kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме : " Краткие сведения об А.Н.Овстровском.Пьеса-сказка "Снегурочка". Своеобразие сюжета.Связь мифологическими сказочными традициями. Элементы фольклера в сказке. разработана для практического применения на уроках литературы в 8-х классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 73»

(МБОУ «Лицей №73»)



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ:


Краткие сведения об А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка»

Своеобразие сюжета. Связь мифологическими и сказочными традициями.

Элементы фольклора в сказке.

( Царство Берендея – это мечта Островского или реальный мир?)











Автор-составитель:

Бухарметова Алла Михайловна,

учитель русского языка и литературы




г. Барнаул


Технологическая карта урока. ДАТА: февраль

Предмет, класс: литература. 8 класс

Тема урока: Краткие сведения об А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка» Своеобразие сюжета. Связь мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке. ( Царство Берендея – это мечта Островского или реальный мир?)

Тип урока: Урок получения нового знания

Представление о результатах:

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации


Цель урока: Начало знакомства с творчеством А. Н. Островского на примере сказки «Снегурочка», со своеобразием пьесы.

Задачи урока:

  • 1) Познакомить с идейно-художественным своеобразием пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»; продолжить знакомство с особенностями писательского стиля А. Н. Островского

  • 2)Развивать образное мышление, внимательное отношение к слову, устную речь учащихся, технику выразительного чтения, память, творческие способности

  • 3)Воспитывать интерес к урокам литературы и творчеству писателя.

Основные понятия и персоналии:

Технология: Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные

Методы и приёмы: слово учителя, работа по карточкам с индивидуальными заданиями, постановка проблемного вопроса, аналитическая беседа, анализ художественного текста, просмотр видеофрагментов и слайдов, сообщение

учащегося, составление опорных записей.

Оборудование: видеофрагменты «Сцена таяния Снегурочки), (фильм-сказка «Снегурочка»), карточки с заданиями, портрет А.Н. Островского, словарь устаревших слов.


Если вы хотите знать, что такое Островский,

читайте внимательно «Снегурочку».

А Р. Кугель.



№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Здороваются.

Готовят своё рабочее место.


2.

Мотивация

- Внимание на экран



-Может быть кто-то узнал музыкальное произведение?


Так встречали весну берендеи, герои «весенней сказки» А.Н. Островского, с чьим творчеством мы встречаемся впервые.



- Рассмотрите портреты и скажите, каким вы представляете А. Н. Островского?

Вывод:Современники назвали его «Колумбом Замоскворечья», московское происхождение узнавалось даже во внешности Александра Николаевича. «У него был типичный московский облик – в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», - вспоминал художник А. Я. Головин.

- Какие цветовые ассоциации возникли при характеристике внешности писателя?

Ответ обоснуйте


-Какие выводы вы сделали, прочитав статью учебника А. И. Гончарова и И. С. Тургенева?

- Ещё один современник А. Н. Островского, театральный критик, А. Р. Кугель говорил: «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку».

. Слушают музыкальную композицию из рок -мюзикла «Снегурочка»


Автор музыка Ю.Давыдова

Автор текстов Е.Максина

Стихи А.Блок







Рассматривают портреты , высказывают своё мнение


Портрет на доске ( один)











Ассоциации представляем цветными овалами (белый, зелёный, голубой, красный, оранжевый, жёлтый)



Портрет на доске (один)

Драматург




Видео-запись







Слайд №№1




















3.

Целеполагание




- Как вы думаете, какая тема сегодня у нас на уроке?

ТЕМА: А.Н.Островский. Пьеса- сказка «Снегурочка»

Слайд № 2

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (это они формируют задачи)

Поставьте учебные задачи …

- Спасибо за ваши высказывания, предположения, если вы не возражаете,я предлагаю вам с учетом ваших предложений остановиться на следующих задачах)





Вывод:

Итак, отправимся в художественный мир «весенней сказки», в царство Берендея и познакомимся с духовным миром художника, нарисовавшего это царство.

Сегодня на уроке у нас работает художественная мастерская, юное дарование Александра Койнова попытается раскрыть внутренний мир художника слова А.Н.Островского и представит свою работу в конце урока.

Задачи:

1. Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование таланта драматурга; источниками, послужившими основой пьесы-сказки;

2. Развивать нравственную, способную видеть красоту окружающего мира личность;

3. Формировать навыки работы с разными источниками, дополнительной литературой


Слайд № 3,4

4.

Проверка домашнего задания

Выявление впечатлений о прочитанной сказке

- Мы прочитали сказку «Снегурочка». Вам было дано задание: высказать своё впечатление о прочитанном цитатами из пьесы и прокомментировать их.

На уроке у нас работают консультанты , они зачитают несколько наиболее ярких высказываний

Воспользуйтесь подсказкой:

  • Меня поразила красота природы…

  • У меня вызывает восторг…

  • А мне понравилась архитектура царства…

  • Мне особенно интересно было читать описание обрядов…

  • Меня потрясли законы страны…

  • А меня удивило…

- Какие слова в ваших высказываниях чаще всего повторяются?






- Назовите цвета, которые ассоциируются с этими словами?

Несколько цитат ( самых ярких) зачитывает консультант ( 2-3цитаты)



















Чудо

Любовь

Красота

Весна

Волшебство

Добро

Зло

Чистота

Довешиваем цвета на доску





















Слайд № 5


Работа по теме урока

-Предлагаю провести исследовательскую работу и найти ответ на вопрос: царство Берендея – это мечта Островского или реальный мир?




Мастерство Островского – пейзажиста.


-Как вы думаете, что могло быть знакомым Островскому в Берендеево?

Или что натолкнуло Островского написать о царстве Берендея? Или откуда у него или не знаю

-Предлагаю вам совершить заочную экскурсию в имение Островского Щелыково, что неподалеку от Костромы.

- У вас на партах иллюстрации конверт №1, подберите к ним описания из текста пьесы- сказки «Снегурочка»

- Итак, мы открыли ещё один из талантов А.Н.Островского

-Талант художника, ценителя красоты природы.

- Каким цветом представим на кластере?

Ответы учащихся





Выступление консультанта




Зачитывают отрывки (Проверка по слайду)








Строится кластер( дополняются цвета)

Добавляется слово: пейзажист












Этнографические исследования Островского.


-Чтобы ещё ближе познакомиться с драматургом, прочитайте отрывок из статьи Ю.Лебедева «Снегурочка», «весенняя сказка «Островского», отметьте ключевые понятия

- Какой вывод можем сделать?









-Как мы называем людей, занимающихся исследованием народности?


-Рассмотрите иллюстрации Конверт №2



-О какой этнографической находке Островского мы можем говорить?




- Какие изображения вы видите на стенах палат царя Берендея?

Стр.

-Прочитайте строки, объясняющие смысл такой росписи.

стр.266-269


-Как вы думаете, зачем славяне расписывали свои жилища?


Избы были первыми языческими храмами. Оттого и слова хоромы и храм тождественны. А поскольку изба у древних славян была местом совершения религиозных обрядов, то родилось верование, что в избе может тайно присутствовать вся боготворимая сила природы. Отсюда и пошла традиция, расписывать славянские хоромы




- Посмотрите отрывок из художественного фильма «Снегурочка», ответьте на вопрос

-Что, кроме традиций было известно Александру Николаевичу из культуры язычников?

- Какие народные обычаи и обряды вы встретили в произведении?

- Какой обряд вы увидели?


- Каким цветом обозначим на кластере?

Работа учащихся со статьёй Ю. Лебедева «Снегурочка», «весенняя сказка» Островского». (Распечатана на партах)



Вывод.

( А. Н. Островский во время путешествия по старинным русским городам вел наблюдения за жизнью крестьян, собирал материалы экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, ямщиками). (Писатель интересовался бытом и жизнью народа).


Этнографом (работа со словарём консультанта)



Подобрать для просмотра



У А. Н. Островского было блестящее знание традиций русского народа. Например, традиция расписывать жилища. В начале 2 действия Берендей расписывает красками столбики в своем дворце























В сказке замечательно показаны обряды и обычаи древних славян. Например, календарные обряды: весной - проводы Масленицы, сжигание её чучела, летом - купальская ночь. Островский показал ещё один обряд - обряд сватовства





Выбор цвета (жёлтый)




















Слайд № 6,7,8


Фольклорные мотивы в сказке.


-Шутки, прибаутки, приговоры – жанры какого вида творчества?

Вывод: (Островский знал народное творчество).

- Какие фольклорные жанры ввёл в сказку драматург?

- Приведите примеры из текста



- Скажите, исследование фольклора как – то характеризует личность собирателя, и можно ли эти качества личности представить в цвете?


Вывод.

Драматург литературно обработал и ввел в свою сказку обрядовую поэзию и волшебную сказку, легенду и пословицы, плачи и заговоры, причитания и народные песни – целый жанровый арсенал русского народного творчества. На основании этого можем сделать ещё один вывод? (Островский очень любил народ, землю, на которой жил).

УНТ






Стр.



Фольклорист на доску


Работа с кластером (оранжевый)
















Рефлексия

Работа с кластерами.


- Александра закончила свою работу. Скажи каким ты представила А.Н.Островского и его пьесу –сказку «Снегурочка»


А.Койнова

А. Н. Островский – удивительный человек. Его духовный мир теплый, яркий, пестрый. Кажется, он соткан из многообразия разноцветных нитей. Приближаясь к Островскому, понимаешь, как прекрасна жизнь.

Кластер:

Дарящий человеку жизненную силу

Добрый, внимательный,к людям и окружающемумиру

Горячо любит свою Родину

А.Н.Островский




Общий вывод.

Реальный мир Островского.


-Итак,вернёмся к главному вопросу нашего урока ,

Мир Берендея – это мечта автора или реальность?

- Что мы доказали, к какому выводу пришли?







-Кому из художников удалось по вашему мнению передать мир А.Н.Островского?

- Посмотрите на кластер, каких цветов больше?





Край, описанный Островским в пьесе – сказке, был хорошо знаком автору, но в нем всё причудливо переплелось: мир природы и мир человека, холод и тепло, любовь и разочарование, добро и зло. Наверное, поэтому свое произведение Островский назвал сказкой


Кластер:

удивительный человек: добрый, внимательный к людям и окружающему миру. Он горячо любил свою родину. Умел видеть прекрасное во всё, что его окружало. Мечтал о счастье народа, о честной, бескорыстной любви, дарящей человеку жизненную силу.



Д.З.

- Напечатать на карточке и раздать

Д.З.

1. Составить хронологическую таблицу по биографии А.Н.Островского

2.Повторить особенности волшебных сказок.

3.Подготовить сообщение о Снегурочке, Яриле, Елене Прекрасной, Берендеевой поляне (по выбору)



Оценивание

таблица




Видео- ролик «Масленица»

Опера Н.А.Римского_Корсакова «Снегурочка»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Технологическая карта урока

Автор: Бухарметова Алла Михайловна

Дата: 04.10.2023

Номер свидетельства: 637592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока по биологии на тему «Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-na-tiemu-rol-mutatsii-v-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "191318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427293183"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Технологическая карта урока как современная форма планирования учебного сотрудничества на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441023920"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapofizichieskoikulturie2klass"
    ["file_id"] => string(6) "318884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460691090"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства