Просмотр содержимого документа
«Тема урока: А.С. Пушкин "Капитанская дочка " 8 класс »
Урок литературы в 8 классе.
Тема: Изображение народной войны и её вождя.
Последний день в Белогорской крепости. (по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цель урока: анализ произведения (главы X-XII)
Образовательные задачи: показать роль детали в раскрытии темы, выяснить, как изменился характер Гринева, его взгляды на жизнь под влиянием « сильного и благого потрясения».
Развивающие задачи: развить внимание учащихся к художественному слову, создать условия для развития литературно-творческих способностей учащихся.
Воспитательные задачи: нравственное воспитание.
Методы и приемы обучения: применение стратегий «Развития критического мышления».
Ход урока.
1.Побуждение.
1. Работа в группах.Оценочные листы в каждой группе.
-У вас на столах - цветные карточки, каким цветом вы могли обозначить «жизнь Гринёва накануне грозных событий». Почему? (Обосновать ответ. Смотри «Приложение»).
-Какой цвет, по - вашему, соответствует жизни Гринёва в период грозных событий? (обосновать ответ)
Цель нашего урока: выяснить, как изменился характер Гринёва, его взгляды на жизнь под влиянием «сильного» и благого потрясения (благое - по Далю - доброе, хорошее, полезное, служащие для нашего счастья).
Гринёва захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение любимой девушки и встречи с мятежником Пугачёвым.
2. Кластер. Обсуждение в группах. Выступают представители группы.
умение прощать нравственная стойкость сочувствие к Пугачёву легкомыслие
готовность на смерть, подвиг самообладание сила характера самоотверженность
чувствительность далёк от правового светского общества
-Личность рассказчика до начала Пугачёвского восстания. (Один цвет)
-Изменение внутреннего мира рассказчика после падения Бело горской крепости. (второй цвет)
3. Осмысление. Анализ XІ-ΧІІ глав.
Работа по карточкам. У каждой группы свои вопросы. ( Смотри «Приложение»).
Вывод: Пугачёв представляется и автору, и рассказчику как личность сложная, человек с неспокойной душой.
4. «Да» и «Нет». Работа с группами.
Фигура восстания была настолько необыкновенна, а душа рассказчика была так подготовлена к восприятию впечатлений действительности, что он невольно потянулся к Пугачёву и увидел и понял в нём то, что не видели и не понимали, ослеплённые невинностью люди правительственного лагеря.
Пугачёв
Положительные Отрицательные
Смелый, мужественный, Злодей,
защитник сирот, самозванец
щадит Гринёва, Савельича, жесток
освобождает Машу,
добр к простым людям
5. Закончить предложение.
Гринёва привлекает в Пугачёве…
Пугачёва в Гринёве привлекает…
6. Интервью.
Каждая группа обсуждает ответ своего героя (Пугачёв, Гринёв, Швабрин, Маша).
Вопрос к Пугачёву: Как ты отнесся к тому, что Гринёв был неискренним? Почему не наказал Гринёва?
Вопрос к Гринёву: Почему ты не радовался победе над уничтоженным врагов - Швабриным?
Вопрос к Швабрину: Почему перешёл на сторону Пугачёва? Что сейчас ты испытываешь?
Вопрос к Маше: Ты храбрая девушка? Почему замуж не пошла за Швабрина? За что не его ненавидишь?
7. Слово о зависти. (1 представитель от группы.) Словарь Даля-«зависть».
8. Вопрос для всех: С какими подлыми поступками Швабрина мы сталкивались на протяжении повести?
9. Возвращаемся к кластеру, добавляем третьим цветом, что не написали.
Вывод: К сожалению, Гринёву ещё не придётся встретиться со Швабриным. Не последней оказались и встречи с Пугачёвым. Испытания Гринёва продолжаются.
10. Домашнее задание: эссе «В каких поступках раскаивался Гринёв, какими мог бы гордится?»
Приложение к уроку
Обозначение цвета:
Красный-активность, страсть, стремление покорять.
Серый - умственные способности, интеллект.
Тёмно - синий - вера, религия.
Чёрный - таинственность, чувствительность.
Голубой - романтичность, цвет мечты, чувство безопасности, цвет чувств.