Департамент Образования Северо-Казахстанской области
Северо-Казахстанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
Урок развития речи в 3-ем классе
Тема: Заметка к произведению М.Зощенко
«Великие путешественники»
Урок для слушателей курсов при ИПК
Учитель: Телекеева Светлана Миргаязовна,
учитель начальных классов, ГУ СШ № 5
г.Петропавловск
2011-2012 уч. год
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
Тема: Заметка к произведению М.М.Зощенко «Великие путешественники» (третий час).
Цель: формирование умения писать сочинение в жанре заметки по произведению через использование алгоритма.
Задачи: учиться писать сочинение в жанре заметки; учиться анализировать текст-повествование; выделять ключевые опорные слова; учиться давать оценку действиям героев; вырабатывать самостоятельность, ответственность, любовь к путешествиям.
Тип урока: Обобщение.
Жанр сочинения: оценочно-информационная заметка.
Стиль речи: художественный.
Тип текста: повествование.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Ход урока:
Вводно-эмоциональный момент
-Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по произведению М.Зощенко «Великие путешественники»
-Эпиграфом к нашему уроку будут слова:
Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас далекой страны.
-Как вы понимаете эти строки?(ответы детей)
2 Актуализация знаний
-Так как мы с вами будем говорить о произведении М.Зощенко, скажите, что вы знаете об этом писателе?(Михаил Зощенко-русский писатель, автор юмористических произведений).
-Что побудило М.Зощенко написать этот рассказ?(М.Зощенко хотел рассказать об юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники»).
Составление кластера
-А знаете ли вы что такое путешествие?(ответы детей)
-Подберите ассоциации к слову «путешествие».
приключения открытия
снаряжение
поход ПУТЕШЕСТВИЕ находки
поиски подготовка
-У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается в словаре Даля.
Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.
-Перед вами ставится вопрос: Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?
-Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы с вами отправимся в путешествие с главными героями данного рассказа в роли журналистов.
3 Подготовительная работа
А) Определение малого жанра
-Каждый журналист должен будет написать заметку в школьную газету. Давайте с вами вспомним, что такое заметка. (Это краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека или проблемы. В ней не только описан факт (что, где, когда, почему, с кем и как произошло), но и дается оценка этого факта)
Б) Работа над анализом (по алгоритму)
Чтобы написать заметку, вспомним алгоритм ее написания.
Что? Когда? Где? Почему? Как?
Что произошло с героями рассказа?
Степка, Лелька и Минька решили отправиться в путешествие.
Когда это произошло?
Когда родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, ребята покинули деревню Пески.
Где происходило действие?
Путешественники шли по дороге через лес с громадным мешком.
Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?
Они хотели убедиться в том, что, если пойти прямо, то можно обогнуть всю землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.
Как закончилось путешествие?
Путешествие ребят закончилось благополучно. Юные путешественники поняли, что, отправляясь в путешествие, каждый должен быть готов к любым препятствиям.
-Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие для ребят? Почему?
-Кто такие великие путешественники по вашему мнению?(те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли)
-Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников «великими»?
В) Орфографическая работа с ключевыми словами
-А теперь из выше сказанного, давайте выберем ключевые слова, которые помогут вам в написании заметки.
Кто является главными героями рассказа?
Главные герои: Степа, Леля, Минька
Куда отправились ребята?
Кругосветное путешествие
Что взяли с собой юные путешественники?
Тяжелый мешок
В чем заключается затея Лельки?
Интересная затея
Как закончилось путешествие?
Благополучное возвращение
Г) Работа в группах
-А теперь поработаем в группах. Каждой группе необходимо составить устный рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.
СТЕПА
Инициатор и организатор путешествия. Проявил себя и как лидер, и как заботливый друг. Степа-мечтатель, но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках.
ЛЕЛЬКА
Боязливая и любопытная девочка. В силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.
МИНЬКА
Безынициативный и нерешительный мальчик. В рассказе является лишь терпеливым исполнителем затей своей сестры и друга Степы.
-А чью позицию поддерживает каждый из вас?
4 Самостоятельная творческая работа
-Давайте подумаем, какой заголовок можно подобрать к нашей заметке?
ЖИВОЙ КОМПАС
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СУТКИ
ЮНЫЕ МЕЧТАТЕЛИ
-Теперь можете приступать к написанию заметки по произведению М.Зощенко «Великие путешественники».
ЗАМЕТКА
Живой компас
Живой компас наяву! Вы себе это представляете? Однажды я был в компании с «великими путешественниками». Минька, Степка и Лелька отправились в кругосветное путешествие. Направление пути они определяли по положению ног Степки. К вечеру Миньке и Лельке надоело путешествовать. Рано утром ребята поменяли положение ног Степки. Юные путешественники вернулись к исходному месту спустя сутки. Я многому научился у «великих» путешественниках. В моей памяти остались все прелести этого события. Вот такое необычное путешествие произошло с «великими» путешественниками.
-Подумайте и вспомните, какие произведения о путешествиях нам знакомы?
5 Подведение итогов
-Подводя итог нашему уроку, помните, что отправляясь в путешествие, мы должны быть готовы к любым препятствиям и должны готовиться не один день. И еще: маленькие дети не должны одни уходить из дому без взрослых.