1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ (заполняется согласно информации, полученной в контенте Библиотеки Минпросвещения)
Предмет (укажите название предмета): | Литература |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
Номер урока | 31 |
Тема урока | М. Ю. Лермонтов «Бородино» |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока: | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные умения, личностные результаты, функциональная грамотность из УТК) | Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературного произведения (духовно-нравственное воспитание); умение осознавать эмоциональное состояние себя и других (эмоциональное благополучие), овладение навыками исследовательской деятельности (ценности научного познания). Метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (логические действия), использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании, самостоятельно формулировать обобщения,делать выводы по результатам проведенного наблюдения (исследовательские действия); выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию (работа с информацией), воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции, выражать себя, свою точку зрения в устных и письменных текстах, использовать преимущества групповой, парной, коллективной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы (коммуникативные действия), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, составлять план действий, осознанно относиться к мнению и суждениям другого человека (регулятивные действия). Предметные: - уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика; выявлять особенности языка художественного произведения; - владеть теоретико-лиературными понятиями и использовать их в процессе анализа; - умение рассматривать изучаемое произведение в рамках историко-литературного процесса; - выразительно читать стихотворный текст; - создавать устные и письменные высказывания. |
Ключевые слова | Синекдоха, эпитет, гипербола, автор, метафора, сравнение, стихотворение. |
Базовые понятия, единые для школьного образования | История, троп, тема, идея |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Звучит песня С.Прокофьева «Вставайте, люди русские» Беседа, основанная на жизненном и учебном опыте обучающихся, ассоциации к слову Бородино, предположения о теме урока. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Форма организации учебной деятельности: индивидуальное восприятие |
Просмотр видеоролика о Бородинской битве |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Выявить историческую основу стихотворения М.Ю.Лермонтова»Бородино»; определить жанровые и композиционные особенности произведения; развивать навыки литературоведческого анализа, коммуникативную культуру, воспитывать патриотизм. - Что сегодня мы узнаем? Чему научимся? - Что для успешной работы необходимо? |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалами (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Слушание аудиозаписи стихотворения «Бородино» - В какой форме построено стихотворение? - Какими вы представили участников диалога? - Опишите внешность героев, манеру говорить? Что можно сказать об их характерах? |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
- На какой из вопросов «почему» отвечает стихотворение: «Москва, спаленная пожаром, французу отдана...» или «Помнит вся Россия про день Бородина...»? - О чем сожалеет и чем гордится старый солдат? - Как говорит М.Ю. Лермонтов о героизме русских солдат? В чем оно проявилось? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Групповая работа: выразительное чтение (ролевое исполнение) 1) описание лагеря русских солдат; 2) описание лагеря французских солдат Работа выполняется в таблицах (сравнительный анализ) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
- Представьте себе, что вы — бывалые бойцы, участвующие в Бородинском сражении. Подумайте, как вы будете рассказывать о нем юным солдатам? (с гордостью, с грустью о тех, кто погиб) Работа в парах. - Подготовьте научное сообщение к уроку истории. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
- Найти в тексте слова, указывающие на простодушие и благородство старого солдата. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Составить синквейн (стихотворение, написанное по определенным правилам) 1 строка — одно существительное, выражающее главную тему синквейна 2 строка — два прилагательных, выражающих главную мысль 3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка — фраза, несущая определенный смыслового5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
- Почему накануне сражения «ликовал француз», но «тих был наш бивак открытый»? Как вы понимаете эти выражения? - Какие чувства испытывали солдаты? - Какой художественный прием помогает автору противопоставить чувства русских и французов накануне сражения? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Тестовая работа с демонстрацией на мультимедийной доске с самопроверкой: 1. Какой город обороняли русские войска? (Москва- Смоленск — Петербург) 2. Какое поле «нашли» русские войска для сражения? (маленькое — большое — огромное) 3. Какое укрепление было построено? (лагерь — редут — баррикада) 4. До чего добрались русские на третий день? (до картечи- до речки — до ватрушек) |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке (слайд на интерактивной доске). 1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» 2. Творческое задание: иллюстрация к понравившемуся фрагменту |