1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности | Знакомство с содержанием маршрутного листа. | Целеполагание урока. Тип урока. | Готовятся к восприятию информации. Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности | Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия | Звучит стихотворение «Как хороши, как свежи были розы», его чтение сопровождается музыкой. На слайде портрет И.С. Тургенева | -Прослушайте аудиозапись. -Попробуйте определите жанр произведения. Фиксирует на доске. -Это действительно стихи, только они необычные – стихотворения в прозе. -Какими признаками лирического стихотворения они обладает. -Попробуйте дать им определение. Проверьте свои предположения, обратитесь к словарю литературных терминов. | Высказывают свои предположения. Записывают тему урока в маршрутном листе. Высказывают свои мнения (небольшой объём, нет сюжета, но есть чувства, переживания лирического героя, нет рифмы) Дают определение (стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме). Читают, а затем записывают определение в маршрутный лист. | Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника Поиск и выделение необходимой информации Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний учащихся, их умений. | Вопросы 1.Определите объем произведения? 2.Посчитайте количество абзацев 3.Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение ? 4.Сможете пересказать сюжет? 5.Кто это в 1 абзаце «Я прочел…», во втором «Я сижу…», в третьем «И вижу я себя» ? | -Обратимся к стихотворению «Как хороши, как свежи были розы», найдём его на страницах нашего учебника. Определите черты стихотворения в прозе, ответив на вопросы. -Посмотрите на слайд и проверьте свои ответы. Характерные признаки стихотворения в прозе: небольшой объем членение на мелкие абзацы повышенная эмоциональность обычно бессюжетная композиция наличие лирического героя. | Читают самостоятельно стихотворение, отвечают на вопросы, ответы заносят в маршрутный лист. Проверяют свои записи, оценивают себя. Выставляют оценку за этот вид работы в маршрутный лист. | Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие письменной и устной речи. Развитие познавательного интереса к предмету Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой) Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации. | | - Чем отличается «стихотворение в прозе» от лирического? - Что общего? - Что выражается в них? -Сегодня на уроке мы будем знакомиться со стихотворениями в прозе «Воробей», «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» и постараемся разобраться в чём же идейно-художественные особенности этих произведений. | Ставят цели урока , выбирают способы её реализации. | Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа |
5. Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять | Стихотворение в прозе «Русский язык». Эталон для проверки на слайдах (части речи в стихотворении, тематические поля, тема, идея, средства выразительности). | Анализ словаря стихотворения в прозе «Русский язык». 1. Выпишите из текста стихотворения существительные, местоимения, глаголы, прилагательные. 2. Выделите основные тематические поля. 3. Определите главную тему стихотворения, его идею. 4. Найдите и определите роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении (эпитеты, градация, риторический вопрос, восклицание). | Читают стихотворение, отвечают на вопросы, делают записи в маршрутном листе. 1.Существительные:дни сомнений, дни раздумий, судьба родины, поддержка, опора, язык, отчаяние, дом, народ. Прилагательные: тягостных, великий, могучий, правдивый, свободный, русский, великому. Глаголы: не будь, не впасть, совершается, не был дан. 2. Тематические поля: Родина: дом, русский народ, судьба Язык: великий, могучий, правдивый, свободный, поддержка, опора Внутренние переживания лирического героя: дни сомнений, дни раздумий, отчаяние, тягостных, нельзя верить, впасть. 3.Тема Родины. Идея –любовь к родине, русскому языку, возвеличивание русского народа. 4. Показать красоту и величие русского языка и русского народа. | Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом Умение оценивать результаты деятельности (своей и чужой) Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы |
6.Этап самостоятельной работы Цель: усвоение нового способа действия, исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного действия. | Стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Два богача», «Щи». Толковый словарь Ожегова. Краткий словарь литературных терминов. | Анализ стихотворений по алгоритму (анализ словаря, тема, идея, изобразительно-выразительные средства). Повторим алгоритм работы в группе, критерии оценивания работы в группе предложены в маршрутном листе. Критерии оценивания самостоятельной работы даны в маршрутном листе. По окончанию самостоятельной работы представление результата работы. Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся. | Работа в группах по алгоритму. Выступление от каждой группы: представление результата работы. | Умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической и монологической формами речи. |
7.Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа. | | В чём идейно-художественные особенности этих произведений? Взаимооценка групп, самооценка группы и индивидуальная оценка всех учащихся. | Ответы учащихся. | Рефлексия способов и условий действий Контроль и оценка процесса и результата деятельности Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
8.Домашнее задание | Проанализировать по плану, использованному на уроке, стихотворение в прозе: «Памяти Ю.П. Вревской», выучить наизусть 1 стихотворение | Краткий инструктаж. Анализ стих. по алгоритму, для того чтобы отработать и закрепить умения, полученные на уроке (анализ словаря стихотворения и т.д.). Обратить внимание на сноски к стихотворению. | | Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |