kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В.Гоголь.Комедия "Ревизор".Образ Хлестакова".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы»

Технологическая карта урока по литературе






Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

27

Тема урока

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор". Образ Хлестакова. Понятие "хлестаковщина"

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;


Метапредметные с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; эффективно запоминать и систематизировать информацию


Предметные : понимание литературы как особого способа познания жизни, воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Ключевые слова :образ Хлестакова, хлестаковщина, «миражная интрига», общественное явление, средства создания

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Учебник. Художественные тексты.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)




Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Аналитическая беседа: — Что известно о Хлестакове до его появления на сцене? — Прочитайте выразительно монолог Осипа. Что сообщает о Хлестакове этот монолог? — Что мы узнаём о прошлом Хлестакова из его монологов (действие третье, явления III, V)? Оцените его поведение и запросы. — Каков смысл «говорящей» фамилии Хлестаков и его «говорящего» имени? (Индивидуальное сообщение учащегося.)


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Узнаешь— Что такое «миражная интрига»? Почему безудержное хвастовство может быть социально опасным явлением?

Научишься отличать фальшивое от истинного


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Групповая работа.

Группа 1. Прокомментируйте финальную авторскую ремарку к явлению VII и первую ремарку к явлению VIII. Что общего в состоянии Хлестакова и городничего? *Почему Хлестаков — «самый трудный образ в пьесе»?

Группа 2. Прочитайте по ролям сцену в трактире (действие второе, явление VIII). Хочет ли Хлестаков обмануть городничего? Обоснуйте свой ответ. Какую роль играют в этой сцене авторские ремарки к репликам персонажей? *Почему у городничего много реплик «в сторону», а у Хлестакова их нет?

Группа 3. Прочитайте по ролям диалоги Анны Андреевны и Марьи Антоновны (действие третье, явления I—III). Какие приёмы создания комического использованы автором? Что высмеивает Гоголь в образах жены и дочери городничего? *Как характеризуют героинь особенности их речи?

Группа 4. Прочитайте и прослушайте в актёрском исполнении сцену вранья (действие третье, явление VI). Вопросы 1—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Каким предстаёт Хлестаков в этой сцене? Можно ли сказать, что он хочет обмануть присутствующих? Обоснуйте свой ответ. *Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Обобщающая беседа: — Что такое «миражная интрига»? — Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». По аналогии с планом характеристики Петра Гринёва составьте план характеристики Хлестакова.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Практическая работа. Анализ эпизодов «Первая встреча Хлестакова с городничим», «Жена и дочь городничего готовятся к приезду Хлестакова» и «Сцена вранья» и их роли в комедии.

Выберите из примерного плана анализа эпизода драматического произведения ключевые позиции и устно проанализируйте одну из сцен (по группам).






Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Работа со словарями  Каково значение слова хлестаковщина?

— Употребляется как символ нахального, лживо-легкомысленного хвастовства (см. «Новый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/263547).

— Беззастенчивое, безудержное хвастовство (по имени Хлестакова, героя комедии Гоголя «Ревизор») (см. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/ 1081398).

 Почему безудержное хвастовство может быть социально опасным явлением?



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Каково авторское отношение к Хлестакову и хлестаковщине? ( дайте развёрнутый ответ 5-6 предложений)



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Работа в группах над проблемным вопросом: В чём сущность хлестаковщины как общественного явления?



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Почему Гоголь огорчался, когда зрителям на спектакле «Ревизор» было лишь смешно?

— Почему критик Ю. Манн назвал интригу комедии «Ревизор» «миражной»?




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Тест для самодиагностики знаний и умений – раздаточный материал

 Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию. Подготовить пересказ действия пятого. Составить письменную характеристику Хлестакова или письменно проанализировать одну из сцен комедии (по выбору учащихся). Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение последнего монолога городничего. Подготовить сообщение «Роль ремарок в комедии Гоголя» (см. фрагмент работы URL:http://www.referat.ru/referats/ view/30587). У







4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературы

Автор: Ирина Михайловна Ковалева

Дата: 31.10.2024

Номер свидетельства: 658780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Технологическая карта урока литературы /7 класс/ "
    ["seo_title"] => string(53) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieratury-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442755178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Технологическая карта урока литературы в  5 классе. Тема урока: И. А. Крылов. «Свинья под Дубом». Повествование и мораль в басне."
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturyv5klassietiemaurokaiakrylovsviniapoddubompoviestvovaniieimoralvbasnie"
    ["file_id"] => string(6) "257295"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448297645"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Технологическая карта урока литературы для 5 класса по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" . Формы и методы обучения на современном учебном занятии"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literatury_dlia_5_klassa_po_rasskazu_v_p_astafeva"
    ["file_id"] => string(6) "599364"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643730004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературы на тему: "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturynatiemunaniekrasovkriestianskiiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "340788"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472139265"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературы на тему: "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturynatiemunaniekrasovkriestianskiiedieti1"
    ["file_id"] => string(6) "340789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472139282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства