- Исследовать на основе анализа произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» понятий о добре, зле и дружбе;
- Понять какие качества присущи настоящему другу; научиться находить в своих друзьях те качества характера, за которые они их ценят и уважают
2) портрет Э. Успенского;
6) карточки (текст речевой разминки, задания), листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
Организационно-мотивационный этап урока |
Эмоциональное начало урока - Встанем в круг и поприветствуем друг друга. - Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. | - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). - Доброе утро, небо! (аналогичное движение). - Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). Настраиваются на работу | Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия: | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность | . |
Речевая разминка Прочитать скороговорку Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила, Окуньков, бычков, лещей Щами угостила. Ф. Бобылев | - Какие слова непонятны в тексте скороговорки? - О чем эта скороговорка? - Прочитайте скороговорку с разной интонацией. | Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы О взаимоотношениях между жителями подводного мира | | |
Игра «Дешифровщик» Слайд 3 | Учитель предлагает с помощью игры расшифровать слово, с которыми предстоит работать. - Расшифруйте запись. | Взаимодействуя в парах учащиеся на карточке расшифровывают слово 2,2;3,2;3,4;4,1;1,1;1,4;3,3;1,1 Чебурашка | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при выполнении данного задания |
Прослушивание песни «Чебурашка Диалог, основанный на предположениях детей | Учитель предлагает прослушать 1 куплет песни Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: -Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? - Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке? Кто автор произведения о Чебурашке»? | Учащиеся прослушивают первый куплет песни Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения. Вспоминают, кто автор произведения, где главный герой - Чебурашка Эдуард Успенский | Развитие коммуникативной компетенции | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, |
Определение темы урока | Сформулируйте цели урока | Формулируют цели: познакомиться с героями произведения Э.Успенского, обсудить проблему «Как найти друзей» | | |
Формулирование задач урока | Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели | Называют задачи: прочитать отрывок из произведения в учебнике, сравнить героев произведения, характеризовать их поступки | | |
Процессуально-содержательный этап урока |
Рассказ учителя об Э.Успенском | -Что вы знаете о писателе? - Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. “Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить” Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их. | Учащиеся слушают рассказ учителя о писателе Учащиеся рассматривают выставку книг писателя | | |
Первичное чтение и обсуждение | - Понравился ли вам этот рассказ? - К какому типу текста относится этом рассказ? (повествование, описание, рассуждение) - Что вы узнали о крокодиле? - Почему ему было грустно и одиноко? - Как крокодил Гена решил найти себе друзей? - Кто стал друзьями Гены? Если не знаете, найдите книгу в библиотеке и прочитайте ее. - Девочка Галя, которая пришла к крокодилу на следующий день, сказала, что в объявлении есть ошибки. Какие? Найдите их | Чтение сказки с 126-127 хорошо читающими учащимися Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность выразить свои чувства Возможность проявить творчество при выполнении данного задания |
Этап закрепления |
Минутка релаксации - «Друзья» | Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит ее | Дети выполняют гимнастику для глаз | Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности | |
Выразительное чтение отрывка | - Прочитайте выразительно эту главу - Какой фрагмент из главы проиллюстрировал художник? Найдите и прочитайте | Выборочное чтение | | |
- Просмотрите мультфильм по этому произведению (Учитель убирает звук при просмотре и предлагает озвучить отрывок) | Работа в парах | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при выполнении данного задания |
Решение эвристической задачи | Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах. - Какую тему затронул автор? - Есть ли у вас друзья? - Как вы нашли себе друзей? | Учащиеся высказывают свои гипотезы. Работа в творческой тетради с 47 Ответы на вопросы анкеты «Мой лучший друг» | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творческие способности при решении задачи, показать умения отвечать на вопросы анкеты |
Постановка проблемы Работа в творческой тетради с 48 | Распредели пословицы и поговорки по следующим темам: - Дружба; - Мир и согласие; - Правда и ложь; - Добро и зло Дополни пословицы | Выполняют работу в группах | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при отборе нужного материала |
Подведение итогов | - Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока? - Решили ли мы его задачи? - Оценивается работа учеников учителем, проводится взаимооценка работы групп | Учащиеся отвечают на вопросы | Возможность критически оценивать деятельность друг друга | |
IV Рефлексивный этап урока |
Беседа | - Давайте с вами вернемся к нашей проблеме и ответим: — Смогли ли нам помочь составить портрет настоящего друга герои произведения «Крокодил Гена и его друзья». - Какими качествами характера наделил Успенский своих героев, чтобы они стали настоящими друзьями?
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? - Я уверена, что каждый бы хотел иметь такого друга, как Гена, ведь в жизни необходимы друзья, чтобы можно было с ним общаться, играть, поделиться своей радостью, спросить совета и т.д. -Эдуард Успенский говорит так: «Хорошие друзья, будь они крокодилами или людьми, или собаками- радуют друг друга просто тем, что они есть». | Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос Храбрый Ответственный Надежный Терпеливый Добрый Интересный Веселый
| | |
Самооценка Синквейн | Учитель предлагает заполнить лесенку успеха - Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям! | Учащиеся заполняют лист самооценки Учащиеся составляют синквейн: 1.Дружба. 2.Верная, крепкая. 3.Доверять, помогать, не предавать. 4.Не оставлять друга в беде. 5.Верность. | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при отборе нужного материала |
V Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | стр. 126-127 | Краткий пересказ | | |
Дополнительное задание (по выбору) | Взять и прочитать в библиотеке книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | | | |
Творческое задание | Составить кроссворд «Друзья Крокодила Гены» | | | Возможность проявить творческие способности |