kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству А.Куприна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»»

Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Оборудование : презентация, фонохрестоматия, иллюстрации



Ход урока

I. Слово учителя. А.И.Куприн посвятил своё произведение одной из главных тем в литературе-теме любви. Рассказ был написан 1910 году.

В основе произведения лежит реальный факт — история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.


II. Кто послужил прототипами в рассказе.

Учитель читает следующий отрывок из воспоминаний Л. Любимова:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называл себя и подчеркивал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывал по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимое. На чужбине, 1963


III. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»

— Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (работа с текстом произведения)


-Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

— Какие подарки посылал Желтков Вере? Какое значение они имеют в произведении?


— Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

— Как развивается тема любви в рассказе?


— Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?


— Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

— Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?


IV.Подведение итога аналитической беседы


Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Автор: Волгина Татьяна Викторовна

Дата: 15.12.2021

Номер свидетельства: 594943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет ". "
    ["seo_title"] => string(82) "romantichieskoie-izobrazhieniie-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "205402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429877764"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Громадная трагедия души» в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-po-tiemie-gromadnaia-traghiediia-dushi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "172377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423812902"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Талант любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(87) "talant-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "188727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426741533"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_poviesti_a_i_kuprina_granatovyi_brasliet_vielikaia_sila_liubv"
    ["file_id"] => string(6) "378999"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484318898"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Любовь – великий дар или проклятие» (по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)"
    ["seo_title"] => string(100) "plan-konspiekt-uroka-liubov-vielikii-dar-ili-prokliatiie-po-rasskazu-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "259508"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448782795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства