II. Актуализация и углубление изученного | Вспоминая содержание рассказа, ученики отвечают на вопросы | Проверка домашнего задания - Дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Ответьте на вопросы по содержанию текста рассказа. - Какими словами начинается рассказ? - Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? - Как фамилия фельдшера? - Как зовут фельдшера? -Сколько лет Курятину? - Как фамилия дьячка? - Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? - Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? - Какие инструменты называл Курятин? | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
V. Работа с текстом Цель - развитие читательских умений. | Ответы учеников - «Коли не умеешь… так не берись». Ответ заранее подготовленного ученика - Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии. У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Ответы учеников - Мокрая курица - «Жалкий человек» - Фельдшер - Лицо с высшим медицинским образованием - «В поношенной жакетке, в истрепанных брюках» - …«выражение чувства долга и приятности» - …«зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние» - А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть» - Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача Делают вывод: Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена
Характеристика Вонмигласова: Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.
Писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий. | Беседа по содержанию рассказа - Определите основную мысль рассказа. Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. - Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача. - Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. Соответствует ли его одежда виду врача? - Найдите в тексте портрет Курятина. - Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача?
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. - Как речь Курятина характеризует его? - Какой вывод о герое можно сделать?
- Охарактеризуйте другого героя рассказа
- Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает? | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |