Цели для ученика
Обучающие: формирование умений анализа произведения формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения умение аргументировать свои мысли Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе | Цели для учителя Образовательные: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы ХIХ века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план; обучение основам анализа произведения, Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения |
Тип урока Знакомство с биографией, анализ басни | Форма урока
Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия, термины Литературный персонаж Образ | Новые понятия Басня Мораль Иносказание Аллегория Эпитет Олицетворение Стилистические особенности |
Формы контроля: Фронтальный опрос Индивидуальная работа | Домашнее задание
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация
2 минуты.
| Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку: «Басня - мудрости ступенька». | Подготовка к работе. Самоопределение. Поиск ответа на поставленный вопрос: Басни И.А. Крылова – это просто стихотворение о животных или нечто большее? | Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний
5 минут. | Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. -Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского баснописца с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях? Басни — это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. (Слайд 7) Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. (Звучит одна из басен Эзопа.) Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии — Лессинг, в России — Майков, Сумароков, Хемницер, Ломоносов и другие. (Слайд 6) | Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока Запись в тетрадь определения понятия «басня» Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь. Индивидуальные задания учеников | Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Отработка умений давать определение литературных понятий
Умение слушать выступающего, задавать вопросы, делать записи в тетрадь. |
III. Работа по теме урока Слово учителя о биографии И.А.Крылова. (презентация) Слайд 3-4 Работа с текстом (аудиозапись) Чтение по ролям басни. 5 минут Выразительное чтение 6 минут 5 минут – презентация материала. (Слайд 8-10) | Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос: Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их? Введение нового термина «аллегория» на примере персонажей басни. Поиск морали в басне. | Умение составлять план по статье. Умение презентовать свою работу. Ответ на проблемный вопрос. Запись в тетрадь определения понятия «аллегория» и «мораль» | Групповая работа. Практический метод. Приём познавательной активности через творческое задание.
Иллюстрирование текста | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу |
IV. Лингво-физкультминутка.
3 минуты. | Объясняет задание. | Выполняют упражнения. Учитель называет животных, а дети ставят руки на пояс, если животное-персонаж положительный (символизирует справедливого человека), на голову – если отрицательный (символизирует бедового, неправого человека) | Здоровьесбере-гающая технология. | | |
V. Актуализация знаний. Работа по развитию речи (Слайд 11-12)
6 минут. | Работа над лексическим значением слова. Задает вопрос: кто такой невежда и невежа, какие синонимы у этих слов. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний. | Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Пересказ фрагментов Подбор цитат для характеристики героев | Беседа | Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
VI. Подведение итогов (Слайд 13) 2 минуты. | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. | Разгадывание кроссворда | Обсуждение результата работы с произведением | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
2 минуты. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Беседа.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. | Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание. 2 минуты. | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. | | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. | |
1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
2. Вид литературного произведения. (Басня.)
З. Известный русский баснописец. (Крылов.)
4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)
5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
Иван Андреевич Крылов пользовался большой популярностью и уважением еще при жизни, поэтому, как только он скончался, современники решили увековечить память о нем. Был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника. Частными лицами было пожертвовано 13000 рублей. В конкурсе на лучший проект принимали участие И.П.Витали, П.К.Клодт, Н.С.Пименов, П.А.Ставассер и А.И.Теребенев. Победу одержал скульптор Петр Карлович Клодт.
В 1855 году состоялось торжественное открытие памятника в Летнем саду, где Крылов любил гулять. Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из бревен. Однако осколки снарядов все равно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. Когда в 1945 году щиты сняли, памятник Крылову был восстановлен.