kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: «Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок- исследование

Триединая дидактическая цель:

- образовательная:

- теоретический аспект: - добиться обретения учащимися определённых знаний по вопросу общечеловеческих ценностей: любовь, счастье;

- практический аспект: - совершенствовать  умения устного пересказа, близкого к тексту, выборочного, подробного; умения делать выводы, описывать картину, слушать музыку;

- развивающая: развивать у учащихся интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез), эмоции радости, сопереживания, удивления;

- воспитательная:- содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся: любви, ответственности, дружбы; чувств прекрасного:  любви к классической музыке, слову,  живописи.

Оборудование: иллюстрации учащихся, меловые записи, раздаточный материал, текст, музыкальные записи:  Ю.Абаза романс «Утро туманное, …», В.Г.Перов «Старики-родители на могиле сына»

Теория литературы: роман, конфликт, антитеза

Словарная работа: любовь, братство, благоденствие, гармония

Эпиграф: 1. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев «Воробей» - стих-е в прозе, 1879 г.)

2. Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми (Н.Добролюбов)

Ход урока

1.Оргмомент

Приветствие. Рассаживанием по алфавиту в группы по 4 человека

Звучит романс Ю.Абаза, И.Тургенева «Утро туманное,  …».

Определить тему романса.

Определение темы урока.

   Целевая установка

2.Проверка Д/З

1) Викторина.

- Кто и о ком сказал? «Великодушная!.какая молодая, свежая, чистая.» (Умирающий Базаров Одинцовой)

- Кого можно встретить в Дрездене, на Брюлевской террасе между 2 и 4 часами?. (Павла Петровича)

- Как звали Одинцову? (Анна Сергеевна)

- Назовите фамилию Кати (Локтева)

3.Актуализация знаний.

  Вступительное слово учителя. На страницах романа мы видим, что наши герои проходят испытание любовью. Все они влюблены, и у каждого своё отношение к этому чувству.

- Сколько пар сложилось на страницах романа? (4)

1. Николай Петрович – Мария        - Фенечка

2. Певел Петрович – и княгиня Р.   –  Фенечка

3. аркадий и Одинцова                     - Катя

4. Базаров и Фенечка                        - Одинцова

- В жизни у каждого из них присутствует  или присутствовали ещё одна женщина.

Учитель: В центре нашего разговора будут присутствовать эти пары

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»


Класс: 9

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: «Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок-диалог

Триединая дидактическая цель:

- образовательная:

- теоретический аспект: - добиться обретения учащимися определённых знаний по вопросу общечеловеческих ценностей: любовь, счастье;

- практический аспект: - совершенствовать умения устного пересказа, близкого к тексту, выборочного, подробного; умения делать выводы, описывать картину, слушать музыку;

- развивающая: развивать у учащихся интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез), эмоции радости, сопереживания, удивления;

- воспитательная:- содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся: любви, ответственности, дружбы; чувств прекрасного: любви к классической музыке, слову, живописи.

Оборудование: иллюстрации учащихся, меловые записи, раздаточный материал, текст, музыкальные записи: Ю.Абаза романс «Утро туманное, …», В.Г.Перов «Старики-родители на могиле сына»

Теория литературы: роман, конфликт, антитеза

Словарная работа: любовь, братство, благоденствие, гармония

Эпиграф: 1. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев «Воробей» - стих-е в прозе, 1879 г.)

2. Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми (Н.Добролюбов)


Ход урока

  1. Оргмомент

Приветствие. Рассаживанием по алфавиту в группы по 4 человека


Звучит романс Ю.Абаза, И.Тургенева «Утро туманное, …».


Определить тему романса.

Определение темы урока.


Целевая установка


  1. Проверка Д/З

1) Викторина.

- Кто и о ком сказал? «Великодушная! ..какая молодая, свежая, чистая..» (Умирающий Базаров Одинцовой)

- Кого можно встретить в Дрездене, на Брюлевской террасе между 2 и 4 часами? .. (Павла Петровича)

- Как звали Одинцову? (Анна Сергеевна)

- Назовите фамилию Кати (Локтева)


  1. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя. На страницах романа мы видим, что наши герои проходят испытание любовью. Все они влюблены, и у каждого своё отношение к этому чувству.


- Сколько пар сложилось на страницах романа? (4)


1. Николай Петрович – Мария - Фенечка

2. Певел Петрович – и княгиня Р. – Фенечка

3. аркадий и Одинцова - Катя

4. Базаров и Фенечка - Одинцова



- В жизни у каждого из них присутствует или присутствовали ещё одна женщина.

Учитель: В центре нашего разговора будут присутствовать эти пары


4. Беседа по теме.

- Работа с эпиграфами. Имена авторов пока не названы

В эпиграфах представлены 2 точки зрения на роль любви в жизни человека. Какие?

1. любовь – стихия, которая сильнее смерти;

2. любовь – предвестие счастливого будущего


Беседа с классом

У. - Что такое любовь ? Приём «Ассоциации»

- Каково её место в жизни человека?


У. – Как о любви говорили великие люди? (Зачитывание высказываний Чехова, Толстого и других классиков)


Вывод: Любовь – это


У. – Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?

А у вас?

Задание 1. Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания (задание на листочках);

- свобода, богатство, любимая работа, слава, любовь, дети, вера, семья, уважение людей, власть, здоровье.


Вывод-обобщение: у каждого человека свои ценности. У Тургенева на первом месте, разумеется, любовь. Слова первого эпиграфа – слова Тургенева, а второго – Добролюбова, мечтающего об общественном благоденствии.


Учитель: - в конце урока мы ответим, нашла ли отражение в романе точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека, высказанная им позднее в стихотворении в прозе «Воробей» в 1878 г?


Задание 2.

- Что бы ни делали наши герои, о чём бы они ни говорили, они постоянно говорят о любви, эта тема им интересна.

- Какие убеждения по поводу любви они произносят? Послушаем. Приём интервью.


Катя. - Нет! К чему это? (властвовать) напротив, я готов покоряться, только неравенство тяжело. А уважать себя и покоряться – это понимаю; это счастье, но подчиненное существование… нет, довольно и так.

Павел Петрович. - Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и быть любимым1 Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека. Прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!.. женись на Фенечке.. она – мать твоего сына… станем исполнять свой долг, и посмотри, мы и счастье получим в придачу.

Аркадий. - Я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней.

- … я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…

Николай Петрович. - Но .. те сладостные, первые мгновения, отчего бы не жить им вечною, неумирающею жизнью? Ты это говоришь, Павел! Ты, которого я считал всегда самым непреклонным противником подобных браков!

Фенечка. - Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо!

Княгиня Р. - крест – вот разгадка

Базаров. - Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась







- … что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью ?

Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.

- Ты придаёшь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал.

- И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза; откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество.

Пойдём лучше смотреть жука.

- Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает.

- лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.

- Мужчине некогда заниматься такими пустяками4 мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка.

- … да притом любовь… ведь это чувство напускное.


Вывод: Обобщить все высказывания героев.

Для Н.Н. – любовь – это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости, о красоте. Настоящее же – как бы примирение с жизнью.

Для П.П. – это загадка, поиск, разгадки сфинкса, это страсть и страдание, ломающее жизнь.

Для Аркадия любовь и семья – синонимы, взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы.

Базаров считает, что любовь пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила природная и естественная, способная сломать любого человека.

Для Фенечки любовь – это служение «Благодетелю» Николаю Петровичу.

Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

Для Катисемья, равенство в браке.

Для княгини Р. - прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.

Учитель: - Итак, вы видите, что говорят о любви герои и истинное значение её в жизни героя не всегда совпадают. Давайте, сравним их.


- Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев- мужчин?


Задание 3

Герои

История любви и хар-ка возлюбленной

Ответ на вопрос

Николай Петрович – 1гр.

Любовь к Марии во время учёбы, удачная женитьба, рождение сына, счастье. Неожиданная смерть жены. Встреча с Фенечкой, любовь, рождение сына. Неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выводу: семья на первом месте, он не общественный человек.

Н.П. добрый, скромный человек, дважды выбирает один и тот же тип женщин. Это юные, небогатые, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие – настоящие матери и жёны. Мария более образованна, Фенечка более проста. Он любит музыку, поэзию, природу. Он романтик, тяга к красоте и молодости

Павел Петрович – 1гр.


Хар-ка П.П. и княгини Р. Он военный преуспевающий, влюбившись, всё бросает, мчится за возлюбленной. Княгиня р. Бросает П.П., умирает и присылает ему кольцо со сфинксом. П.П. страдает в одиночестве, поселившись у брата, бросив службу.

Две женщины, поразившие П.П., слишком непохожи друг на друга. Объединяет их не сходство между собой, а отношение к нему. Княгини Р. Непредсказуема. Фенечка не знает о его привязанности к себе. Невозможность семьи, ответного чувства – вот что их объединяет.

Старый холостяк, он вряд ли готов к семейной жизни. Для него любовь – прекрасная загадка, которую невозможно разгадать.

Аркадий – 3гр.

