kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Любовь – великий дар или проклятие» (по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого занятия по литературе для учащихся 11 класса по произведению А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Проблематизируется тема любви в творчестве писателя. Учащихся приглашают к дискуссии о сложностях межличностных романтических отношений. Основные методические приёмы урока: аналитическая беседа; комментированное чтение, просмотр эпизодов из видеофильмов с обсуждением.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Любовь – великий дар или проклятие» (по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Любовь – великий дар или проклятие»

(по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)





1. ФИО (полностью) Орлова Клавдия Ивановна

2. Место работы ГБОУ СОШ №3 г. Нефтегорска
3. Должность Учитель русского языка и литературы
4. Предмет Литература
5. Класс 11
6. Тема урока «Любовь – великий дар или проклятие»

(по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
7. Базовый учебник


Цели урока: 

 1.Образовательные

1)   углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;

 2)   познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»;

 3)   на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа

 провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику

 рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие

 художественных образов;

 4)      развивать навыки исследования художественного текста; совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного

 произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты

 в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи

 произведения, делать самостоятельные выводы;

 2.Воспитательные

  -работая над анализом произведения, формировать у учащихся

 собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым

 способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять

 собственную точку зрения;      

- на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества;

3.Развивающие развивать навык художественного пересказа, сопоставительного анализа, навыки общественных выступлений, выразительного чтения, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся; развивать филологическое мышление


Оборудование: портрет писателя, текст повести Куприна, презентационная программа PowerPoint со слайдами: портрет А.И. Куприна, репродукции с картин художника В. Якубовича к рассказу “Гранатовый браслет”; “Аппассионата” Бетховена , набор открыток по творчеству Куприна, записи песен о любви, стихи о любви, видеофильмы «Олеся» и «Гранатовый браслет».

Средства обучения:

-методические приемы: аналитическая беседа; комментированное чтение, просмотр эпизодов из видеофильмов + обсуждение.

-применение элементов учебного диалога на разных этапах обсуждения + формирование ситуации для дискуссии)

- активизация познавательной и речевой деятельности учащихся: выступление учащихся в структуре лекции учителя с сообщениями, информационными справками, выборочные пересказы; создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным выступлениям по поднятой проблеме; выразительное чтение отрывков из текста художественного произведения, прослушивание записи с произведением Бетховена, просмотр и комментирование картин художников; иллюстраций учащихся, подбор и чтение стихотворений, стихотворных цитат, сопоставительный анализ пейзажных зарисовок в прозаическом и стихотворном текстах.



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Орг. момент


Проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление темы урока.

Постановка целей и задач

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.  

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

1мин

2.








Проверка домашнего задания

Изображение на экране

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

А.И.Куприн. Письмо Д.Батюшкову (1906 г.)


Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

























Компьютерные презентации-сопровождение эссе


«Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.-Б.Мольер:

«В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…»

Сам же Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».
Вы видите высказывания о любви поэтов и писателей разных времен. Запишите их себе в тетради в качестве эпиграфа по выбору.

Прочитайте, пожалуйста, любимые ваши стихотворения и размышления о любви


С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. Чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель, он подарил нам несколько произведений, объединённых этой темой.

Сегодня мы послушаем Ваши эссе «Любовь в творчестве Куприна». по пройденным произведениям Куприна «Суламифь», «Поединок» и «Олеся»




























Обучающиеся записывают эпиграфы в тетради


Чтение учащимися подготовленных стихов и размышлений о любви











Чтения учащимися эссе с подготовленными компьютерными презентациями


3.

Актуализация новых знаний


Подтверждением того, что Куприн, действительно – певец красивой, возвышенной любви, ради которой и во имя которой на свете стоит жить. 

 К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных  и томительных рассказов о любви».

А вы знаете,   что в основе  этого произведении положена  реальная история?


Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу.

-Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?



- Почему, по-вашему, рассказ завершается трагической развязкой?

- Давайте подумаем, достиг ли своего замысла писатель?

И чем же является любовь: великим даром или проклятьем?( Постановка проблемного вопроса)

 Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.














Рассказ учащегося о прототипах произведения



-Чтобы показать, что подобное не красивый вымысел писателя, а изумление художника перед красотой самой жизни.

-Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет»



4.

Аналитическая работа с текстом




























































































Иллюстрация художника П. Пинкисевича «Гранатовый браслет».

































Иллюстрация П. Пинкисевича «Гранатовый браслет». Желтков.



Иллюстрация художника П. Пинкисевича «Гранатовый браслет»





«Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна. Художник В. Якубич






Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.




Учитель: «А сейчас обратимся к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте рассказа слова, выражающие взгляды Куприна на любовь.

Дома вы работали с указанными главами, думаю, на уроке они помогут вам аргументировать ваши ответы.




1.Как развивается тема любви в «Гранатовом браслете»?







–Что рассказал Аносов о своей истории любви, запомнившейся ему навсегда (гл. VII, стр.298–299).







– В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым?


-В чем причины несчастья во всех 3-х вставных новеллах?






– Найдите слова, где генерал почувствовал истиность любви Желткова (гл.VIII, стр.305–306)






2. Как изображается автором Желтков и его любовь?


– Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл.V, стр.290, конец). На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.










– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V, стр.290).

– Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?


– А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?



– Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и вежливой любви»?


Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться с Шеиным (гл. Х, стр.312), с Верой (гл. ХI, стр.315–316) и наконец, со всем миром.




















3. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI, стр.316) (гл. Х, стр.313)











4. Почему автор дал главному герою имя Георгий 5. Прощание Веры с умершим Желтковым (гл. ХII):

– Как изображен мертвый Желтков? (с.318). Глава 12


– Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? (гл. ХII, с.318–319)

– А может быть, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

– Каким настроением проникнут финал рассказа?




6. Вторая соната Бетховена. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319)

Повесть Александра Ивановича Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин русской классической литературы. Только человек, гениально воспринимающий музыку может вместе с Желтковым выбрать эту музыку. Гениальный Куприн знал еще и другое- он взял для своего произведения 2 часть сонаты, а их 4. Вот как звучит 1(музыка)- спокойно, как обычная человеческая суета, а вот 3 часть(музыка)-шутка, не правда ли? Они обрамляют 2-ю часть- чудо , не имеющее аналогов в мировой музыке с судьбой в басах.


7. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.) (Обращение к эпиграфу), слушая сонату Бетховена.

Мы говорили с вами о «Гранатовом браслете » и музыке. Об одном из гениальнейших произведений о любви. Русская литература долго формировалась, чтобы создать такое мощное по силе изображения любви сочинение. Это иная, неземная любовь, которую удалось понять генералу Аносову и в конце произведения княгине Вере. Помните, « Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо » И Бетховен участвовал в этом апофеозе любви.

Параллельно со всем классом работают две группы учащихся, демонстрирующие , какими художественными средствами Куприн достигает глубокого проникновения в души читателя.:


1группа находит выразительные средства, при помощи которых автор передает состояние природы, сопровождающее настроение героев.

2.группа работает с символами в рассказе.

- Чувство любви пародируется. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста (гл. VI, стр.294–295).

– … «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» – говорит генерал.

– «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» Две притчи – о том, что есть не любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл.VIII, стр.302–304).





Для чувства любви необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви, а не унижать её.


а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.






Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.





-Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.
















Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда... Скажите, князь... предположим, что вам это неприятно... скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно — смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме.

-Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о любви(гл. ХII, стр.319)



«…я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо., …разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя… … Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души.



-Имя Георгий означает – победоносец.






-Она поняла, что в этот момент мимо нее прошла любовь, которая бывает раз в тысячу лет


- Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.)


-В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.


Чтение учащимся наизусть «молитвы» «Да святится имя Твое» (гл. ХIII, стр.320) на фоне мелодии


5

Обобщение материала


Какой видит писатель истинную любовь?

Для Куприна это - основа всего земного.

Любовь должна основываться на высоких, искренних чувствах. Это величайшая тайна и величайший дар.

История чистой и наивной любви Желткова, его трагедия, заставили нас сопереживать, сострадать. Осталось много вопросов: А, что это было: «Любовь или сумасшествие?»

Чем была смерть  героя малодушием или силой?

Каждый волен отвечать по-своему.

Самое главное-это новелла не оставила нас равнодушными, мы научились вдумчиво  читать, размышлять и анализировать.

Мы должны понять, что главная ценность  это человеческая жизнь, со всеми ее радостями и горестями. Что человек возвышается, становится велик своей любовью.

Никто о женщине не сказал лучше Желткова: «Да святится имя твое!».




6

Подведение итогов урока


Итак, мы с вами в начале урока поставили для себя задачи, определили проблему, над которой работали весь урок , давайте же сейчас выясним: Так что же такое любовь: великий дар или проклятие?


Комментирование работы класса, групп, отдельных учащихся.

Выставление оценок

Выставляют оценки в дневник


7

Домашнее задание


Дома напишите, пожалуйста, сочинение – рассуждение и изложите свои мысли теперь уже в письменном виде «Любовь – великий дар или проклятие"?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Клавдия Ивановна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259508


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства