Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Класс: 9
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: «Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок- исследование
Триединая дидактическая цель:
- образовательная:
- теоретический аспект: - добиться обретения учащимися определённых знаний по вопросу общечеловеческих ценностей: любовь, счастье;
- практический аспект: - совершенствовать умения устного пересказа, близкого к тексту, выборочного, подробного; умения делать выводы, описывать картину, слушать музыку;
- развивающая: развивать у учащихся интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез), эмоции радости, сопереживания, удивления;
- воспитательная:- содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся: любви, ответственности, дружбы; чувств прекрасного: любви к классической музыке, слову, живописи.
Оборудование: иллюстрации учащихся, меловые записи, раздаточный материал, текст, музыкальные записи: Ю.Абаза романс «Утро туманное, …», В.Г.Перов «Старики-родители на могиле сына»
Эпиграф: 1. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев «Воробей» - стих-е в прозе, 1879 г.)
2. Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми (Н.Добролюбов)
Ход урока
1.Оргмомент
Приветствие. Рассаживанием по алфавиту в группы по 4 человека
- Кто и о ком сказал? «Великодушная!.какая молодая, свежая, чистая.» (Умирающий Базаров Одинцовой)
- Кого можно встретить в Дрездене, на Брюлевской террасе между 2 и 4 часами?. (Павла Петровича)
- Как звали Одинцову? (Анна Сергеевна)
- Назовите фамилию Кати (Локтева)
3.Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя. На страницах романа мы видим, что наши герои проходят испытание любовью. Все они влюблены, и у каждого своё отношение к этому чувству.
- Сколько пар сложилось на страницах романа? (4)
1. Николай Петрович – Мария - Фенечка
2. Певел Петрович – и княгиня Р. – Фенечка
3. аркадий и Одинцова - Катя
4. Базаров и Фенечка - Одинцова
- В жизни у каждого из них присутствует или присутствовали ещё одна женщина.
Учитель: В центре нашего разговора будут присутствовать эти пары
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»
Класс: 9
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: «Любовь и счастье на страницах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок-диалог
Триединая дидактическая цель:
- образовательная:
- теоретический аспект: - добиться обретения учащимися определённых знаний по вопросу общечеловеческих ценностей: любовь, счастье;
- практический аспект: - совершенствовать умения устного пересказа, близкого к тексту, выборочного, подробного; умения делать выводы, описывать картину, слушать музыку;
- развивающая: развивать у учащихся интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез), эмоции радости, сопереживания, удивления;
- воспитательная:- содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся: любви, ответственности, дружбы; чувств прекрасного: любви к классической музыке, слову, живописи.
Оборудование: иллюстрации учащихся, меловые записи, раздаточный материал, текст, музыкальные записи: Ю.Абаза романс «Утро туманное, …», В.Г.Перов «Старики-родители на могиле сына»
Эпиграф: 1. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев «Воробей» - стих-е в прозе, 1879 г.)
2. Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми (Н.Добролюбов)
Ход урока
Оргмомент
Приветствие. Рассаживанием по алфавиту в группы по 4 человека
- Кто и о ком сказал? «Великодушная! ..какая молодая, свежая, чистая..» (Умирающий Базаров Одинцовой)
- Кого можно встретить в Дрездене, на Брюлевской террасе между 2 и 4 часами? .. (Павла Петровича)
- Как звали Одинцову? (Анна Сергеевна)
- Назовите фамилию Кати (Локтева)
Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя. На страницах романа мы видим, что наши герои проходят испытание любовью. Все они влюблены, и у каждого своё отношение к этому чувству.
- Сколько пар сложилось на страницах романа? (4)
1. Николай Петрович – Мария - Фенечка
2. Певел Петрович – и княгиня Р. – Фенечка
3. аркадий и Одинцова - Катя
4. Базаров и Фенечка - Одинцова
- В жизни у каждого из них присутствует или присутствовали ещё одна женщина.
Учитель: В центре нашего разговора будут присутствовать эти пары
4. Беседа по теме.
- Работа с эпиграфами. Имена авторов пока не названы
В эпиграфах представлены 2 точки зрения на роль любви в жизни человека. Какие?
1. любовь – стихия, которая сильнее смерти;
2. любовь – предвестие счастливого будущего
Беседа с классом
У. - Что такое любовь ? Приём «Ассоциации»
- Каково её место в жизни человека?
У. – Как о любви говорили великие люди? (Зачитывание высказываний Чехова, Толстого и других классиков)
Вывод: Любовь – это
У. – Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
А у вас?
Задание 1. Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания (задание на листочках);
Вывод-обобщение: у каждого человека свои ценности. У Тургенева на первом месте, разумеется, любовь. Слова первого эпиграфа – слова Тургенева, а второго – Добролюбова, мечтающего об общественном благоденствии.
Учитель: - в конце урока мы ответим, нашла ли отражение в романе точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека, высказанная им позднее в стихотворении в прозе «Воробей» в 1878 г?
Задание 2.
- Что бы ни делали наши герои, о чём бы они ни говорили, они постоянно говорят о любви, эта тема им интересна.
- Какие убеждения по поводу любви они произносят? Послушаем. Приём интервью.
Катя. - Нет! К чему это? (властвовать) напротив, я готов покоряться, только неравенство тяжело. А уважать себя и покоряться – это понимаю; это счастье, но подчиненное существование… нет, довольно и так.
Павел Петрович. - Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и быть любимым1 Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека. Прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!.. женись на Фенечке.. она – мать твоего сына… станем исполнять свой долг, и посмотри, мы и счастье получим в придачу.
Аркадий. - Я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней.
- … я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…
Николай Петрович. - Но .. те сладостные, первые мгновения, отчего бы не жить им вечною, неумирающею жизнью? Ты это говоришь, Павел! Ты, которого я считал всегда самым непреклонным противником подобных браков!
Фенечка. - Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо!
Княгиня Р. - крест – вот разгадка
Базаров. - Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась
- … что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью ?
Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.
- Ты придаёшь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал.
- И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза; откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество.
Пойдём лучше смотреть жука.
- Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает.
- лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.
- Мужчине некогда заниматься такими пустяками4 мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка.
- … да притом любовь… ведь это чувство напускное.
Вывод: Обобщить все высказывания героев.
Для Н.Н. – любовь – это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости, о красоте. Настоящее же – как бы примирение с жизнью.
Для П.П. – это загадка, поиск, разгадки сфинкса, это страсть и страдание, ломающее жизнь.
Для Аркадия любовь и семья – синонимы, взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы.
Базаров считает, что любовь пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила природная и естественная, способная сломать любого человека.
Для Фенечки любовь – это служение «Благодетелю» Николаю Петровичу.
Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.
Для Кати – семья, равенство в браке.
Для княгини Р. - прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.
Учитель: - Итак, вы видите, что говорят о любви герои и истинное значение её в жизни героя не всегда совпадают. Давайте, сравним их.
- Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев- мужчин?
Задание 3
Герои
История любви и хар-ка возлюбленной
Ответ на вопрос
Николай Петрович – 1гр.
Любовь к Марии во время учёбы, удачная женитьба, рождение сына, счастье. Неожиданная смерть жены. Встреча с Фенечкой, любовь, рождение сына. Неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выводу: семья на первом месте, он не общественный человек.
Н.П. добрый, скромный человек, дважды выбирает один и тот же тип женщин. Это юные, небогатые, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие – настоящие матери и жёны. Мария более образованна, Фенечка более проста. Он любит музыку, поэзию, природу. Он романтик, тяга к красоте и молодости
Павел Петрович – 1гр.
Хар-ка П.П. и княгини Р. Он военный преуспевающий, влюбившись, всё бросает, мчится за возлюбленной. Княгиня р. Бросает П.П., умирает и присылает ему кольцо со сфинксом. П.П. страдает в одиночестве, поселившись у брата, бросив службу.
Две женщины, поразившие П.П., слишком непохожи друг на друга. Объединяет их не сходство между собой, а отношение к нему. Княгини Р. Непредсказуема. Фенечка не знает о его привязанности к себе. Невозможность семьи, ответного чувства – вот что их объединяет.
Старый холостяк, он вряд ли готов к семейной жизни. Для него любовь – прекрасная загадка, которую невозможно разгадать.
Аркадий – 3гр.
Встреча с Одинцовой, её красота поразила его, чувствует себя школьником, студентом в её присутствии. Встреча с Катей приводит героя к любви, семейной жизни.
Аркадий очень похож на отца. Он тоже любит природу, музыку, поэзию, красоту. Его увлечение А.Одинцовой понятно: она прекрасна, значительна. Но с Катей у него много общего, а для него важно, чтобы у мужа и жены были одинаковые интересы. Сам он слабый человек, поэтому с радостью поддается воле Кати. Для него главная ценность – семья.
Базаров – 4гр.
Встреча с А.Одинцовой, любовь, разочарование, увлечение Фенечкой
Интерес к женщине чисто физиологический. Главное в женщине – молодость и красота. Отрицает семью, брак – явление обветшалое. Любовь к Одинцовой – неожиданное потрясение, непривычное чувство, он сам и «рассыропился». Убеждения, которые он проповедовал, пошатнулись на практике, не выдержав испытания жизнью
Вывод-обобщение: Рассматривая условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, их идеи, мы видим, что главное место в жизни героев занимают их чувства, привязанности, личная судьба. Безусловно, семья для Тургенева – неоспоримая ценность. Даже Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям. Но для новых людей, к которым причисляет себя Базаров, он не мыслит семейного поприща.
- Какую же судьбу уготовляет для себя каждый из героев?
Задание 4: – Каким видят своё будущее герои Тургенева? (задание по группам)
- Приём «Кластер»
Герои
Мечты о будущем
Реальное будущее
Николай Петрович – 1гр.
Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, что Аркадий займется хозяйством, вечера будут проводить вместе, пить чай, слушать музыку, читать, спорить
Всё сбывается. Стал мировым посредником, чувствовал нужность людям.
Павел Петрович – 2гр.
Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе в одном из писем «на краю чужого гнезда», радуясь счастью брата
Уехал в Дрезден, верен прежним взглядам, делает добро, уважают «туземцы»
Аркадий – 3гр.
Мечтает заниматься хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистских идей
Сделался рьяным хозяином, женился на Кате, родился сын. Всё хорошо.
Базаров – 4гр.
Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы, но при этом говорит Одинцовой, что вскоре будет уездным лекарем, не желая «напрасно болтать» о будущем, которое от нас не зависит
Умер, заразившись от больного тифом
Вывод-обобщение: - Совпадают ли мечты и реальность?
- Ответ: - Не у всех.
- А от кого это зависит? (высказывания учащихся)
- Почему самый деятельный, уверенный, интересный герой умирает, а «размазня», неуверенный, незаметный становится активным и полезным членом общества? (высказывания учащихся)
Работа с текстом. Как об этом говорит Базаров? (а языком Базарова говорит автор)
- Ответ: - Базаров говорил, что будущее большей частью от нас не зависит. Есть много нюансов, мешающих их осуществлению. Это и время жизни героя и окружение. В нашем произведении
герои живут своей жизнью, но подчиняются логике истории. Живёт Базаров в переломный период. Россия нуждается в срочном решении своих проблем, это решение он и готовит. Он хочет всё рассчитать и что-то строит. А что? Неизвестно!
В чем же счастье «по Тургеневу»? Приём кластер.
Задание 5.
Рассматривание. Художник Перов. Репродукция картины «Старики - родители на могиле сына» (индивидуальное задание. Автор. История картины)
Анализ последнего эпизода романа (описание сельского кладбища)
Поразмышляем:
- Почему автор заканчивает роман именно этим описанием?
- Как оно помогает нам разгадать тайну романа?
Вывод - обобщение. Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, проходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется» жизнь. И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна.
Учитель:
- Какая концепция любви утверждается в романе? (Тургенев, Добролюбов – см. эпиграфы)
- Что же у Тургенева из перечня слов стоит на первом месте? (Любовь, семья, дети!..)
Учитель: - Любовь – стихия, которая сильнее смерти! Нашла ли она своё отражение в романе, сопоставьте с мыслью стихотворения в прозе «Воробей» 1978 г.
Чтение наизусть стихотворения в прозе «Воробей»
Звучит романс на слова И Тургенева, музыка Ю.Абаза «Утро туманное…»
Расскажите, что вы чувствовали и переживали, когда слушали этот романс?
- Высказывания учащихся.
Рефлексия
- Мои взгляды изменились на …
- Мои взгляды остались прежними на …
- Открытием для меня было …
Оценивание
Д/З. 1. Написать сочинение-миниатюру «Что открыла в этом мире любовь столичному аристократу»?
2. Прочитать и подготовить текст по теме «Базаров и родители», «Базаров, и второй приезд к Кирсановым, Одинцовой»