Сатира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сатира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Тема: «Сатира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель:
-постараться постичь «невозможный» роман во всей его сложности и глубине;
-познакомиться с Булгаковым-сатириком
-рассмотреть сцены посещения Воландом Москвы.
Оборудование: роман Булгакова, учебник, иллюстрации к роману, тесты.
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек…»
Современный поэт
Ход урока
1.Организационный момент. Мы продолжаем знакомство с романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Какой это роман?
1. Бытовой роман. 2. Фантастический роман. 3. Философский роман. 4. Любовно-лирический роман. 5.Сатирический роман. 6. Психологический роман. 7. Роман в романе.
Слово учителя. Существует три утверждения: не зло, а добро; не вера, а истина; не власть, а свобода - Булгаков проверит в романе жизнью, сем ходом человеческой истории.
Каков итог тысячелетнего развития?
Изменился ли мир? Люди? Кто такой Воланд?
Кого и за что наказывает Воланд? (Сатана и его подручные действуют там, где бессильно добро, где зло не может быть исправлено, а только наказано.
Просмотр содержимого документа
«Сатира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"»
Литература 11 класс
Тема: «Сатира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель:
-постараться постичь «невозможный» роман во всей его сложности и глубине;
-познакомиться с Булгаковым-сатириком
-рассмотреть сцены посещения Воландом Москвы.
Оборудование: роман Булгакова, учебник, иллюстрации к роману, тесты.
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек…»
Современный поэт
Ход урока
1.Организационный момент. Мы продолжаем знакомство с романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Какой это роман?
1. Бытовой роман. 2. Фантастический роман. 3. Философский роман. 4. Любовно-лирический роман. 5.Сатирический роман. 6. Психологический роман. 7. Роман в романе.
Слово учителя. Существует три утверждения: не зло, а добро; не вера, а истина; не власть, а свобода - Булгаков проверит в романе жизнью, сем ходом человеческой истории.
Каков итог тысячелетнего развития?
Изменился ли мир? Люди? Кто такой Воланд?
Кого и за что наказывает Воланд? (Сатана и его подручные действуют там, где бессильно добро, где зло не может быть исправлено, а только наказано.
2. Подробно остановимся на 12 главе. (Воланд был три дня в Москве)
- какова интонация повествования? (несерьезная); - какова атмосфера сцены описанной в романе?
(Самые жуткие сцены (оторванная голова и т.д.) происходят как бы невсерьез, под смех, аплодисменты и улюлюканье. Это обстановка какого-то вселенского глумления человека над самим собой, над всем родом человеческим.
Какова же цель визита Волонда и его шайки (кот Бегемот, Азазелло с клыком, Коровин-фагот, ведьма Гелла) в Москву? (Прочитать стр.119
- кресло мне - негромко приказал Воланд… Как по – твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?.....
1. Что происходит в театре-варьете? (оторвали голову, раздели публику, разбросали деньги) Это ряд ужасных опытов, проверок на человечность … или бесчеловечность, жестокость, жадность. Булгаков изобразил мир московского мещанства: дельцов, завистников, прохиндеев, воришек, взяточников. Авторская ирония перерастает в гротеск. Например, костюм председателя комиссии зрелищ Прохора Петровича разговаривал, звонил, подписывал бумаги.
2. Рухнул храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости? (Нет)
3.Что мы видим? (Жадность. Вранье, предательство, подлость)
4.Что в первый момент электризует публику? (Неизвестно откуда взявшиеся «настоящие» деньги) В зале начинает искриться ненависть. Почему?
5. И когда появляется «разоблачитель» - трепач и лгун Бенгальский (конферансье), что происходит? (Ненависть обрушивается на него – все в той же глумливо-несерьезной форме: «Оторвать ему голову»
6. Что делает Воланд? (Только исполняет желания)
---Дармовых денег хотите? Получите. ---Модных шмоток хотите? Хватайте. --- Голову оторвать? Пожалуйста.
7. А что зрители? (И только тогда в зале, пораженном собственной стадной жестокостью, раздается одинокий сначала голос: «Ради Бога, не мучьте его» А потом закричали все.
8. Как Воланд говорит об этих людях? (Прочитать) …Люди, как люди…Только квартирный вопрос испортил их.
9. Так что же, изменились люди? (Испытание фокусом с вещами)
111. Слово учителя. «Милосердие лишь иногда стучится в сердца», «Милосердие все же иногда стучится в сердца»
Сатанинское в романе – лишь концентрированное воплощение человеческого зла, хотя и способно порой восстановить справедливость.
Остановимся на эпизоде, условно названном «Фрида» ( глава 23-24) Вспомним этот эпизод. Кто прощает Фриду? Сатана? Нет. Или Бог?-символ добра? Нет. Кто же прощает? – Маргарита. Человека прощает человек)
ВОЛАНД – (у немцев черт) вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Люцифера, Вельзевула и др. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гете («Фауст»). Их духовное родство закреплено уже самим эпиграфом. Но в отличие от Мефистофеля булгаковский персонаж не сеет беспричинного зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова. До Булгакова в мировой литературе такого дьявола не существовало.
Отношение критиков в Воланду.
1.В.Лакшин считает Воланда «палачом пророка», «карающим мечом в руках правосудия».
2. Л.Яновская видит в князе тьмы не столько карающую силу зла, сколько силу, вскрывающую, разоблачающую зло.
Какова роль Воланда в романе? (письменно)
- Вскрыть человеческие пороки. Он высмеивает, уничтожает при помощи свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал.
Воланд – вездесущ, ему подвластно пространство и время, он существо иного – фантастического, потустороннего мира. Никто в романе не догадывался кроме Мастера и Маргариты, что Воланд – САТАНА.
ВЫВОД.( Записать в тетрадь). Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.
Слово учителя. Вот такая своеобразная проверка, моральная ревизия общества и совершается в романе Воландом. Роль этих героев - как в условности искусства вообще - обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выводить на общее обозрение черты и тенденции, которые без этого скрыты от глаз.
Домашнее задание.
История Мастера и Маргариты. Анализ глав. Индивидуальное сообщение.