kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку литературы в 7 классе «Не дать погаснуть живому огню» (Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая технологическая карта к уроку литературы в 7 классе "Не дать погаснуть живому огню" ( Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя")  представляет собой проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это урок усвоения новых знаний. В течение урока учащиеся попытаются дать ответ на вопросы": "Почему Носов свой рассказ назвал "Живое пламя"?, "Как слово память связано со словами огонь и маки?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературы в 7 классе «Не дать погаснуть живому огню» (Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя») »

Технологические карты урока

Настоящая Технологическая карта представляет собой проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Класс 7 а Дата 19.03.2015

Предмет литература

Учитель – Рыбасова Ю.В. (учитель высшей категории)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: «Не дать погаснуть живому огню» (Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»)

Цель урока


Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы

Задачи урока

Образовательные:

1) Обучать навыкам анализа рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».

Воспитательные:

1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

2) Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни.

Развивающие:

1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию;

2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, работать самостоятельно в группе.

Познавательные: производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.


Планируемые результаты

Предметные: (знать, уметь) Научиться определять идейно-

тематическое своеобразие рассказа Е.И. Носова.

Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре, в группах.

Метапредметные: работать с текстом, схемой, исследовательским материалом; уметь сравнивать и анализировать.

Основные понятия, используемые на уроке

Композиция рассказа, эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение

Межпредметные связи

Русский язык, информатика, художественное искусство, история

Ресурсы

Основные (учебник) Литература 7 класс, ч.2. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Дополнительные (мультимедиаресурсы) Презентация «Живое пламя», фильм «В бой идут одни старики», Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь В.И. Даля, Большой толковый словарь АН, Школьный толковый словарь Лапатухина.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Парная, групповая, коллективная, фронтальная

Методы обучения

  • по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

  • по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно- поисковые;

  • по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации;

  • методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль


Технологии работы с информацией

Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, работа со схемой, исследовательским материалом

Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией.




Дидактическая
структура урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты


Предметные

УУД

Мобилизующий этап
Время: 2 мин.
этапы:

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих

3.Проверка готовности к уроку

4.Организация внимания

Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм

Приветствие.

Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку и помещения к уроку. Организация внимания всех учащихся


Проверить личную готовность к уроку



Настрой на продуктивную работу на уроке.





Оценивать себя и окружающих

Развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место

Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций

1.Определение понятия память

Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике.

Просмотр фильма

Показ фильма «Живое пламя»

Слайд 1









Слайд 2


Все вы дома прочитали рассказ Е.И.Носова «Живое пламя».

- Подумайте, что объединяет фильм и рассказ?

- Какие ключевые слова проходят через фильм и рассказ?

- Назовите слово, которое является главным в определении темы рассказа: Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память.


Уметь сопоставлять, выделять главное



Выступление по индивидуальному домашнему заданию (Водопьянова Е., Суворова Т.)

Выступление по индивидуальному домашнему заданию «Слово память в словарях» (Долгова А., Попкова О.)

Учитель задает проблемный вопрос о памяти


Слайды 3-6

- Первая пара ребят дома подбирала высказывания известных людей о памяти. Зачитайте их: (инд.задание)

- Какое из высказываний вам больше всего понравилось? Почему?


-Что такое память?

- Алина и Ольга работали с толковыми словарями. Какие же определения даются в толковых словарях? (инд.зад.)


- Итак, наш урок мы начали с вами с понятия память.

- Как это понятие связано с рассказом?

Определение понятия память

Умение выступать публично, подбирать фактический материал.


Уметь сопоставлять, выделять главное


Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Время:

Этапы:

1.Сообщение темы изучения нового материала.


Запись темы урока.



Цель урока: проанализировать рассказ

Слайд 7


- Прочитайте последний абзац рассказа. Какие слова вы бы взяли для определения нашей темы урока, помните, что они должны раскрывать понятие память.


- Запишите тему урока и эпиграф: «Не дать погаснуть живому огню»

(Тема Памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»)


- Какую проблему мы должны решить на уроке?

(Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»? - Как слово память связано со словом огонь? А со словом маки?

Память – огонь – маки)

Уметь выбирать материал из текста.



2.Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока.





Проблемный вопрос


Пробуют сформулировать цель урока.


Пробуют ответить для себя на вопрос: Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»?

- Как слово память связано со словом огонь?

А со словом маки?

Ставит проблемные вопросы уч-ся

Версий много, но нам нужно найти истину?- Что же мы должны сделать, чтобы понять, почему рассказ назван «Живое пламя»?

- Как слово память связано со словом огонь?

А со словом маки? (определение целей урока)

Уметь отстаивать свою точку зрения




Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Демонстрация практической значимости нового материала.




Работа с композицией рассказа по плану-схеме, предложенному Сергеевой Ю, Сергеевым С. (инд.дом.раб.)

Корректировка работы уч-ся

- Скажите, актуальна ли проблема памяти в наши дни?

- Нужно ли нам говорить о памяти?

Обратимся к композиции рассказа. Сергей и Юля, поработав самостоятельно, составили план-схему. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Уметь составлять проект.

Повторить композицию рассказа, закрепить понятия: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка

Умение выступать публично, подбирать фактический материал.

Расширение фактических знаний учащихся

4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.


Самостоятельное добывание знания.

Ставит проблемный вопрос

Какой ключевой образ проходит через каждую часть? (маки)

- Как вы думаете, почему? Почему этот образ является ключевым?

Понаблюдаем. Маки посадили, они поднялись, прожили короткую жизнь и погасли. Выпадает 5 часть. Почему?



Находить ответы на поставленные вопросы.

Умение проводить наблюдения и делать правильные выводы.


5.Организация внимания

6. Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала

7. Обучение учащихся деятельности по изучению и овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам учиться


Работа в группах по анализу частей рассказа:

1 группа – 1 часть,

2 группа – 2 часть,

3 группа – 4 часть,

4 группа – 5 часть.


Дальнейшую работу с текстом продолжим в группах. (д/з описание маков подчеркнули дома заранее)

Рецензирование ответов

- 1 группа работает с 1 частью.

Что о маках говорится в 1 части, зачитайте.

- Что известно о рассказчике?

- Каково его отношение к макам?

- Что вы можете рассказать о т. Оли?

- Каково ее отношение к макам?

- Почему тѐтя Оля оставила несколько маков, посеянных рассказчиком?

- Глаголы какого вида использует автор? Почему?

- 2 группа работает со 2 частью.

- О чем эта часть? Как описывает маки автор?

- Что в доме напоминает о сыне?

- Глаголы какого вида использует автор? Почему?


Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. Вида


Уметь выбирать материал из текста.


Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Умение выступать публично






Анализ 3 части совместно с учителем.

Выразительное чтение наизусть отрывка «Описание маков» Суворовой Т. (инд.дом.зад.)

Для правильного нахождения художественно-выразительных средств использовать маленький словарик литературоведческих терминов


Беседа учителя с уч-ся по вопросам

Работая с этой частью рассказа, попробуем найти и художественно-выразительные средства



- Обратимся к 3 кульминационной части. Какими изображает маки Носов?

- Что напоминали издали цветущие маки?

- Почему казалось страшным их прикосновение?

- Какая яркость была у маков?

- Как выглядела рядом с маками «парижская цветочная аристократия»?

- Сколько дней пламенели маки?

- Что случилось на исходе вторых суток? (Пламенели – осыпались – погасли)

- Как выглядела пышная клумба без маков?

- Обратите внимание глаголы какого вида использует автор в этой части.

- Почему в 1 и 2 абзаце это глаголы несов.вида, а в 3 абзаце глаголы совер.вида?

- Какие слова еще подчеркивают мгновенность и внезапность действия? (слова вдруг и сразу)


Уметь находить и определять художественно-выразительные средства в тексте.

Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. вида

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Умение выступать публично

Умение выступать публично



Работа в группах по анализу частей рассказа:

3 группа – 4 часть,


Рецензирование ответов

3 группа работает с 4 частью.

- С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак? - Что каждый из них сказал о жизни мака?

- Что имела в виду тетя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

- Почему она вздохнула, словно по живому существу?

- Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »?

- Что мы узнали о сыне тети Оли?

- Каким вы себе представляете Алексея?

Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. вида

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Умение выступать публично



Сопоставительный анализ эпизода из фильма «В бой идут одни старики» и рассказа «Живое пламя»


Посмотрите отрывок из фильма «В бой идут одни старики»

(просмотр отрывка, когда погибает Смуглянка 56.32-1.00.11)

- Как вы думаете, а почему именно этот отрывок я взяла для просмотра?


Уметь делать сопоставительный анализ совершенно разных произведений (эпизод из фильма «В бой идут одни старики» и рассказа «Живое пламя»)

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы



Работа в группах по анализу частей рассказа:

4 группа – 5 часть


4 группа работает с 5 частью.

- Почему рассказчик, живя на другом конце города, не являясь родственником т.Оли, продолжает заезжать к ней?

-Найдите описание маков в 5 части.

- Глаголы какого вида использует автор в этом описании? Почему?

-Почему т.Оля отдала предпочтение макам?


Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. вида

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Умение выступать публично


Закрепление нового материала
 Время:
Этапы:

1.Закрепление новых знаний и умений.







2.Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа.


Ответ на поставленный проблемный вопрос.










Выступление Бахтина К.и Водопьяновой Е. с проектом «Красный мак – символ памяти»


Постановка проблемного вопроса

Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа?

- Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа?

- Как вы понимаете конец рассказа? Почему 5 часть выпадает из жизни маков?

Может быть образ маков символичен.

Проект «Легенда о маках» подготовили Кирилл и Лена, им слово.


Уметь составлять проект

Умение выступать публично


3.Проверка понимания сущности новых понятий.





- А что в нашей стране является символом памяти?

- Как вы понимаете слова эпиграфа?



Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы


4.Творческое применение нового материала на практике, в нестандартных ситуациях.

Запись вывода и его толкование

Предлагает записать вывод и растолковать эту запись.

Скажите, как же слово память связано со словом огонь? А со словом маки? Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»? (проблемные вопросы)

Запишите вывод: цветущие маки – образ огня – проявление жизни – жизнь как огонь – живой огонь – вечный огонь – символ благодарной памяти и самой жизни.


Формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения



Выставление оценок


Оценивание ответов самими уч-ся

Учитель предлагает уч-ся оценить самим свою работу

- Как вы думаете, кому, какие оценки можно сегодня поставить?



Информация учащихся о домашнем задании

Этапы:

1.Мотивирование домашнего задания

2. Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания


Дифференцированный подход к домашнему заданию.

1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»



Рефлексия
Время:
Этапы:

Ответы на вопросы:

Мне понравилось...

Мне было трудно…

Мне было интересно...

Подведение итога урока







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыбасова Юлия Владимировна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства