Настоящая Технологическая карта представляет собой проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Цель урока | Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы |
Задачи урока | Образовательные: 1) Обучать навыкам анализа рассказа Е. И. Носова «Живое пламя». Воспитательные: 1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны. 2) Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни. Развивающие: 1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; 2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося. |
Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, работать самостоятельно в группе. Познавательные: производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
Планируемые результаты | Предметные: (знать, уметь) Научиться определять идейно- тематическое своеобразие рассказа Е.И. Носова. Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре, в группах. Метапредметные: работать с текстом, схемой, исследовательским материалом; уметь сравнивать и анализировать. |
Основные понятия, используемые на уроке | Композиция рассказа, эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение |
Межпредметные связи | Русский язык, информатика, художественное искусство, история |
Ресурсы | Основные (учебник) Литература 7 класс, ч.2. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Дополнительные (мультимедиаресурсы) Презентация «Живое пламя», фильм «В бой идут одни старики», Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь В.И. Даля, Большой толковый словарь АН, Школьный толковый словарь Лапатухина. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Парная, групповая, коллективная, фронтальная |
Методы обучения | по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические; по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно- поисковые; по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации; методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль |
Технологии работы с информацией | Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, работа со схемой, исследовательским материалом Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД |
Мобилизующий этап Время: 2 мин. этапы: 1.Приветствие. 2.Определение отсутствующих 3.Проверка готовности к уроку 4.Организация внимания | Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм | Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку и помещения к уроку. Организация внимания всех учащихся | Проверить личную готовность к уроку Настрой на продуктивную работу на уроке.
| | Оценивать себя и окружающих Развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место |
Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций 1.Определение понятия память | Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике. Просмотр фильма | Показ фильма «Живое пламя» Слайд 1
Слайд 2 | Все вы дома прочитали рассказ Е.И.Носова «Живое пламя». - Подумайте, что объединяет фильм и рассказ? - Какие ключевые слова проходят через фильм и рассказ? - Назовите слово, которое является главным в определении темы рассказа: Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память. | | Уметь сопоставлять, выделять главное |
| Выступление по индивидуальному домашнему заданию (Водопьянова Е., Суворова Т.) Выступление по индивидуальному домашнему заданию «Слово память в словарях» (Долгова А., Попкова О.) | Учитель задает проблемный вопрос о памяти Слайды 3-6 | - Первая пара ребят дома подбирала высказывания известных людей о памяти. Зачитайте их: (инд.задание) - Какое из высказываний вам больше всего понравилось? Почему? -Что такое память? - Алина и Ольга работали с толковыми словарями. Какие же определения даются в толковых словарях? (инд.зад.) - Итак, наш урок мы начали с вами с понятия память. - Как это понятие связано с рассказом? | Определение понятия память | Умение выступать публично, подбирать фактический материал. Уметь сопоставлять, выделять главное |
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний Время: Этапы: 1.Сообщение темы изучения нового материала. | Запись темы урока. | Цель урока: проанализировать рассказ Слайд 7 | - Прочитайте последний абзац рассказа. Какие слова вы бы взяли для определения нашей темы урока, помните, что они должны раскрывать понятие память. - Запишите тему урока и эпиграф: «Не дать погаснуть живому огню» (Тема Памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя») - Какую проблему мы должны решить на уроке? (Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»? - Как слово память связано со словом огонь? А со словом маки? Память – огонь – маки) | Уметь выбирать материал из текста. | |
2.Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока. Проблемный вопрос | Пробуют сформулировать цель урока. Пробуют ответить для себя на вопрос: Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»? - Как слово память связано со словом огонь? А со словом маки? | Ставит проблемные вопросы уч-ся | Версий много, но нам нужно найти истину?- Что же мы должны сделать, чтобы понять, почему рассказ назван «Живое пламя»? - Как слово память связано со словом огонь? А со словом маки? (определение целей урока) | Уметь отстаивать свою точку зрения | Устанавливать причинно-следственные связи. |
3.Демонстрация практической значимости нового материала. | Работа с композицией рассказа по плану-схеме, предложенному Сергеевой Ю, Сергеевым С. (инд.дом.раб.) | Корректировка работы уч-ся | - Скажите, актуальна ли проблема памяти в наши дни? - Нужно ли нам говорить о памяти? Обратимся к композиции рассказа. Сергей и Юля, поработав самостоятельно, составили план-схему. Давайте посмотрим, что у них получилось. | Уметь составлять проект. Повторить композицию рассказа, закрепить понятия: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка | Умение выступать публично, подбирать фактический материал. Расширение фактических знаний учащихся |
4. Постановка перед учащимися учебной проблемы. | Самостоятельное добывание знания. | Ставит проблемный вопрос | Какой ключевой образ проходит через каждую часть? (маки) - Как вы думаете, почему? Почему этот образ является ключевым? Понаблюдаем. Маки посадили, они поднялись, прожили короткую жизнь и погасли. Выпадает 5 часть. Почему? | | Находить ответы на поставленные вопросы. Умение проводить наблюдения и делать правильные выводы. |
5.Организация внимания 6. Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала 7. Обучение учащихся деятельности по изучению и овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам учиться | Работа в группах по анализу частей рассказа: 1 группа – 1 часть, 2 группа – 2 часть, 3 группа – 4 часть, 4 группа – 5 часть. | Дальнейшую работу с текстом продолжим в группах. (д/з описание маков подчеркнули дома заранее) Рецензирование ответов | - 1 группа работает с 1 частью. Что о маках говорится в 1 части, зачитайте. - Что известно о рассказчике? - Каково его отношение к макам? - Что вы можете рассказать о т. Оли? - Каково ее отношение к макам? - Почему тѐтя Оля оставила несколько маков, посеянных рассказчиком? - Глаголы какого вида использует автор? Почему? - 2 группа работает со 2 частью. - О чем эта часть? Как описывает маки автор? - Что в доме напоминает о сыне? - Глаголы какого вида использует автор? Почему? | Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. Вида Уметь выбирать материал из текста. | Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Умение выступать публично |
| Анализ 3 части совместно с учителем. Выразительное чтение наизусть отрывка «Описание маков» Суворовой Т. (инд.дом.зад.) Для правильного нахождения художественно-выразительных средств использовать маленький словарик литературоведческих терминов | Беседа учителя с уч-ся по вопросам Работая с этой частью рассказа, попробуем найти и художественно-выразительные средства | - Обратимся к 3 кульминационной части. Какими изображает маки Носов? - Что напоминали издали цветущие маки? - Почему казалось страшным их прикосновение? - Какая яркость была у маков? - Как выглядела рядом с маками «парижская цветочная аристократия»? - Сколько дней пламенели маки? - Что случилось на исходе вторых суток? (Пламенели – осыпались – погасли) - Как выглядела пышная клумба без маков? - Обратите внимание глаголы какого вида использует автор в этой части. - Почему в 1 и 2 абзаце это глаголы несов.вида, а в 3 абзаце глаголы совер.вида? - Какие слова еще подчеркивают мгновенность и внезапность действия? (слова вдруг и сразу) | Уметь находить и определять художественно-выразительные средства в тексте. Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. вида | Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Умение выступать публично Умение выступать публично |
| Работа в группах по анализу частей рассказа: 3 группа – 4 часть, | Рецензирование ответов | 3 группа работает с 4 частью. - С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак? - Что каждый из них сказал о жизни мака? - Что имела в виду тетя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»? - Почему она вздохнула, словно по живому существу? - Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »? - Что мы узнали о сыне тети Оли? - Каким вы себе представляете Алексея? | Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. вида | Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Умение выступать публично |
| Сопоставительный анализ эпизода из фильма «В бой идут одни старики» и рассказа «Живое пламя» | | Посмотрите отрывок из фильма «В бой идут одни старики» (просмотр отрывка, когда погибает Смуглянка 56.32-1.00.11) - Как вы думаете, а почему именно этот отрывок я взяла для просмотра? | Уметь делать сопоставительный анализ совершенно разных произведений (эпизод из фильма «В бой идут одни старики» и рассказа «Живое пламя») | Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы |
| Работа в группах по анализу частей рассказа: 4 группа – 5 часть | | 4 группа работает с 5 частью. - Почему рассказчик, живя на другом конце города, не являясь родственником т.Оли, продолжает заезжать к ней? -Найдите описание маков в 5 части. - Глаголы какого вида использует автор в этом описании? Почему? -Почему т.Оля отдала предпочтение макам? | Уметь определять роль глаголов совер. и несовер. вида | Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Умение выступать публично |
Закрепление нового материала Время: Этапы: 1.Закрепление новых знаний и умений. 2.Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа. | Ответ на поставленный проблемный вопрос. Выступление Бахтина К.и Водопьяновой Е. с проектом «Красный мак – символ памяти» | Постановка проблемного вопроса | Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? - Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа? - Как вы понимаете конец рассказа? Почему 5 часть выпадает из жизни маков? Может быть образ маков символичен. Проект «Легенда о маках» подготовили Кирилл и Лена, им слово. | Уметь составлять проект | Умение выступать публично |
3.Проверка понимания сущности новых понятий. | | | - А что в нашей стране является символом памяти? - Как вы понимаете слова эпиграфа? | | Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы |
4.Творческое применение нового материала на практике, в нестандартных ситуациях. | Запись вывода и его толкование | Предлагает записать вывод и растолковать эту запись. | Скажите, как же слово память связано со словом огонь? А со словом маки? Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»? (проблемные вопросы) Запишите вывод: цветущие маки – образ огня – проявление жизни – жизнь как огонь – живой огонь – вечный огонь – символ благодарной памяти и самой жизни. | Формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения | |
Выставление оценок | Оценивание ответов самими уч-ся | Учитель предлагает уч-ся оценить самим свою работу | - Как вы думаете, кому, какие оценки можно сегодня поставить? | | |
Информация учащихся о домашнем задании Этапы: 1.Мотивирование домашнего задания 2. Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания | | Дифференцированный подход к домашнему заданию. | 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках. 2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. 3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее. 4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея» | | |
Рефлексия Время: Этапы: | Ответы на вопросы: Мне понравилось... Мне было трудно… Мне было интересно... | Подведение итога урока | | | |