Система уроков в 11 классе по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" требует разных форм аналитической работы, что представляет трудность для обучающихся в понимании роли тех или иных эпизодов, лиц, событий, их взаимосвязи и роли в структурной целостности романа. Данная презентация помогает обучающимся в понимании означенных аспектов и служит методическим и дидактическим подспорьем в работе учителя.
Просмотр содержимого презентации
«Три мира-триада персонажей»
Три мира-триада персонажей (по их роли в общей структурной целостности романа)
По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Подготовила Резаева Л.М., учитель литературы
МОУ «СОШ №1 г.Боровск»
2014-15 уч.г.
Библия; Л.Андреев «Иуда Искариот»; А.П.Чехов «Студент»; «Тайная Вечеря»-Леонардо да Винчи и др. авторов
- Вся история начинается накануне Пасхи, накануне дня весеннего равноденствия.
- Вся история начинается накануне Пасхи, накануне дня весеннего равноденствия.
- Вся история начинается накануне Пасхи, накануне дня весеннего равноденствия.
свет = тьма // контакт между миром и преисподней
максимальный
Сфера Бога
вечность священная история
Ду
духовные ценности
Сфера дьявола тьма профанная история
Дни:
- Среда- явление чуда (появление Воланда со свитой с Москве)
- Четверг(чистый) - день напряжённого развития драмы, день страданий. ( именно в этот день Воланд испытывает москвичей)
- С четверга на пятницу- время отступничества от Христа. В современном городе появляется Иван Бездомный, и Мастер отрекается от романа.
- В это время идёт сеанс чёрной магии, время пророческих снов. Именно в это время происходит контакт человека с Богом.
- Сон Маргариты: Бог сулит ей гибель и воссоединение с Мастером
- Сон - казнь Христа
Дни:
- Пятница- кульминация истории священной и профанной.
- Состоялась казнь Христа, а в полночь- возмездие Иуде.
- Страшные муки Понтия Пилата.
- Суббота- день явления чудесного .
- К Воланду прилетает Левий Матвей и просит одарить Мастера и Маргариту покоем. На рассвете Мастер умирает, но воскресает.
Человек предстаёт перед нами как субъект истории. Мастера и Маргариту Бог прощает и дарует им место в вечности, там они обретают покой.
Символы
- Все события постоянно сопровождаются астральными силами: гроза, огонь, вода . Символы несут в себе двойственную силу: вода
потоп крещение
- луна (под луной происходит раскаяние Понтия Пилата)
солнце (опаляет)
1.Наиболее значимая триада
- Прокуратор Иудеи Понтий Пилат;
- Князь тьмы-Воланд;
- Директор психиатрической клиники профессор Стравинский;
2. Первые помощники главных лиц
- Афраний
- Коровьев
- Врач Фёдор Васильевич
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
- Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
4. Животные, наделённые человеческими чертами
- Банга, любимая собака Понтия Пилата;
- Кот Бегемот;
- Милицейский пёс Тузбубен.
5. Предатели, враги Иешуа и Мастера
- Иуда из Кириафа, работающий в меняльной лавке у родственников;
- Барон Майгель , служащий в должности «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы»;
- Журналист Алоизий Могарыч , умеющий приспосабливаться к любым обстоятельствам, что «предопределяет живучесть этого типа в современной жизни»;
6. Женская триада
- Агент Афрания Низа;
- Служанка Гелла;
- Домработница Наташа
Все они необыкновенно красивы!
7. Герои романа, противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа и Мастера
- Михаил Александрович Берлиоз;
- Иосиф Каифа;
- Неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца.
8. Триада выступающих одновременно в качестве учеников Иешуа и Мастера, Каифы и Берлиоза
- Левий Матвей , бывший сборщик податей и единственный последователь Га-Ноцри;
- Иван Бездомный , единственный ученик Мастера;
- Поэт Александр Рюхин и все причастные к литературному труду.
Вопросы:
1. Что даёт построение триад для понимания смысла и композиции романа «Мастер и Маргарита»?
2. Сопоставьте портретные черты и роли в романе персонажей, входящих в одну из триад.
3. Каково отношение автора к персонажам, входящим в триады? Сходно оно или сугубо индивидуально? Покажите на примерах.
4. Почему, по-вашему, в триады включены не только главные, но и второстепенные персонажи? Как они соотносятся с главными героями?