уважительное отношение к слову, воспитание интереса к историческому прошлому, чувств патриотизма и самопожертвования.
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, умение слушать других, логически рассуждать, высказывать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные знания на уроке в жизни.
9. Основные понятия темы:
Баллада.
10. Межпредметные связи: история.
11. Особенности методики: применение частично - поискового метода для реализации образовательных целей урока, использование презентации, выразительное чтение баллады.
12. Ресурсы: компьютер, презентация.
Технологическая карта урока литературы
№ п/п
Этапы деятельности
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.
Организационный
Цель: подготовка ребят к работе на уроке
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
2.
Проверка д/з.
Цель: проверить выразительное чтение отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Слушает, дает оценку выразительного чтения обучающихся
Выразительно читают отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Умение передать идею поэмы через выразительное чтение (Л).
Умение находить контакт с классом (К)
3.
Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к работе на уроке.
На прошлом уроке мы познакомились с поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», в которой отражены особенности исторической эпохи Ивана Грозного и семейного уклада того времени, основанного на нравственных, духовных, религиозных нормах.
На сегодняшнем уроке мы также обратимся к этой исторической эпохе, о которой рассказал в балладе «Василий Шибанов» поэт 19 века - А.К. Толстой.
-Знакомство с творчеством А.К. Толстого.
- Как вы считаете, почему автор в своем творчестве обратился к эпохе правления Ивана Грозного?
- Вспомните определение баллады.
-Кто из русских поэтов в своем творчестве обращался к жанру баллады?
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, почему А.К.Толстой обратился к эпохе правления Ивана Грозного, дают определение баллады, называют поэтов, которые обращались к жанру баллады, объясняют популярность жанра.
Умение выражать свои мысли (К),
умение опираться на ранее изученный материал, анализировать информацию (П)
4.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Цель:
-включение обучающихся в деятельность;
- постановка целей учебной деятельности, создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности.
- О чем пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем его тему.
-Учитель обобщает ответы обучающихся.
- Сегодня на уроке мы расширим знания о балладе, познакомимся с балладой А.К. Толстого «Василий Шибанов», проанализируем ее, дадим свою оценку поступкам героев.
Обучающиеся формулируют тему урока, его цели, задачи.
Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р).
Формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации (П),умение оформлять свои мысли (К)
5.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Цель:
развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, высказывать свое отношение к прочитанному.
3.Учитель задает вопросы по балладе «Василий Шибанов»:
- Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе?
- Назовите героев баллады.
- Что мы узнаем о князе Курбском?
- Можно ли его поведение в Литве считать достойным восхищения? Можно ли понять его чувства?
- Как автор относится к Курбскому?
- Что задумал Курбский в Литве?
- Кто должен вести его послание в Москву?
- Что ждало этого человека? Почему вы так думаете?
- Каким показан в балладе «Василий Шибанов» царь Иван Грозный? Обратите внимание на поведение московских жителей? Чего они боятся?
- Найдите слова и выражения, характеризующие царя. Похож ли Иван Грозный в балладе на Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня…»
- Обратимся к образу Василия Шибанова, чьим именем названа баллада. Что о нем можно сказать?
- Почему баллада так называется?
- Сформулируйте идею баллады «Василий Шибанов».
- Чтение статьи учебника о жизни и творчестве А.К. Толстого;
- презентация «Историческая основа баллады «Василий Шибанов»;
- обучающиеся слушают чтение баллады учителем;
- отвечают на вопросы.
Развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности (К),
работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение (Р), поиск информации об исторической основе баллады (П),воспитание патриотизма, самопожертвования (Л)