учащегося, составление опорных записей.
читайте внимательно «Снегурочку».
А Р. Кугель.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. | Организационный момент | - Добрый день, уважаемые гости и ребята! | Здороваются. Готовят своё рабочее место. | |
2. | Мотивация | - Внимание на экран -Может быть кто-то узнал музыкальное произведение? Так встречали весну берендеи, герои «весенней сказки» А.Н. Островского, с чьим творчеством мы встречаемся впервые. - Рассмотрите портреты и скажите, каким вы представляете А. Н. Островского? Вывод:Современники назвали его «Колумбом Замоскворечья», московское происхождение узнавалось даже во внешности Александра Николаевича. «У него был типичный московский облик – в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», - вспоминал художник А. Я. Головин. - Какие цветовые ассоциации возникли при характеристике внешности писателя? Ответ обоснуйте -Какие выводы вы сделали, прочитав статью учебника А. И. Гончарова и И. С. Тургенева? - Ещё один современник А. Н. Островского, театральный критик, А. Р. Кугель говорил: «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку». | . Слушают музыкальную композицию из рок -мюзикла «Снегурочка» Автор музыка Ю.Давыдова Автор текстов Е.Максина Стихи А.Блок Рассматривают портреты , высказывают своё мнение Портрет на доске ( один) Ассоциации представляем цветными овалами (белый, зелёный, голубой, красный, оранжевый, жёлтый) Портрет на доске (один) Драматург | Видео-запись Слайд №№1 |
3. | Целеполагание | - Как вы думаете, какая тема сегодня у нас на уроке? | ТЕМА: А.Н.Островский. Пьеса- сказка «Снегурочка» | Слайд № 2 |
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (это они формируют задачи) Поставьте учебные задачи … - Спасибо за ваши высказывания, предположения, если вы не возражаете,я предлагаю вам с учетом ваших предложений остановиться на следующих задачах) Вывод: Итак, отправимся в художественный мир «весенней сказки», в царство Берендея и познакомимся с духовным миром художника, нарисовавшего это царство. Сегодня на уроке у нас работает художественная мастерская, юное дарование Александра Койнова попытается раскрыть внутренний мир художника слова А.Н.Островского и представит свою работу в конце урока. | Задачи: 1. Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование таланта драматурга; источниками, послужившими основой пьесы-сказки; 2. Развивать нравственную, способную видеть красоту окружающего мира личность; 3. Формировать навыки работы с разными источниками, дополнительной литературой | Слайд № 3,4 |
4. | Проверка домашнего задания Выявление впечатлений о прочитанной сказке | - Мы прочитали сказку «Снегурочка». Вам было дано задание: высказать своё впечатление о прочитанном цитатами из пьесы и прокомментировать их. На уроке у нас работают консультанты , они зачитают несколько наиболее ярких высказываний Воспользуйтесь подсказкой: Меня поразила красота природы… У меня вызывает восторг… А мне понравилась архитектура царства… Мне особенно интересно было читать описание обрядов… Меня потрясли законы страны… А меня удивило… - Какие слова в ваших высказываниях чаще всего повторяются? - Назовите цвета, которые ассоциируются с этими словами? | Несколько цитат ( самых ярких) зачитывает консультант ( 2-3цитаты) Чудо Любовь Красота Весна Волшебство Добро Зло Чистота Довешиваем цвета на доску | Слайд № 5 |
| Работа по теме урока | -Предлагаю провести исследовательскую работу и найти ответ на вопрос: царство Берендея – это мечта Островского или реальный мир? | | |
| Мастерство Островского – пейзажиста. | -Как вы думаете, что могло быть знакомым Островскому в Берендеево? Или что натолкнуло Островского написать о царстве Берендея? Или откуда у него или не знаю -Предлагаю вам совершить заочную экскурсию в имение Островского Щелыково, что неподалеку от Костромы. - У вас на партах иллюстрации конверт №1, подберите к ним описания из текста пьесы- сказки «Снегурочка» - Итак, мы открыли ещё один из талантов А.Н.Островского -Талант художника, ценителя красоты природы. - Каким цветом представим на кластере? | Ответы учащихся Выступление консультанта Зачитывают отрывки (Проверка по слайду) Строится кластер( дополняются цвета) Добавляется слово: пейзажист | |
| Этнографические исследования Островского. | -Чтобы ещё ближе познакомиться с драматургом, прочитайте отрывок из статьи Ю.Лебедева «Снегурочка», «весенняя сказка «Островского», отметьте ключевые понятия - Какой вывод можем сделать? -Как мы называем людей, занимающихся исследованием народности? -Рассмотрите иллюстрации Конверт №2 -О какой этнографической находке Островского мы можем говорить? - Какие изображения вы видите на стенах палат царя Берендея? Стр. -Прочитайте строки, объясняющие смысл такой росписи. стр.266-269 -Как вы думаете, зачем славяне расписывали свои жилища? Избы были первыми языческими храмами. Оттого и слова хоромы и храм тождественны. А поскольку изба у древних славян была местом совершения религиозных обрядов, то родилось верование, что в избе может тайно присутствовать вся боготворимая сила природы. Отсюда и пошла традиция, расписывать славянские хоромы - Посмотрите отрывок из художественного фильма «Снегурочка», ответьте на вопрос -Что, кроме традиций было известно Александру Николаевичу из культуры язычников? - Какие народные обычаи и обряды вы встретили в произведении? - Какой обряд вы увидели? - Каким цветом обозначим на кластере? | Работа учащихся со статьёй Ю. Лебедева «Снегурочка», «весенняя сказка» Островского». (Распечатана на партах) Вывод. ( А. Н. Островский во время путешествия по старинным русским городам вел наблюдения за жизнью крестьян, собирал материалы экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, ямщиками). (Писатель интересовался бытом и жизнью народа). Этнографом (работа со словарём консультанта) Подобрать для просмотра У А. Н. Островского было блестящее знание традиций русского народа. Например, традиция расписывать жилища. В начале 2 действия Берендей расписывает красками столбики в своем дворце В сказке замечательно показаны обряды и обычаи древних славян. Например, календарные обряды: весной - проводы Масленицы, сжигание её чучела, летом - купальская ночь. Островский показал ещё один обряд - обряд сватовства Выбор цвета (жёлтый) | Слайд № 6,7,8 |
| Фольклорные мотивы в сказке. | -Шутки, прибаутки, приговоры – жанры какого вида творчества? Вывод: (Островский знал народное творчество). - Какие фольклорные жанры ввёл в сказку драматург? - Приведите примеры из текста - Скажите, исследование фольклора как – то характеризует личность собирателя, и можно ли эти качества личности представить в цвете? Вывод. Драматург литературно обработал и ввел в свою сказку обрядовую поэзию и волшебную сказку, легенду и пословицы, плачи и заговоры, причитания и народные песни – целый жанровый арсенал русского народного творчества. На основании этого можем сделать ещё один вывод? (Островский очень любил народ, землю, на которой жил). | УНТ Стр. Фольклорист на доску Работа с кластером (оранжевый) | |
| Рефлексия Работа с кластерами. | - Александра закончила свою работу. Скажи каким ты представила А.Н.Островского и его пьесу –сказку «Снегурочка» А.Койнова А. Н. Островский – удивительный человек. Его духовный мир теплый, яркий, пестрый. Кажется, он соткан из многообразия разноцветных нитей. Приближаясь к Островскому, понимаешь, как прекрасна жизнь. | Кластер: Дарящий человеку жизненную силу Добрый, внимательный,к людям и окружающемумиру Горячо любит свою Родину А.Н.Островский | |
| Общий вывод. Реальный мир Островского. | -Итак,вернёмся к главному вопросу нашего урока , Мир Берендея – это мечта автора или реальность? - Что мы доказали, к какому выводу пришли? -Кому из художников удалось по вашему мнению передать мир А.Н.Островского? - Посмотрите на кластер, каких цветов больше? | Край, описанный Островским в пьесе – сказке, был хорошо знаком автору, но в нем всё причудливо переплелось: мир природы и мир человека, холод и тепло, любовь и разочарование, добро и зло. Наверное, поэтому свое произведение Островский назвал сказкой Кластер: удивительный человек: добрый, внимательный к людям и окружающему миру. Он горячо любил свою родину. Умел видеть прекрасное во всё, что его окружало. Мечтал о счастье народа, о честной, бескорыстной любви, дарящей человеку жизненную силу. | |
| Д.З. | - Напечатать на карточке и раздать | Д.З. 1. Составить хронологическую таблицу по биографии А.Н.Островского 2.Повторить особенности волшебных сказок. 3.Подготовить сообщение о Снегурочке, Яриле, Елене Прекрасной, Берендеевой поляне (по выбору) | |
| Оценивание | таблица | | |
| Видео- ролик «Масленица» | Опера Н.А.Римского_Корсакова «Снегурочка» | | |