Встреча с Одинцовой, её красота поразила его, чувствует себя школьником, студентом в её присутствии. Встреча с Катей приводит героя к любви, семейной жизни.

Аркадий очень похож на отца. Он тоже любит природу, музыку, поэзию, красоту. Его увлечение А.Одинцовой понятно: она прекрасна, значительна. Но с Катей у него много общего, а для него важно, чтобы у мужа и жены были одинаковые интересы. Сам он слабый человек, поэтому с радостью поддается воле Кати. Для него главная ценность – семья.

Базаров – 4гр.

Встреча с А.Одинцовой, любовь, разочарование, увлечение Фенечкой

Интерес к женщине чисто физиологический. Главное в женщине – молодость и красота. Отрицает семью, брак – явление обветшалое. Любовь к Одинцовой – неожиданное потрясение, непривычное чувство, он сам и «рассыропился». Убеждения, которые он проповедовал, пошатнулись на практике, не выдержав испытания жизнью


Вывод-обобщение: Рассматривая условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, их идеи, мы видим, что главное место в жизни героев занимают их чувства, привязанности, личная судьба. Безусловно, семья для Тургенева – неоспоримая ценность. Даже Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям. Но для новых людей, к которым причисляет себя Базаров, он не мыслит семейного поприща.

- Какую же судьбу уготовляет для себя каждый из героев?


Задание 4: – Каким видят своё будущее герои Тургенева? (задание по группам)

- Приём «Кластер»


Герои

Мечты о будущем

Реальное будущее

Николай Петрович – 1гр.

Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, что Аркадий займется хозяйством, вечера будут проводить вместе, пить чай, слушать музыку, читать, спорить

Всё сбывается. Стал мировым посредником, чувствовал нужность людям.

Павел Петрович – 2гр.

Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе в одном из писем «на краю чужого гнезда», радуясь счастью брата

Уехал в Дрезден, верен прежним взглядам, делает добро, уважают «туземцы»

Аркадий – 3гр.

Мечтает заниматься хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистских идей

Сделался рьяным хозяином, женился на Кате, родился сын. Всё хорошо.

Базаров – 4гр.

Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы, но при этом говорит Одинцовой, что вскоре будет уездным лекарем, не желая «напрасно болтать» о будущем, которое от нас не зависит

Умер, заразившись от больного тифом


Вывод-обобщение: - Совпадают ли мечты и реальность?

- Ответ: - Не у всех.

- А от кого это зависит? (высказывания учащихся)

- Почему самый деятельный, уверенный, интересный герой умирает, а «размазня», неуверенный, незаметный становится активным и полезным членом общества? (высказывания учащихся)


Работа с текстом. Как об этом говорит Базаров? (а языком Базарова говорит автор)

- Ответ: - Базаров говорил, что будущее большей частью от нас не зависит. Есть много нюансов, мешающих их осуществлению. Это и время жизни героя и окружение. В нашем произведении

герои живут своей жизнью, но подчиняются логике истории. Живёт Базаров в переломный период. Россия нуждается в срочном решении своих проблем, это решение он и готовит. Он хочет всё рассчитать и что-то строит. А что? Неизвестно!


В чем же счастье «по Тургеневу»? Приём кластер.


Задание 5.

Рассматривание. Художник Перов. Репродукция картины «Старики - родители на могиле сына» (индивидуальное задание. Автор. История картины)

Анализ последнего эпизода романа (описание сельского кладбища)

Поразмышляем:

- Почему автор заканчивает роман именно этим описанием?

- Как оно помогает нам разгадать тайну романа?


Вывод - обобщение. Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, проходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется» жизнь. И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна.


Учитель:

- Какая концепция любви утверждается в романе? (Тургенев, Добролюбов – см. эпиграфы)

- Что же у Тургенева из перечня слов стоит на первом месте? (Любовь, семья, дети!..)


Учитель: - Любовь – стихия, которая сильнее смерти! Нашла ли она своё отражение в романе, сопоставьте с мыслью стихотворения в прозе «Воробей» 1978 г.


Чтение наизусть стихотворения в прозе «Воробей»


Звучит романс на слова И Тургенева, музыка Ю.Абаза «Утро туманное…»


Расскажите, что вы чувствовали и переживали, когда слушали этот романс?


- Высказывания учащихся.

Рефлексия

- Мои взгляды изменились на …

- Мои взгляды остались прежними на …

- Открытием для меня было …


Оценивание


Д/З. 1. Написать сочинение-миниатюру «Что открыла в этом мире любовь столичному аристократу»?

2. Прочитать и подготовить текст по теме «Базаров и родители», «Базаров, и второй приезд к Кирсановым, Одинцовой»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства