kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тёркин - Кто же он такой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»

Теркин – кто же он такой?

 

Скажем откровенно:

 

Просто парень сам собой

 

Он обыкновенный.

Цель:  Отражение  русского национального  характера в образе Василия Тёркина через выявление его типичных черт.

Задачи:

  1. Показать черты русского национального характера в образе В. Тёркина.  Дать понятие об обобщённом образе.
  2. Совершенствовать умение анализировать лироэпическое произведение через выявление художественных особенностей поэмы.
  3. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки выразительного чтения.
  4. Воспитывать патриотические чувства.
  5. Совершенствовать умение работать с информацией (текст, картины, интернет)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тёркин - Кто же он такой? »

Урок литературы в 8 классе по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»

Теркин – кто же он такой?



Скажем откровенно:



Просто парень сам собой



Он обыкновенный.

Цель: Отражение русского национального характера в образе Василия Тёркина через выявление его типичных черт.

Задачи:

  1. Показать черты русского национального характера в образе В. Тёркина. Дать понятие об обобщённом образе.

  2. Совершенствовать умение анализировать лироэпическое произведение через выявление художественных особенностей поэмы.

  3. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки выразительного чтения.

  4. Воспитывать патриотические чувства.

  5. Совершенствовать умение работать с информацией (текст, картины, интернет)

1.Нами прочитана одна из великих поэм русской литературы. Сегодня мы вновь обращаемся к ней, чтобы ответить на вопросы: Кто же такой В. Тёркин? Какими качествами наделил его поэт? Почему этот герой популярен и любим во все времена?

К. Симонов считал поэму “Василий Тёркин” лучшим из всего написанного о войне на войне. Многие строки поэмы стали любимыми и дорогими для всех русских людей. Давайте послушаем их.

Чтение строчек поэмы сопровождается показом видеоряда.

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой,

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Тёркин на войне.

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

- Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

2. Какие чувства вы испытали, когда слушали строчки из поэмы и смотрели видеоряд? Поделитесь своими впечатлениями.



3. Поэма Твардовского была и остаётся такой популярной, что в Смоленске, на родине Твардовского, поставлен памятник поэту и его герою Василию Тёркину. Посмотрите на изображение памятника и опишите его.

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот - вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь - дорожку фронтовую.

Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина.

Составьте диалог, который мог бы состояться между поэтом и его героем (можно использовать цитаты из поэмы) Д/З

Почему поставили этот памятник поэту и литературному герою?

Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

4. В строчках, вынесенных в тему урока, сказано, что Тёркин – парень обыкновенный. Так ли это? Согласны ли вы с этим утверждением?

Давайте составим таблицу, чтобы текстом доказать наши предположения. 1 вариант ищет подтверждения первому утверждению, 2 вариант ищет подтверждение второму утверждению.

Теркин

Обыкновенный парень

Незаурядный человек

Всегда с солдатами в одном строю, в бою, на службе, на привале. Он один из многих защитников родины.

Русский чудо-человек, Богатырь не тот, что в сказке - беззаботный великан.

Тёркин живёт теми же заботами, как и другие солдаты, лихой солдат на войне, гость не лишний на гулянке, на работе хоть куда.

Храбрее других, бесстрашный, славный товарищ, не унывает в любой обстановке, шутит, подбадривает солдат.

Парень свой, снова воду черпать из какой-то реки, ступают сапоги солдата по русской земле. В бою не чужд опаски. Святой и грешный. Человек простой закваски.

Один совершает множество подвигов.

Индивидуальный образ

реальный солдат, стойкий боец Советской Армии

Обобщённый образ

русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист.

Вывод: В образе Тёркина автор показал его типичность и необыкновенность, что сделало этого героя ярким и незабываемым. И, подчеркнув эту обычность, его неотделимость от массы бойцов, поэт выявляет его незаурядность: «Но герой – героем».

5. В своём любимом герое Твардовский сумел выразить лучшие черты русского народа, увидел главное в русском национальном характере. Давайте вспомним прочитанные нами главы и определим характерные для Василия Тёркина черты характера.

Эпизоды (главы)

Качества характера Василия Тёркина

1. «Переправа»

Мужество, смелость, отвага, героизм, продолжатели дела отцов-защитников родины, Стойкость, выносливость

2. «О награде»

Весёлый, скромный, медаль нужна, чтобы произвести впечатление, достоинство и гордость, Мечты о будущем без войны уверенность в победе,

3. «Гармонь»

умеющий поддержать товарищей, не дать

им впасть в уныние или даже замерзнуть, фронтовая дружба, солдат оказался настоящим гармонистом (талантливый)

4. «Два солдата»

Мастер на все руки, смекалистый, хитрый, шутник, уверен в победе и готов сделать всё для этого, Патриотизм

5. « Кто стрелял?»

Скромность, успокаивает солдата, завидующего ему, что у немцев это не последний самолёт. Любовь к жизни, но и готовность отдать её ради победы

6. «Смерть и воин»

разговор человека с самим собой у последней черты, на той грани, где он до последнего обязан оказывать сопротивление «стрелам яростной судьбы»”. То есть и перед лицом смерти герой не может быть равнодушным к судьбе своей страны и не может забыть о родных краях.

7. «От автора»

Лихой солдат, весёлый на гулянке, хороший работник, вера в победу, шутник, неунывающий, терпеливый и выносливый, обладает здравым смыслом и рассудительностью, святой и грешный.

Таким образом, в образе Теркина Твардовский обобщил лучшие черты русского солдата: мужество, силу, выносливость, жизнестойкость, веселость, общительность, надежность, скромность. Теркин, даже оставаясь один на один с врагом или со смертью, ощущает себя частью народа, и поэтому он непобедим.

6. Что помогло автору сделать образ Тёркина любимым на все времена? Проанализируем художественное своеобразие поэмы через объяснения ключевых слов. Составим двухчастный дневник.

Ключевое слово

объяснение

  1. Жанр

Поэма Лиро-эпический жанр

  1. Сюжет

Книга про бойца без начала и конца

  1. Пафос

Героический

  1. Рефрен

Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле

  1. Антитеза

Война и мир, юмор и серьёзность

  1. Деталь

Подробности фронтового быта

  1. Монолог

Характеристика Василия Тёркина через его монологи

  1. Образ автора

Образ поэта, друга Тёркина, тоже солдата, воина, защитника Родины, военный корреспондент

  1. Типичность героя

Обобщённый образ защитника Родины



7. Рефлексия. Очень часто на привале, в короткие минуты отдыха солдаты писали письма домой. Конвертов во время войны не было, письма писались на обычных тетрадных листах, сворачивались в треугольник. На фронтовом треугольнике солдаты писали адрес, и письмо уходило в тыл. Давайте мы тоже сегодня напишем письма нашему герою, защитнику Родины Василию Тёркину.

1 минута для написания письма. Чтение писем по музыку военных лет.



Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.



8. Домашнее задание. Написать эссе «Бой идёт святой и правый…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тёркин - Кто же он такой?

Автор: Новосёлова Татьяна Анатольевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Исследовательская работа ученицы по поэме А.Т. Твардовского "Василий Тёркин" "
    ["seo_title"] => string(82) "issliedovatiel-skaia-rabota-uchienitsy-po-poemie-a-t-tvardovskogho-vasilii-tiorkin"
    ["file_id"] => string(6) "174014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424079813"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Кто сказал, что надо бросить песни на войне?"(материалы к уроку) "
    ["seo_title"] => string(63) "kto-skazal-chto-nado-brosit-piesni-na-voinie-matierialy-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "141783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418165686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Прощание с первой учебной книгой""
    ["seo_title"] => string(36) "proshchaniiespiervoiuchiebnoiknighoi"
    ["file_id"] => string(6) "320238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461051521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект мероприятия Этот день победы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-mieropriiatiia-etot-dien-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "173037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423918601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства