Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Познакомить учащихся с содержанием рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»; в процессе обсуждения содержания рассказа выявить, что такое добро, бескорыстие и кто из героев обладает этими качествами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»»
Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Цель урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием гуманность; привлечь внимание к поступкам исторических личностей. Продолжить знакомство с жизнью замечательного писателя и человека А.И.Куприна; работа по содержанию рассказа “Чудесный доктор”.
Задачи урока:
воспитывающая: воспитывать культуру этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся;
обучающая: непосредственное общение с художественным произведением. Сформировать целостное впечатление от него, затрагивающее личные переживания; научить работать с текстом;
развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать. Развивать художественную зоркость.
“Таланты (как и люди) бывают добрые и злые, веселые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне сразу хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой вот бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью “ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу”. Олег Михайлов.
Методы: репродуктивный, поисковый.
Приемы: выразительное чтение, пересказ, беседа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Думаю: наше сотрудничество будет плодотворным и интересным.
Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшой притчи. Вы послушайте и подумайте, чему учит этот краткий рассказ.
Однажды старец гулял по берегу моря и увидел мальчика, который поднимал с песка морские звезды и относил в море. Морских звезд было огромное множество, их ночью выбросило штормом на берег. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика. — Прилив начнется только завтра утром, без воды они погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия. — Но морских звезд тысячи, ты не сможешь всех спасти. Мальчик поднял следующую морскую звезду и, произнес: — Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды! Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и задумался.
- Чему учит эта притча? (Нужно совершать добрые дела, помогать слабым, быть милосердными, открытыми)
- Почему мальчик не смог пройти мимо выброшенных на берег морских звезд? (ему было жаль, что они погибнут, он сострадал им)
- Как вы думаете, почему к этой притче мы обратились в начале урока, к какому нравственному вопросу обратимся сегодня? ( На уроке мы будем говорить о доброте, сострадании, милосердии)
Дома вы познакомились с рассказом Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».
-Имеет ли этот рассказ что-то общее с притчей? ( В рассказе, как и в притче, доктор совершает добрый поступок: помогает бедной семье Мерцаловых из сострадания)
- Ребята, в названии темы сегодняшнего урока нет важного слова. Помогите сформулировать тему урока, используя главное слово, объединяющее оба произведения. (Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» или Тема добра в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»)
- Мне так понравилась ваша формулировка, что очень хочется поговорить на эту тему.
Запишите тему урока к себе в тетрадь.
-Ребята, а какие цели мы поставим на этот урок? ( Мы должны познакомиться с рассказом Куприна «Чудесный доктор», понять, что такое милосердие( доброта) и кто из героев милосерден (добр)
Работа с текстом
Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).
- Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;
2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;
3)чудный, замечательный.)
- Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?
- Что увидели мальчики на витрине магазина?
- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?
- А как вы относитесь к праздникам?
- Какие чувства вы испытываете при их приближении?
- Ребята, а могла ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?
- Где жили Мерцаловы?
- Расскажите, что произошло в семье?
- Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?
- Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).
- Пытался ли Мерцалов достать денег?
- Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?
- Что он предпринимал?
- Почему уходит из подземелья Мерцалов?
- Куда он идет? (Зачитать).
- В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих)
- Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?
- Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?
- Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее). Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?
- Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? (Был скромным человеком)
- Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)
- Определите, пожалуйста, как в тексте проявляются оттенки значения слова “чудесный”?
- Что было “чудесного” в поступках незнакомца?
- Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?
(1810-1881г. Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)
- Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь Мерцаловых?
- Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)
- Чему он нас учит?
Подведение итога.
- Какого человека мы называем добрым? (кто не пройдет мимо чужого горя, поможет бескорыстно )
- А кто из героев является добрым человеком?
- Но почему же рассказ называется «Чудесный доктор», а не добрый. - Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи совершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.
-Кто из вас слышал о докторе Пирогове? Посмотрите на портрет этого удивительного человека.
Он очень известный врач, учёный, много сделавший в области медицины для лечения людей.
Рефлексия.
Закончите, пожалуйста, начатые мною предложения:
Образ чудесного доктора, созданный Куприным, я не забуду, потому что…. Прочитав рассказ Куприна, я задумалась над…..
11. Домашнее задание
Домашнее задание:
Напишите мини-сочинение на тему: «Добро в моей жизни»