знать: основные жанры устного народного творчества, их различия.
уметь: сопоставлять название жанра устной народной прозы с его определением.
использовать: схему рассуждения «тезис-доказательство-вывод».
- способствовать возникновению личностного восприятия художественного текста и эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам;
- формировать уважительное отношение к традициям народа, формировать эмоционально-оценочное отношение к народному творчеству.
- развивать адекватное восприятие высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев.
-развивать умения: анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
-расширять и активизировать словарный запас учащихся.
- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика (способы действий) | Планируемые результаты |
Предметные | Познавательные | Личностные | Коммуникатив- ные | Регулятивные |
1 | Организационный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. | Быть способным к построению короткого речевого высказывания в устной форме. | Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности. | Осуществлять сотрудничество с учителем. | Оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке). |
2 | Актуализация знаний/субъективного опыта учащихся | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого создаёт эмоциональный настрой на восприятие материалов урока: - Что такое устная народная проза? - Какие жанры фольклора вы знаете, чем они отличаются? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют работу в парах. Работают с сервисом https://learningapps.org/display?v=pad606wpk21 | Понимать УНТ как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | Сопоставлять понятие с его определением с помощью компьютерных средств. | Формировать мотивацию к обучению и совершенствованию | Осуществлять сотрудничество с учителем и с одноклассниками. | Высказывать предположения на основе имеющихся знаний. |
3 | Целеполагание и мотивация | Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. | Определяют цели учебной деятельности совместно с учителем. Участвуют в формулирова- нии темы урока. | Уметь самостоятельно ставить перед собой учебные задачи. | Анализировать и сравнивать, обобщать и делать выводы. | Испытывать внутреннюю потребность включения в учебную деятельность. | Осуществлять сотрудничество с учителем. | Составлять план действия для усвоения учебной информации. |
4 | Усвоение новых знаний | Организует работу по чтению и обсуждению статьи учебника «Предания»: - Как возникли предания и как они связаны с русской историей? - Какие исторические личности стали героями преданий? - Что, по-вашему, в этих преданиях реально, а что -вымысел? | Читают статью учебника, отвечают на вопросы, делают выводы. | Разбираться в особенностях преданий, понимать, какие особенности культуры, жизни и истории русского народа отображены в преданиях. | Искать и выделять необходимую информацию. | Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и суждений. | Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в поиске и работе с новой информацией. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. |
5 | Первичная проверка понимания и коррекция усвоения нового материала | Включает аудиозаписи преданий «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник», «Воцарение Ивана Грозного», организует аналитическую беседу по выявлению основных черт преданий. Физкультминутка. | Слушают тексты, делают выводы. | Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выражать личное отношение к прочитанному. | | Формировать уважительное отношение к традициям народа, формировать эмоционально-оценочное отношение к народному творчеству. | Высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Осуществлять контроль и коррекцию своего результата. |
6 | Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на закрепление материала с последующим обсуждением. | Выполняют тренировочные задания на сервисе https://resh.edu.ru/subject/lesson/2313/train/#199286 Рассуждают, анализируют, делают выводы. | Осуществлять смысловой и эстетический анализ текста. Уметь пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями. | Уметь выполнять логические операции в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формировать мотивацию к учебной деятельности. | Уметь строить аргументированные монологические высказывания. | Уметь производить контроль усвоения учебной информации. |
7 | Контроль, самоконтроль/ взаимоконтроль | Предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке. Самооценка «5» - на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал усвоил. «4» - материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока. «3» - работал не активно, материал усвоил частично. | Заполняют листы самооценки. | | | | | Определять степень успешности работы на уроке. |
8 | Итоги урока. Рефлексия | Подводит итоги урока. Приём «Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. | Размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы. | | | Уметь давать нравственно-этическую оценку содержанию урока. | Уметь делать выводы, формулировать собственное мнение. | Развивать саморегуляцию эмоциональных и функциональ- ных состояний. |
9 | Информация о домашнем задании | Предлагает записать домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению: - пересказ одного предания на выбор; - прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович», провести письменную характеристику одного из героев былины. | Воспринимают информацию, фиксируют её в дневник, слушают учителя, задают вопросы на уточнение. | | Понимать задание, определять степень трудности задания для себя. | Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности. | Выделять существенную информацию из слов учителя. | Развивать регуляции учебной деятельности. |