой (гл.9) Занимается взяточничеством, имея должность председателя домоуправления. Чиновник средней руки, ни рыба ни мясо. Председатель жилтоварищества на Садовой улице, где поселился Воланд на время пребывания в Москве. Жаден, накануне совершил хищение средств из кассы жилтоварищества. Коровьев заключил с ним договор на временный наём жилья и дал взятку, которая, как впоследствии утверждал председатель, «сама вползла к нему в портфель». Потом Коровьев по приказу Воланда превратил переданные рубли в доллары и от имени одного из соседей сообщил о спрятанной валюте в НКВД. Пытаясь хоть как-то оправдать себя, Босой признался во взяточничестве и заявил об аналогичных преступлениях со стороны своих помощников, что привело к аресту всех членов жилтоварищества. Из-за дальнейшего поведения на допросе был направлен в психиатрическую больницу, где его преследовали кошмары, связанные с требованиями сдать имеющуюся валюту

Андрей Фокич Соков (гл.18) Заведующий буфетом в театре Варьете, "...Какой‑то малюсенький пожилой человечек с необыкновенно печальным лицом, в чесунчовом (чесунча - плотная шелковая ткань) старинном костюме и твердой соломенной шляпе с зеленой лентой, подымаясь вверх по лестнице..." У Сокова вечно грустный вид. Он очень нервный человек, который не пьет алкоголь и не играет в азартные игры. У Сокова в буфете подаются несвежие продукты и не соблюдаются санитарные нормы, есть приличные сбережения в банке. Свита Воланда предсказывает Сокову смерть через 9 месяцев от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате...". Когда Соков возвращается за шляпой, на него нападает кот и царапает ему голову. После встречи с Воландом Соков ищет лучших врачей по болезням печени, но несмотря на лечение умирает.


Аннушка (гл.24,27) Пенсионерка, известная своим едким характером. Где бы она ни появлялась— всюду воцарялся хаос и раздоры. Разбила бутылку с подсолнечным маслом на трамвайных путях, что явилось причиной смерти Берлиоза. Проживает этажом ниже «нехорошей квартиры». Позже была запугана Азазелло вернуть найденную в подъезде алмазную подкову, подаренную Воландом на память Маргарите (подкова с алмазами была возвращена Маргарите).

Алоизий Могарыч (гл.24) Знакомый Мастера, написавший на него ложный донос ради присвоения жилплощади. Был выгнан из своей новой квартиры свитой Воланда. После суда Воланда в беспамятстве покинул Москву, но, очнувшись где-то у Вятки, вернулся. Заменил на должности финдиректора театра «Варьете» Римского. Деятельность Могарыча на этой должности доставляла большие терзания Варенухе.

5.Наказание в самих людях.

-Воланд замечает, что горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Что предпринимают Воланд и его свита, чтобы это проверить? (Проводят один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.)

-Что помогли увидеть чудеса, демонстрируемые свитой Воланда? (С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…)

-К какому итогу приходит Воланд? («Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».)

-Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей? (Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.)

-Что мы можем сказать о главных героях: Мастере м Маргарите? (Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков.)

-Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? (Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.)

-Что говорит об чувстве между Маргаритой и Мастером сам Мастер? («Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»)

-Чем является любовь в романе? (Любовь, как творчество, это то, что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру.)

Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

- Чем Мастер похож на Иешуа? (Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.)

5.Потусторонний мир

- С кем пришел Воланд на землю?

(Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению.)

- С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

(Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя).

- Кто составлял свиту Воланда?

(Свиту Воланда составляли три «главных шута»: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.)

- Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.)

- Какая действительность в Москве?

(Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы. Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.)

- Чем схожи Ершалаим и Москва?

(Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда. )

IV.Итоги урока, выводы.

Выводы:

- все планы книги объединены проблемой добра и зла;

- темы: поиска истины, тема творчества;

- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен:

- и сатирический роман

- и комическая эпопея

- и утопия с элементами фантастики

- и историческое повествование

Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.


Домашнее задание: подготовить сообщения:


Группа №1. Исследование проблемы исторической эпохи.

1. Изучение исторической обстановки в России 30-х годов 20 столетия.

2. Отражение времени в романе


Группа №2. Исследование проблемы судьбы мастера-художника, любви,

творчества.

1. История Мастера и Маргариты.

2. Значение образа Маргариты.

3. Предназначение художника.


Группа №3. Исследование проблемы мира искусства в романе.

1. Мир искусства на страницах романа:

- организация МАССОЛИТ

- образ Берлиоза

- образ Бездомного

2. Символический смысл сожжения дома «Грибоедова»


Группа №4. Исследование проблемы «романа в романе».

1. Сопоставление библейского текста с ершалаимскими главами романа.

2. Проблематика «романа в романе».

3. Значение образа Иешуа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Три мира в романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова.

Автор: Деревянко Светлана Сергеевна

Дата: 16.06.2022

Номер свидетельства: 609885

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Сатира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита""
    ["seo_title"] => string(48) "satira_v_romane_m_a_bulgakova_master_i_margarita"
    ["file_id"] => string(6) "622491"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1673173303"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Религиозные мотивы в   романе М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»."
    ["seo_title"] => string(58) "rielighioznyiemotivyvromaniemabulghakovamastierimargharita"
    ["file_id"] => string(6) "261383"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449128316"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация "Три мира-триада персонажей" по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-tri-mira-triada-piersonazhiei-po-romanu-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "195580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427919713"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "М.Булгаков. Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(78) "m-bulghakov-lichnost-pisatielia-istoriia-sozdaniia-romana-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "132153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416300356"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок — обобщение по теме "М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Составление web-сайта" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-m-bulghakov-mastier-i-margharita-sostavlieniie-web-saita"
    ["file_id"] => string(6) "210159"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431369031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства