kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сатира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Сатира в романе  М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита»

Цель:

-постараться постичь «невозможный»  роман  во  всей его  сложности  и глубине;

-познакомиться с Булгаковым-сатириком

-рассмотреть сцены посещения Воландом Москвы.

Оборудование: роман Булгакова, учебник, иллюстрации к роману, тесты.

                                «Все  прогрессы  реакционны,   если   рушится  человек…»

                                                                                           Современный поэт

                                       Ход урока

1.Организационный момент. Мы продолжаем  знакомство с романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Какой это роман?

1. Бытовой  роман.                                                                                                        2. Фантастический роман.                                                                                          3. Философский роман.                                                                                                    4. Любовно-лирический роман.                                                                   5.Сатирический  роман.                                                                                                                       6. Психологический роман.                                                                                             7. Роман в романе.

Слово учителя. Существует три утверждения: не  зло, а добро;  не  вера, а истина; не власть, а свобода -  Булгаков  проверит в романе жизнью, сем ходом человеческой истории.

  1. Каков итог тысячелетнего развития?
  2. Изменился ли мир?  Люди? Кто такой Воланд?
  3. Кого и за что наказывает Воланд? (Сатана и его подручные  действуют там, где  бессильно добро, где зло не может быть исправлено, а только наказано.
  4. Зло: жадность, равнодушие, эгоизм,  бессердечие, ложь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сатира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"»



Литература 11 класс

Тема: «Сатира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель:

-постараться постичь «невозможный» роман во всей его сложности и глубине;

-познакомиться с Булгаковым-сатириком

-рассмотреть сцены посещения Воландом Москвы.

Оборудование: роман Булгакова, учебник, иллюстрации к роману, тесты.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек…»

Современный поэт

Ход урока

1.Организационный момент. Мы продолжаем знакомство с романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Какой это роман?

1. Бытовой роман. 2. Фантастический роман. 3. Философский роман. 4. Любовно-лирический роман. 5.Сатирический роман. 6. Психологический роман. 7. Роман в романе.

Слово учителя. Существует три утверждения: не зло, а добро; не вера, а истина; не власть, а свобода - Булгаков проверит в романе жизнью, сем ходом человеческой истории.

  1. Каков итог тысячелетнего развития?

  2. Изменился ли мир? Люди? Кто такой Воланд?

  3. Кого и за что наказывает Воланд? (Сатана и его подручные действуют там, где бессильно добро, где зло не может быть исправлено, а только наказано.

  4. Зло: жадность, равнодушие, эгоизм, бессердечие, ложь.



2. Подробно остановимся на 12 главе. (Воланд был три дня в Москве)

- какова интонация повествования? (несерьезная); - какова атмосфера сцены описанной в романе?



(Самые жуткие сцены (оторванная голова и т.д.) происходят как бы невсерьез, под смех, аплодисменты и улюлюканье. Это обстановка какого-то вселенского глумления человека над самим собой, над всем родом человеческим.

Какова же цель визита Волонда и его шайки (кот Бегемот, Азазелло с клыком, Коровин-фагот, ведьма Гелла) в Москву? (Прочитать стр.119

- кресло мне - негромко приказал Воланд… Как по – твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?.....

1. Что происходит в театре-варьете? (оторвали голову, раздели публику, разбросали деньги) Это ряд ужасных опытов, проверок на человечность … или бесчеловечность, жестокость, жадность. Булгаков изобразил мир московского мещанства: дельцов, завистников, прохиндеев, воришек, взяточников. Авторская ирония перерастает в гротеск. Например, костюм председателя комиссии зрелищ Прохора Петровича разговаривал, звонил, подписывал бумаги.

2. Рухнул храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости? (Нет)

3.Что мы видим? (Жадность. Вранье, предательство, подлость)

4.Что в первый момент электризует публику? (Неизвестно откуда взявшиеся «настоящие» деньги) В зале начинает искриться ненависть. Почему?

5. И когда появляется «разоблачитель» - трепач и лгун Бенгальский (конферансье), что происходит? (Ненависть обрушивается на него – все в той же глумливо-несерьезной форме: «Оторвать ему голову»







6. Что делает Воланд? (Только исполняет желания)

---Дармовых денег хотите? Получите. ---Модных шмоток хотите? Хватайте. --- Голову оторвать? Пожалуйста.

7. А что зрители? (И только тогда в зале, пораженном собственной стадной жестокостью, раздается одинокий сначала голос: «Ради Бога, не мучьте его» А потом закричали все.



8. Как Воланд говорит об этих людях? (Прочитать) …Люди, как люди…Только квартирный вопрос испортил их.

9. Так что же, изменились люди? (Испытание фокусом с вещами)



111. Слово учителя. «Милосердие лишь иногда стучится в сердца», «Милосердие все же иногда стучится в сердца»

Сатанинское в романе – лишь концентрированное воплощение человеческого зла, хотя и способно порой восстановить справедливость.

Остановимся на эпизоде, условно названном «Фрида» ( глава 23-24) Вспомним этот эпизод. Кто прощает Фриду? Сатана? Нет. Или Бог?-символ добра? Нет. Кто же прощает? – Маргарита. Человека прощает человек)

ВОЛАНД – (у немцев черт) вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Люцифера, Вельзевула и др. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гете («Фауст»). Их духовное родство закреплено уже самим эпиграфом. Но в отличие от Мефистофеля булгаковский персонаж не сеет беспричинного зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова. До Булгакова в мировой литературе такого дьявола не существовало.







Отношение критиков в Воланду.

1.В.Лакшин считает Воланда «палачом пророка», «карающим мечом в руках правосудия».

2. Л.Яновская видит в князе тьмы не столько карающую силу зла, сколько силу, вскрывающую, разоблачающую зло.

Какова роль Воланда в романе? (письменно)

- Вскрыть человеческие пороки. Он высмеивает, уничтожает при помощи свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал.





Воланд – вездесущ, ему подвластно пространство и время, он существо иного – фантастического, потустороннего мира. Никто в романе не догадывался кроме Мастера и Маргариты, что Воланд – САТАНА.

ВЫВОД.( Записать в тетрадь). Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

Слово учителя. Вот такая своеобразная проверка, моральная ревизия общества и совершается в романе Воландом. Роль этих героев - как в условности искусства вообще - обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выводить на общее обозрение черты и тенденции, которые без этого скрыты от глаз.

Домашнее задание.

История Мастера и Маргариты. Анализ глав. Индивидуальное сообщение.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сатира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор: Матвеева О.В

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства