kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                        Ход Урока:

1.Организационный момент.

      1.Проверка посещаемости учащихся.

        2.Проверка готовности к уроку.                                      

2.Актуализация знаний учащихся:

  1. Ребята, сегодняшний урок будет посвящен замечательной теме:

<<Романтическое изображение любви в рассказе Куприна<<Гранатовый браслет>>.

Вы, конечно, читали много произведений о любви. Сколько поэтических и прозаических произведений посвящал этому чувству русские писатели: А.С.Пушки, М.Ю. Лермонтов, и многие другие. Это поистине волнующая тема, которая будет интересовать читателя во все времена. Поскольку наш с вами урок носит ещё и обобщающий характер, давайте повторим основные этапы биографии и творчества А.И. Куприна. Для этого мы по очереди будем отвечать на вопросы. Итак, начнем. Внимание на экран. Читаю вопросы.

                                     Назовите годы жизни А.И. Куприна

                                     Какие произведения из перечисленных принадлежат этому писателю?

                                                <<Поединок>> или <<Дуэль>>, <<Котлована  или Яма>>,

                                                <<Вишневый сад>> или <<Гранатовый браслет>>

                                                <<Юнкера>> или <<Молодая гвардия>>, <<Ася>> или <<Олеся>>?

Ребята мы, конечно, некоторые из перечисленных произведений не изучали, но может, вы знаете, кто является их авторами?

2. <<Дуэль>>, <<вишневый сад>> - Чехов.

<<Котлован>> - Платонов

<<Молодая гвардия>> - А.А. Фадеев.

<<Ася>> - И.С. Тургенев

       К какому направлению в литературе можно отнести творчество А.И. Куприна?

3.  (реализм).

         В какой стране писатель прожил до 1937 года? И почему ему пришлось покинуть Родину? 

4. (Франция, Белое движение терпит поражение).

- Сейчас я зачитаю отрывки из произведений Куприна, а вы ответите, о ком идет речь.

<<Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было,

даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавались вперед с решительным и капризным видом.>> (Олеся).

<<… Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах>>. (Вера Шейна)

<<Все черты бабы - яги, как её изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; повалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то…>> (Майнулиха).

3. Изучение нового материала.

  Ребята, мы повторили с вами пройденный материал. Теперь давайте приступим к главной теме нашего урока. Вы, прочитали рассказ Куприна  <<Гранатовый браслет>>. Это трогательное произведение повествует о безнадежной любви мелкого чиновника. Желткова к очень уважаемой светской даме. Оно в который раз рисует читателю нелегкую жизнь  <<маленького человека>>. Она полна маленьких радостей и связанных с ними больших эмоций, скромных желаний и огромных искренних чувств. Желтков – яркий представитель этого класса людей. Но, к сожалению, необъятная  любовь   <<маленького человека>> уже изначально обречена на неудачу. Пока не будем углубляться в основной конфликт.

  1. Перескажите сюжет рассказа.

(Ответ учащихся).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет ". »

ПЛАН

ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна

.

Любовь…одна дороже богатства,

Славы и мудрости… дороже самой

жизни, потому что даже жизнью

Она не дорожит и не боится смерти.

А.И. Куприн

Цели урока:

Обучающая:

Ознакомить учащихся с романтической темой в творчестве А.И. Куприна на примере рассказа ;

Развивающая:

Развивать способности к аналитическому прочтению текста художественного произведения;

Воспитательная:

Воспитывать любовь к классической литературе, трепетное отношение к такому высокому понятию как любовь.

Тип урока: урок изучения нового материала.









Метод урока: лекция, беседа, рассказ

Дидактическое оснащение урока:

  1. Портрет А.И.Куприна.

  2. Текст рассказа Гранатовый браслет

  3. Вопросы викторины;

  4. Учебники;

  5. Словарь литературных героев;

  6. Запись второй сонаты Бетховена;

  7. ТСО: мультимедиа.



Любовь…одна дороже богатства,

Славы и мудрости… дороже самой

жизни, потому что даже жизнью

Она не дорожит и не боится смерти.

А.И. Куприн

Ход Урока:

1.Организационный момент.

1.Проверка посещаемости учащихся.

2.Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний учащихся:

1. Ребята, сегодняшний урок будет посвящен замечательной теме:

.

Вы, конечно, читали много произведений о любви. Сколько поэтических и прозаических произведений посвящал этому чувству русские писатели: А.С.Пушки, М.Ю. Лермонтов, и многие другие. Это поистине волнующая тема, которая будет интересовать читателя во все времена. Поскольку наш с вами урок носит ещё и обобщающий характер, давайте повторим основные этапы биографии и творчества А.И. Куприна. Для этого мы по очереди будем отвечать на вопросы. Итак, начнем. Внимание на экран. Читаю вопросы.

Назовите годы жизни А.И. Куприна

Какие произведения из перечисленных принадлежат этому писателю?

или , ,

или

или , или ?

Ребята мы, конечно, некоторые из перечисленных произведений не изучали, но может, вы знаете, кто является их авторами?

2. , - Чехов.

- Платонов

- А.А. Фадеев.

- И.С. Тургенев

К какому направлению в литературе можно отнести творчество А.И. Куприна?

3. (реализм).

В какой стране писатель прожил до 1937 года? И почему ему пришлось покинуть Родину?

4. (Франция, Белое движение терпит поражение).

- Сейчас я зачитаю отрывки из произведений Куприна, а вы ответите, о ком идет речь.

даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавались вперед с решительным и капризным видом. (Олеся).

. (Вера Шейна)

(Майнулиха).

3. Изучение нового материала.

Ребята, мы повторили с вами пройденный материал. Теперь давайте приступим к главной теме нашего урока. Вы, прочитали рассказ Куприна . Это трогательное произведение повествует о безнадежной любви мелкого чиновника. Желткова к очень уважаемой светской даме. Оно в который раз рисует читателю нелегкую жизнь . Она полна маленьких радостей и связанных с ними больших эмоций, скромных желаний и огромных искренних чувств. Желтков – яркий представитель этого класса людей. Но, к сожалению, необъятная любовь уже изначально обречена на неудачу. Пока не будем углубляться в основной конфликт.

  1. Перескажите сюжет рассказа.

(Ответ учащихся).



2.

- Прочтите вслух первый абзац рассказа.

Как вы думаете, о чем говорит эта изменчивость погоды?

(природа говорит о приближающейся беде).

О какой конкретно? ( О печальном окончании неразделенной любви).



-Этот момент является кульминационным. Узнав о смерти ничем не примечательного человека, Вера Николаевна испытывает душевное терзание. Почему?

(потому, что она осознает, что Желтков, был единственный человек, кто по-настоящему любил ее).

-

- Кому из персонажей принадлежат эти слова?

Как вы думаете, так ли это на самом деле?

И как считает автор?

(Аносову), (Но автор все же уверен в том, что настоящее чувство, ради которого человек способен пойти на все, существует).

- Правильно. Кстати в рассказе он очень важный персонаж.

Послушайте: .

- Это одна из ключевых фраз этого произведения.

4. А как вы думаете, любовь Желткова именно такая, какой называет ее генерал Аносов?

(ученик отвечает).

страданий, чтоб мук не принесла,

чтоб скорбью не жила.

Луи, французский поэт.

- А каково описание Желткова?

Зачитайте.

- Как видно, описание Желткова достаточно коротко и невнятно.

Обычный портрет обыкновенного человека. Но его чувства гораздо более искренне и глубокие, чем у представителей высшего класса.

(Например, Николая Николаевича).

- Скажите, кто кроме Веры Николаевны, сочувствует несчастному влюбленному и почему?

(Князь Василий Шейн. Он говорит:. )

- В нем просыпается человечность.

Обращение князя к жене: .

5. Это была, действительно, сумасшедшая любовь. К этому выводу пришел князь Василий Львович.

- Что перед смертью сделал Желтков?

( Он написал прощальное письмо Вере Николаевне Шейна, после каждого абзаца он повторял: . Эта строка из молитвы. В течении всех семи лет он относился к Вере Николаевне как к подобию Господа).

И последними словами рассказа стала фраза княжны: Смерть для этой горькой любви была единственным выходом.

6. Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княжна Вера Николаевна, ей открылась та самая большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет. В пробуждении души Веры большую роль играет музыка Бетховена. Она созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.



Еще в 17 веке известный драматург Ж.-Б. Мольер сказал:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Тогда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все ровно,

Что не жил…

  1. Любовь по Куприну: . Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивает их красоту.

Звучит музыка. Вторая соната Бетховена…

4. Закрепление изученного материала.

Вопросы для викторины.

5.Подведение итогов урока, оценки.

6.Домашнее задание: Написать сочинение на тему:


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет ".

Автор: Киреева Лена Васильевна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства