Цели:
- Коррекционно-образовательные:
-формирование правильного, осознанного чтения, элементарно-выразительного чтения по слогам;
-формирование умений работать с текстом - отвечать на поставленные вопросы по содержанию полными, правильно построенными предложениями; давать элементарную оценку прочитанного, пересказывать.
2. Коррекционно-развивающие:
-совершенствование познавательных процессов, внимания, памяти, мышления;
-обогащение, уточнение, активизация словарного запаса в процессе усвоения содержания рассказа;
-развитие связной устной речи в процессе пересказывания рассказа.
3. Коррекционно-воспитательные:
-закреплять представления детей о собаках и их назначении;
-дать представления детям о пожарных собаках и их назначении;
-воспитывать любовь, интерес к собакам.
Оборудование: учебники, слайды о творчестве Л. Толстого, о памятниках собакам, мультимедийная установка, детские книги Л.Толстого, памятка с гласными буквами, выставка картин разных пород собак, карточки в форме солнышка и тучки на каждого ученика, листочки и карандаши.
Ход урока.
- Организационно-подготовительный этап.
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять, интересное узнать.
На вас надеюсь я, друзья,
Мы - хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА.
-Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по теме «Ребятам о зверятях», где нас ждёт много интересного. Но на пути могут встретиться трудности.
-Вы готовы их преодолеть?
-Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые встретятся на пути?
-Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с желанием, с хорошими мыслями, с хорошим настроением.
-Послушайте сами себя, какое у вас сейчас настроение? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на уроке?
-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
-Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, которое будет сопровождать нас на протяжении всего урока, а не очень хорошее - тучками.
-Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
- Подготовительные упражнения к чтению текста.
-Каждый взрослый человек умеет красиво, правильно, выразительно читать. Вот и мы с вами, путешествуя по теме «Ребятам о зверятах», будем учиться правильно и красиво читать, находить ответы на вопросы, которые интересуют вас и волнуют меня.
-Для этого проведём речевую разминку:
1. Чтение гласных букв по памятке:
аоуиеёыюяэ
- Выделение гласных букв в загадке:
Защищать должна я дом.
Всё обнюхаю кругом.
Вас спасать я брошусь в реку,
Первый друг я человеку.
Лаю, если где – то драка,
Потому, что я …(собака). На доске картина собаки.
Вопрос: Какую роль играют гласные в слове?
- Прочитать слоги с выделенными гласными.
- Чтение текста с заданием с учителем:
-о ком идёт речь в этом стихотворении?
- Индивидуальное чтение учениками по предложению.
Вопросы: Что должна делать собака?
Почему она это делает?
-Как выглядит собака, знают все. Но если попросить описать своего любимца, рассказы получатся разными, потому что пород собак очень много.
(На доске картины с изображением различных пород собак).
-Как вы думаете, для чего люди держат собак? (Они помогают людям, защищают, спасают их).
-Собаки всегда верой и правдой служили и служат человеку. За многие годы человек вывел немало пород собак. Одна из них - охотничья. Как вы думаете, для чего нужны охотничьи собаки? (Помогают охотиться на диких животных и птиц).
-Что вы узнали об охотничьих собаках в рассказе Б. Житкова. Охотник и собаки?
Проверка домашнего задания:
-чтение текста, ответ на вопрос:
-можно ли этих собак считать первым другом человека?
-Почему?
-Молодцы, вы хорошо справились с домашней работой! Вот ваши оценки.
-Сегодня мы познакомимся с новым рассказом о собаках. Написал его русский писатель Л. Толстой.(На доске портрет писателя).
III. Изучение нового материала.
-Л.Н. Толстой – русский писатель. Он написал много рассказов для детей. Вот эти книги. (Выставка книг).Среди них и наш рассказ.(Слайд 1).
-Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдёт речь в этом рассказе?
а)Чтение учителем.
Вопрос: Для чего были приучены собаки?
б). Словарная работа.
-Прочитаем трудные слова сначала по слогам, затем целыми словами.
спря-чут-ся – спрячутся рас-смот-реть - рассмотреть
вы-тас-ки-вать - вытаскивать две-над-цать - двенадцать
рас-хо-хо-та-лись – расхохотались двух-лет-ня-я - двухлетняя
ос-мат-ри-ва-ли - осматривали
в). Физминутка.
ВОТ СОБАЧКИ ДРУЖНО ВСТАЛИ, (протягивают руки вперёд)
ЛАПКИ ВСЕМ МЫ ПОКАЗАЛИ, (пальцы широко раздвинуты)
СПИНКИ ПРОГИБАЮТСЯ, (прогнуться)
СОБАЧКИ УЛЫБАЮТСЯ, (улыбнуться)
ЛАПКАМИ ПОТОПАЕМ (потопать)
ХВОСТИКАМИ ПОШЛЁПАЕМ (хлопать по груди, по бокам, рукам).
ПО ГРУДИ И ПО БОКАМ,
А ПОТОМ И ПО РУКАМ.
А ПОТОМ, А ПОТОМ СЕБЯ МЫ ЛАПКАМИ РАЗОТРЁМ (спину, бока и руки).
А ЕЩЁ СЕБЯ ПОГЛАДИМ, (поглаживают бока, руки, грудь).
И СПИНОЧКУ СВОЮ РАСПРАВИМ.
г). Самостоятельное чтение.
(Дети читают по группам: 1- 1, 2 и 3 абзацы, 2 – с 4-го абзаца и до конца текста, 3 – с 5-го абзаца и до конца текста).
д). Чтение вслух.
(Чтение по группам).
е).Закрепление нового материала.
-А вот как вы запомнили, мы сейчас проверим!
1. Тест. Как чаще всего ведут себя дети во время пожара? (Слайд 2, 3, 4).
-играют
-прячутся
Подтвердите ответ словами текста.
2. В каком городе происходили события?
3. Как звали собаку, о которой написал Л.Н. Толстой.
4. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Опишите иллюстрацию словами текста.
5. Рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой рассказ можно составить на её основе?
ё) Работа с пословицами.
Выбери подходящую пословицу. (Слайд 5).
Хорошая собака без хозяина не останется.
Старая собака на пустое дерево не лает.
Собака – верный друг человека.
-Как можно сказать о собаках? Какие они? (Умные, бесстрашные, ловкие, добрые, смелые).
-Собаки – это четвероногие спасатели. Как вы думаете, почему их так называют?
-О четвероногих спасателях сложено немало легенд, им посвящены стихи и поэмы.(Слайд 6). Вот история знаменитого сенбернара Барри. Во время пурги в горах он спас замерзающего мальчика, согрел его своим телом и, взвалив на спину, принёс в монастырь. За свою жизнь Барри спас 40 человек, сбившихся с пути и погибающих от холода в горах. В Париже этому отважному псу поставили памятник.
-А где ещё служат собаки? (Показ презентации). (Показ остальных слайдов).
Итог урока.
-Ну, вот и настала пора прощаться с нашими четвероногими спасателями.
Что нового вы узнали на уроке о собаках?
Есть ли у вас собака?
Как вы о ней заботитесь? (Её надо кормить, ходить с ней гулять, учить, воспитывать, лечить, а главное – любить).
-Ваши оценки за урок.
-Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
-Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей работы я тоже могу показать солнышком.
-Спасибо всем. Урок закончен.