kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с содержанием рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»;
 в процессе обсуждения содержания рассказа выявить, что такое добро, бескорыстие и кто из героев обладает этими качествами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»»

Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»


Цель урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием гуманность; привлечь внимание к поступкам исторических личностей. Продолжить знакомство с жизнью замечательного писателя и человека А.И.Куприна; работа по содержанию рассказа “Чудесный доктор”.

Задачи урока:

  • воспитывающая: воспитывать культуру этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся;

  • обучающая: непосредственное общение с художественным произведением. Сформировать целостное впечатление от него, затрагивающее личные переживания; научить работать с текстом;

  • развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать. Развивать художественную зоркость.

Таланты (как и люди) бывают добрые и злые, веселые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне сразу хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой вот бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью “ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу”.
Олег Михайлов.

Методы: репродуктивный, поисковый.

Приемы: выразительное чтение, пересказ, беседа.



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Думаю: наше сотрудничество будет плодотворным и интересным.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшой притчи. Вы послушайте и подумайте, чему учит этот краткий рассказ.

Однажды старец гулял по берегу моря и увидел мальчика, который поднимал с песка морские звезды и относил в море. Морских звезд было огромное множество, их ночью выбросило штормом на берег.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика.
— Прилив начнется только завтра утром, без воды они погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но морских звезд тысячи, ты не сможешь всех спасти.
Мальчик поднял следующую морскую звезду и, произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и задумался.

- Чему учит эта притча?
(Нужно совершать добрые дела, помогать слабым, быть милосердными, открытыми)

- Почему мальчик не смог пройти мимо выброшенных на берег морских звезд?
(ему было жаль, что они погибнут, он сострадал им)

- Как вы думаете, почему к этой притче мы обратились в начале урока, к какому нравственному вопросу обратимся сегодня?
( На уроке мы будем говорить о доброте, сострадании, милосердии)



Дома вы познакомились с рассказом Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

-Имеет ли этот рассказ что-то общее с притчей?
( В рассказе, как и в притче, доктор совершает добрый поступок: помогает бедной семье Мерцаловых из сострадания)

- Ребята, в названии темы сегодняшнего урока нет важного слова. Помогите сформулировать тему урока, используя главное слово, объединяющее оба произведения.
(Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» или Тема добра в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»)

- Мне так понравилась ваша формулировка, что очень хочется поговорить на эту тему.

Запишите тему урока к себе в тетрадь.

-Ребята, а какие цели мы поставим на этот урок?
( Мы должны познакомиться с рассказом Куприна «Чудесный доктор», понять, что такое милосердие( доброта) и кто из героев милосерден (добр)



Работа с текстом

 Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).

- Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;

2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;

3)чудный, замечательный.)

- Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?

- Что увидели мальчики на витрине магазина?

- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?

- А как вы относитесь к праздникам?

- Какие чувства вы испытываете при их приближении?

- Ребята, а могла ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?

- Где жили Мерцаловы?

- Расскажите, что произошло в семье?

- Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?

- Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).

- Пытался ли Мерцалов достать денег?

- Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?

- Что он предпринимал?

- Почему уходит из подземелья Мерцалов?

- Куда он идет? (Зачитать).

- В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих)

- Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?

- Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?

- Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее). Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?

- Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? (Был скромным человеком)

- Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)

- Определите, пожалуйста, как в тексте проявляются оттенки значения слова “чудесный”?

- Что было “чудесного” в поступках незнакомца?

- Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?

(1810-1881г. Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)

- Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь Мерцаловых?

- Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)

- Чему он нас учит?

Подведение итога.

- Какого человека мы называем добрым?
(кто не пройдет мимо чужого горя, поможет бескорыстно )

- А кто из героев является добрым человеком?

- Но почему же рассказ называется «Чудесный доктор», а не добрый.
- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи совершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.

-Кто из вас слышал о докторе Пирогове? Посмотрите на портрет этого удивительного человека.

Он очень известный врач, учёный, много сделавший в области медицины для лечения людей.

Рефлексия.

Закончите, пожалуйста, начатые мною предложения:

Образ чудесного доктора, созданный Куприным, я не забуду, потому что….
Прочитав рассказ Куприна, я задумалась над…..

11. Домашнее задание

Домашнее задание:

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Добро в моей жизни»

  2. Нарисуйте рисунок




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Автор: Васильева Венера Алексеевна

Дата: 15.03.2022

Номер свидетельства: 602320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект  урока на  тему:"Твори  добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»." "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tvori-dobro-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "103814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402638188"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Викторина по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". "
    ["seo_title"] => string(51) "viktorina-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "224575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438935154"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока литературы в 6 классе "Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse_tema_sluzheniia_liudiam_v_rasskaze_a_i_kupr"
    ["file_id"] => string(6) "579274"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619388882"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Тема бескорыстного служения людям в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор""
    ["seo_title"] => string(73) "tiemabieskorystnoghosluzhieniialiudiamvrasskazieaikuprinachudiesnyidoktor"
    ["file_id"] => string(6) "285525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454179563"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства