kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Только любовью держится и движется жизнь…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

образовательные:

  • выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;
  • углубить представление о герое;
  • отрабатывать навык анализа художественного произведения;
  • подготовиться к сочинению.

развивающие:

  • развивать навыки ведения дискуссии как нетрадиционного подхода к осмыслению произведения;
  • умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
  • развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;
  • умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;
  • развивать индивидуальные способности учащихся.

воспитательные:

  • прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;
  • воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;
  • формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)

 

Тип урока: - комбинированный.

Методы работы на уроке:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • эвристический.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • портреты И. С. Тургенева и П. Виардо;
  • Романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное»
  • иллюстрации к произведению;
  • раздаточный материал (эпиграфы и алгоритм работы );
  • тексты романа " Отцы и дети ";
  • тетради по литературе;
  • тесты;
  • памятки " Как работать в группе ";

 

 

Оформление доски:

  • тема занятия,
  • ключ к тесту,
  • критерии оценок,
  • проблемный вопрос.

Форма проведения урока: урок развивающего обучения.

  • видеофильм “Отцы и дети”;
  • толковые словари;

 

  • стихи о любви.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, определение отсутствующих.

- Я вижу, что все присутствуют, готовы к работе, начнём наше занятие.

Сегодня у нас присутствуют гости.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

 

 

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”.

Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №2).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Только любовью держится и движется жизнь…"»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА УРОКА литературы

по теме:


" Только любовью держится

и движется жизнь"



Подготовила и провела

преподаватель руссого языка

и литературы

Проскурякова С.В.




Лабинск

2015


Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

образовательные:

  • выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;

  • углубить представление о герое;

  • отрабатывать навык анализа художественного произведения;

  • подготовиться к сочинению.

развивающие:

  • развивать навыки ведения дискуссии как нетрадиционного подхода к осмыслению произведения;

  • умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

  • развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;

  • умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;

  • развивать индивидуальные способности учащихся.

воспитательные:

  • прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;

  • воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;

  • формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)


Тип урока: - комбинированный.

Методы работы на уроке:

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • эвристический.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • портреты И. С. Тургенева и П. Виардо;

  • Романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное»

  • иллюстрации к произведению;

  • раздаточный материал (эпиграфы и алгоритм работы );

  • тексты романа " Отцы и дети ";

  • тетради по литературе;

  • тесты;

  • памятки " Как работать в группе ";

  • Оформление доски:

  • тема занятия,

  • ключ к тесту,

  • критерии оценок,

  • проблемный вопрос.

  • Форма проведения урока: урок развивающего обучения.

  • видеофильм “Отцы и дети”;

  • толковые словари;

  • стихи о любви.

  • Ход урока

  • 1. Организационный момент.

  • Приветствие студентов, определение отсутствующих.

  • - Я вижу, что все присутствуют, готовы к работе, начнём наше занятие.

  • Сегодня у нас присутствуют гости.

  • 2. Актуализация опорных знаний.

  • Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

  • А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

  • Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

  • Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”.

  • Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №2).

  • Цифровой диктант

  • Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.

  • Работа с перфокартой цифровой диктант. Если утверждение, верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно.

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1

  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0

  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1

  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0

  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1

  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0

  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1

  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1

  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0

  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

  • В итоге: 1010101100

  • (по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)

  • 3.Изучение нового материала.

  • Звучит романс на стихи И.Тургенева и композитора В.Абазы «Утро туманное».

  • а) Краткое сообщение об истории романса “Утро туманное”

  • Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

  • б) Сообщение учащихся о любви И.С.Тургенева и Полины Виардо “История

  • любви, длиною в целую жизнь...”.

  • В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров и Одинцова.

  2. Павел Петрович и княгиня Р.

  3. Аркадий и Катя.

  4. Николай Петрович и Фенечка

  • 1. Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

  • - Кто главный герой романа? ( Евгений Базаров).

  • - Кто он? (Составляется портретная характеристика: врач, нигилист, молодой человек, проходит испытание любовью, что отрицает?)

  • Учитель: образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни.

  • - Какие слова в теме нашего урока являются ключевыми? ( Любовь, жизнь).

  • 2. Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты:

  • “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

  • “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

  • “Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

  • У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

  • Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

  • 3. Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

  • Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

  • Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

  • Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

  • Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

  • Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

  • Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

  • е)А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

  • Фрагмент фильма.

  • Зачитывается сцена объяснения (глава XVI). Фрагмент фильма №1 стр.298

  • С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

  • Фрагмент фильма № 2 стр.302

  • Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

    1. Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

  • Цинизм – любопытство –– досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

  • Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

  • Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

  • Работа с текстом:

  • “Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

  • “Сердце у него действительно так и рвалось”.

  • “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

  • Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

  • Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

  • Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

  • Фрагмент фильма

  • Последняя встреча Базарова с Одинцовой.Фрагмент фильма 10 стр 315.

  • - Почему в финальной встрече Базарова с Одинцовой не стесняется говорить красивые слова.

  • Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

  • [Этот соревновательный этап урока всегда проходит очень оживленно, вызывая положительные эмоции у студентов].

  • Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

  • Голубое сердце – 1 балл; Что любовь сделала с Базаровым? (После признания не ел,не спал, не курил, похудел, то занимался любимыи делом, то бросал его.Он мучается , вновь ищет встреч.Способен на глубокое чувство. Базаров страдает)

  • Зелёное сердце – 5 баллов; Скажите, почему нужна была последняя встреча с Одинцовой ? Кто прошел испытыние? (Он решителен и мужествен.Но силы покидают , и Евгений это ощущает.Все испытания выдерживает с честью.Теперь не нужно притворяться.Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй)

  • Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

  • Красное сердце – 5 баллов Кто виноват в том, что любовь не состоялась?

  • (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты”и спокойно отступила.)

  • Жёлтое сердце – 2 балла; - Какой предстала перед публикой Анна Сергеевна Одинцова?

  • (Глава 14. Высокого роста, изящно одета, утончённая фигура. Она сразу привлекла внимание Базарова.)

  • Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

  • - Скажите, изменилось ли ваше отношение к Евгению? Почему Базаров погибает?

  • Выводы по теме урока.

  • Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого, значительного человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.

  • Сколько страданий приносит любовь?! Нами прочитано ещё одно произведение с трагической развязкой. Что можно сказать об испытании любовью Ильи Обломова, Катерины, Ларисы Огудаловой?

  • (Гончаров показывает, что Обломов не желает нарушать покой. Островский вводит героинь, которых переполняет иллюзия. Это и губит их.)

  • Просмотр фрагмента из фильма “Жестокий романс”.

  • “Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

  • Домашнее задание. Отношения Базарова к родителям

  • Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Только любовью держится и движется жизнь…"

Автор: Проскурякова Светлана Валерьевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь""
    ["seo_title"] => string(63) "urok_po_tiemie_tol_ko_liubov_iu_dierzhitsia_i_dvizhietsia_zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "422276"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497720200"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»"
    ["seo_title"] => string(59) "liubovischastienastranitsakhromanaisturghienievaottsyidieti"
    ["file_id"] => string(6) "273224"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452172768"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока "Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева" "
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotka-uroka-szhatoie-izlozhieniie-po-matierialam-stikhotvorieniia-v-prozie-vorobiei-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "103075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Краткосрочный план урока "И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе""
    ["seo_title"] => string(59) "kratkosrochnyiplanurokaisturghienievstikhotvorieniiavprozie"
    ["file_id"] => string(6) "259029"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448633862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Краткосрочный план урока "И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе""
    ["seo_title"] => string(60) "kratkosrochnyiplanurokaisturghienievstikhotvorieniiavprozie1"
    ["file_id"] => string(6) "259030"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448633869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства