Просмотр содержимого документа
«Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя"»
Тема урока: Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя».
Цели : организовать работу обучающихся над произведением Е.И. Носова «Живое пламя»; заинтересовать обучающихся личностью знаменитого русского писателя; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, учить анализировать художественное произведение с привлечением сведений из истории и теории литературы. Вызвать в душах учеников гордость за историческое прошлое своей Родины, учить выбирать в жизни правильные ориентиры, сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современное звучание;
уметь анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев;
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Метапредметные результаты
Личностные: проявлять положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: портрет. Е.И. Носова, выставка его книг, карточки, презентация. Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича.
Словарная работа: память, градация.
…Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие
солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока
ещё живы,…передали бы своим детям и внукам
священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.
Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два»
Ход урока
Организация класса.
- Здравствуйте, ребята, я вас приветствую на уроке литературы.
Актуализация знаний.
Беседа.
- Какое произведение вы читали дома?
(Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»).
- О каком историческом событии вспоминают герои произведения?
( Они вспоминают о Великой Отечественной войне.)
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»).
- Какова, по вашему мнению, цель этого урока?
(Анализировать рассказ Е. И. Носова «Живое пламя», познакомиться с биографией автора, привлекать к работе сведения из теории и истории литературы, вспомнить историческое прошлое нашей страны, её героические страницы).
- Прежде, чем говорить о произведении, познакомимся с биографией автора рассказа, Е И Носова. Что вы о нём уже знаете?
(Это наш, курский писатель).
Изучение нового материала
Презентация
«Жизнь и творчества Е. И. Носова», выполненная обучающимся дома.
Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».
После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.
В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».
Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.
Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.
Обучающиеся записывают кратко в тетрадь.
Беседа
Итак, судьба Е. И. Носова была связана с Великой Отечественной войной.
- Назовите слова, которые является, по-вашему, главными в определении темы рассказа.
( Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память).
- Прочитав эпиграф, скажите, к чему призывает нас Е. И. Носов?
(Помнить героические события прошлого)
- Сформулируйте тему текста, опираясь на вышесказанное. (Тема памяти).
- Что такое память ?
(Примерные ответы : впечатления о прошлом; прошлый опыт; информация; прежние впечатления; воспоминания; запас хранимых в сознании впечатлений; прошлое;, способность запоминать , людская память, чтить память, хранить память и т.д.)
ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)
Демонстрация изображения мака
Беседа
-Как связан этот цветок с рассказом Е.И. Носова?
(Он в центре рассказа)
Краткий пересказ текста
- Перескажите кратко рассказ «Живое пламя».
- Какие черты текста исчезают в кратком пересказе? (Описания)
Анализ эпизода «Цветы на клумбе тёти Оли».
- Давайте рассмотрим, какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов?
Выборочное чтение
- Зачем тетя Оля занимается разведением цветов?
( Чтобы унять свою душевную боль, тоску по сыну, тётя Оля занимается разведением цветов).
- Каким цветам автор уделяет особое внимание? (Макам)
Сообщение ученика
Красный мак – символ Памяти.
О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.
В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.
Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.
- Какие средства выразительности речи использует автор, описывая маки?
- Найдите их и выпишите в тетради.
Самостоятельная работа
Метафоры: « большой ковер маков, раскрывали свои огненные языки, живой огонь, «то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем», «казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!».
Сравнения: «лепестки, точно искры», « маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия».
Эпитеты : «из влажной, полной жизненной силы земли, все новые и новые туго свернутые бутоны», «зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»; «полупрозрачные алые лепестки; густой багрянец».
Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.
- Какую параллель проводит автор в рассказе, рассказывая о короткой жизни маков?
(Сын тёти Оли прожил короткую, но яркую жизнь. Он погиб, защищая Родину.
Красный мак – символ Памяти о тех, кто погиб на войне. А для тёти Оли и её постояльца – память о погибшем Алексее. Маки в произведении Е.И. Носова - символ возвышенного и героического. Они символизируют короткую жизнь Алёши, совершившего подвиг и отдавшего свою жизнь во имя мира на земле).
-Вместо физкультминутки мы встанем и этим самым отдадим дань памяти героям минувшей войны.
Слушание отрывка из музыкального произведения.
–Встаньте. Послушайте отрывок из 7 симфонии Д. Щостаковича, которая посвящена теме фашистского нашествия.
Представление коллективного проекта «Подвиги советских лётчиков в годы Великой
Отечественной войны»
1 ученик. Историю Великой Отечественной войны можно проследить по ее крупнейшим сражениям: битва за Москву, Сталинградское сражение и, наконец, Курская дуга. Именно сражение под Курском явилось переломным моментом в ходе войны.
С первых же дней войны завязалась упорная борьба за господство в воздухе. Основная тяжесть борьбы легла на истребительные части, которые с честью выдержали это испытание.
2 ученик. Мужество советских военных лётчиков в этот период достойно восхищения.
Шамшурин Василий Григорьевич.
Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
3 ученик
Гречишкин Василий Николаевич.
Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н. Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
4 ученик.
Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.
5 ученик. Алексей Петрович Маресьев – родился в городе Камышине. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов. Алексей Маресьев – человек- легенда. Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывает о подвиге героя. Умер Алексей Маресьев 18 мая 2001 года
Этот список можно продолжать.
- Каков же смысл названия произведения «Живое пламя»?
(Память о подвиге ради спасения Родины вечно Жива. Имена героев прошлого вечно будут жить в сердцах людей.
Закрепление и систематизация знаний
Выполнение тестового задания
Вопрос 1
В каком селе родился Е. И Носов?
Варианты ответов:
Безымянка;
Столпово;
Толмачево;
Пинежье.
Вопрос 2
В каком году он родился?
Варианты ответов:
1915;
1923;
1926;
1925.
Вопрос 3
В каком году он ушёл на фронт?
Варианты ответов:
1939;
1941;
1942;
1943.
Вопрос 4
Кем был Носов в годы Великой Отечественной войны?
Варианты ответов:
Танкистом;
летчиком;
военным корреспондентом;
противотанковым артиллеристом.
Вопрос 5
Кем писатель работал в Казахстане?
Варианты ответов:
корреспондентом;
строителем;
трактористом;
врачом.
Вопрос 6
Любимое занятие Е И..Носова
Варианты ответов:
охота;
рыбалка;
земледелие;
спорт
Вопрос 7
Где Е.И. Носов был тяжело ранен?
Варианты ответов:
Под Кёнигсбергом;
В Польше;
В боях за Днепром;
Под Москвой.
Вопрос 8
Жанр произведения "Живое пламя":
автобиография;
быль;
рассказ;
повесть.
Вопрос 9
Какие средства выразительности речи присутствуют в произведении Е.Носова «Живое пламя»?
Варианты ответов:
метафора;
эпитет;
гипербола;
градация.
Вопрос 10
Какие награды имел Е.И. Носов за свой труд?
Орден Ленина и Отечественной войны,
Медали,.
Государственная премия РСФСР,
Международная премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.
Работа по карточкам.
Задание 2.
Разделите произведение на основные части, озаглавьте каждую из них. ____________________________________________________________
Презентовать книгу или произведение о войне, которое произвело наиболее сильное впечатление (в рассказ должны входить сведения об авторе, краткий сюжет произведения, ваше отношение к прочитанному).
Задание для всех: подумать, как бы вы проиллюстрировали рассказ «Живое пламя», выполнить иллюстрацию.
Письменно ответить на вопрос «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»
Рефлексия
Ещё раз прочитайте эпиграф к уроку
- Скажите, в чем заключается просьба писателя?
- Станете ли вы передавать память последующим поколениям?
- Что вы им расскажете? Сформулируйте ответ на основе того, что вы узнали на уроке.
-Какие истинные ценности нам представляет автор в рассказе? (Любовь к Родине, мужество способность пожертвовать собой ради других).
Ребята, если сегодняшний урок не оставил вас равнодушными и произведение Е. Носова тронуло ваше сердце, я предлагаю вам взять с собой символ памяти – красный мак.