kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме:  «Хирургия» - юмористический рассказ А.П.Чехова". Урок преследует цели:

1.Доказать, что «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ. 
2.Научить  учащихся анализировать текст художественного произведения. 
3. Воспитать  культуру речи, культуруповедения.

Cоставлен в соответствии с требованиями ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Хафизова Гюзель Фоатовна,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани РТ

Тема

«Хирургия» А.П.Чехова - юмористический рассказ

Цели


1.Доказать, что «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ. 
2.Научить учащихся анализировать текст художественного произведения. 
3. Воспитание культуры речи, культуры поведения. 

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей

Основные понятия

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая











Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Результаты

I. Организационный момент

Включение в деятельность

Оценивание готовности к уроку

Самоорганизация на учебную деятельность


Психологический настрой детей на урок

-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Включение в учебный процесс


II.

Актуализация и углубление изученного



Вспоминая содержание рассказа, ученики отвечают на вопросы









Проверка домашнего задания

- Дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Ответьте на вопросы по содержанию текста рассказа.
- Какими словами начинается рассказ? 
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? 
- Как фамилия фельдшера? 
- Как зовут фельдшера? 
-Сколько лет Курятину? 
- Как фамилия дьячка? 
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? 
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? 
- Какие инструменты называл Курятин? 

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


III.Формулирование проблемы





Ответы учеников




- Ребята, сейчас нам надо будет определить тему урока. Сможете вы это сделать сразу? Если нет, ответьте на ряд вопросов.

- Интересным вам показался рассказ? Вы смеялись, когда читали его? Значит, он написан с юмором. Можно ли назвать его юмористическим?

Познавательные УУД:

формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

целеполагание

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IV. Формулирование темы, урока, постановка задач урока

Формулируют тему урока: «Хирургия» - юмористический рассказ

Задача: доказать, что рассказ Чехова юмористический



- А теперь можете определить тему урока?


- Какова наша задача?

V. Работа с текстом

Цель - развитие читательских умений.



Ответы учеников

- «Коли не умеешь… так не берись».



Ответ заранее подготовленного ученика

- Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии. У А. П. Чехова все фамилии «говорящие».

Ответы учеников

- Мокрая курица




- «Жалкий человек»


- Фельдшер



- Лицо с высшим медицинским образованием







- «В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»
- …«выражение чувства долга и приятности» 
 - …«зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние»

- А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»

- Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача


Делают вывод: Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена

Характеристика Вонмигласова: Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным. 

Писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий. 

Беседа по содержанию рассказа

- Определите основную мысль рассказа. Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов.











- Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица. 

- Что означает «мокрая курица»? 

- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача. 
- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. Соответствует ли его одежда виду врача? 
- Найдите в тексте портрет Курятина.

- Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача?


- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.



- Как речь Курятина характеризует его?



- Какой вывод о герое можно сделать?









- Охарактеризуйте другого героя рассказа







- Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?












Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .


Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VI. Закрепление


Пересказ отрывков текста

- На примерах пересказа отрывков текста докажите, что рассказ Чехова юмористический. Старайтесь сохранить стиль писателя

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

VII. Самостоятельная работа по тексту



Зачитывают работы



- Составьте синквейн. Первое слово для первой группы – Курятин, для второй группы - Вонмигласов

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


VIII. Итог урока. Рефлексия


- Фиксируют результаты своей деятельности

  1. – Проанализируйте свою работу на уроке.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

XI. Домашнее задание.

Индивидуальные задания: подобрать в книгах или в Интернете иллюстрации к ранним рассказам Чехова. Нарисовать иллюстрации к рассказам, прочитанным самостоятельно


Задания на выбор

- Подготовить инсценировку рассказа А.П.Чехова «Хирургия»

- Прочитать рассказы «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к ученому соседу»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Автор: Хафизова Гюзель Фоатовна

Дата: 17.04.2019

Номер свидетельства: 507478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Технологическая карта урока литературы /7 класс/ "
    ["seo_title"] => string(53) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieratury-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442755178"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Технологическая карта урока литературы в  5 классе. Тема урока: И. А. Крылов. «Свинья под Дубом». Повествование и мораль в басне."
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturyv5klassietiemaurokaiakrylovsviniapoddubompoviestvovaniieimoralvbasnie"
    ["file_id"] => string(6) "257295"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448297645"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Технологическая карта урока литературы для 5 класса по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" . Формы и методы обучения на современном учебном занятии"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literatury_dlia_5_klassa_po_rasskazu_v_p_astafeva"
    ["file_id"] => string(6) "599364"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643730004"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературы на тему: "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturynatiemunaniekrasovkriestianskiiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "340788"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472139265"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературы на тему: "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturynatiemunaniekrasovkriestianskiiedieti1"
    ["file_id"] => string(6) "340789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472139282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства