kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технолгическая карта урока по литературе по произведению Виктории Токаревой "Алик и Адик".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Разработчики урока:

Андреева Ксения Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» г. Северодвинска

Ипатова Любовь Антоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 59» г. Архангельска

Малахова Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ровдинская СШ» (Шенкурский район)

Проскурякова Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 59» г. Архангельска


Методическая разработка урока внеклассного чтения для 8 класса по рассказу В. Токаревой «Алик и Адик»


Тема: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу» (по рассказу В. Токаревой «Алик и Адик»)


Цель: создать условия для формирования у обучающихся личностного отношения к проблеме равнодушия к «братьям нашим меньшим» на основе анализа рассказа современного писателя В. Токаревой «Алик и Адик»


Задачи:

- познакомить обучающихся с рассказом В. Токаревой «Алик и Адик» и понять авторский замысел произведения;

- вызвать эмоциональный отклик в душах детей;

- способствовать формированию осознанного бережного отношения к миру природы.


Предполагаемый результат урока: синквейн, отражающий личностное отношение к проблеме равнодушного отношения к природе


Оснащение: презентация о жизни и творчестве автора, текст рассказа В. Токаревой «Алик и Адик», таблица


Предварительная подготовка обучающихся: для всего класса – чтение текста рассказа обучающимися дома; индивидуальное задание – инсценирование эпизода; сообщение о жизни и творчестве В. Токаревой; выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Содержание урока


Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Примечания


1

Организационный момент. Слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Оглянитесь вокруг, посмотрите, как красива наша земля, как привлекательна и необычна наша планета. А такой делают нашу планету ваши добрые улыбки, прекрасное настроение и желание многого добиться в жизни. Все зависит только от вас. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.



2

Целеполагание (размышления над темой урока, в формулировке которой «спрятана» проблема)

Прочитайте цитаты на доске и выберите из них ту, которая наиболее полно отражает содержание и тему произведения.


Выбор цитаты, обоснование.










Тема: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу» (А. Швейцер)

Цитаты написаны на доске: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А. Сент-Экзюпери); «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу» (А. Швейцер);

«В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой» (Р. Амундсен)

Найдите ключевое слово в высказывании А. Швейцера и объясните лексическое значение данного слова.

Определение ключевого слова «душа» и размышления о его лексическом значении.


Как связано слово «душа» с героями рассказа «Алик и Адик»?

Обсуждение, вывод: «Все живые существа имеют душу»


3

Осмысление прочитанного (работа с текстом)

Перед анализом текста обратимся к биографии автора.

Презентация обучающегося о жизни и творчестве В. Токаревой.




Какие эмоции вызывало у вас прочтение рассказа?

Обсуждение.





Обратимся к произведению. На какие части вы можете разделить весь текст? Кто является главным героем каждой части?


Какие изобразительно-выразительные средства (ИВС) помогают понять чувства Алика в неволе и на свободе? А Адика? Обратимся к таблице. Поработайте с текстом самостоятельно и заполните пустые строки.


Какое ИВС лежит в основе построения данной таблицы?


Встречается ли еще в данном тексте такая фигура речи, как антитеза? Где?


Сравните отношение бабушки и внучки к крокодилам. Найдите цитаты.





Обсуждение. Две части – об Алике и Адике.






Заполнение таблицы. Обсуждение.


Вывод о том, что любое живое существо счастливо только на свободе, а не в неволе.






Вывод: Антитеза.



Антитеза проявляется в противопоставлении старшего и младшего поколения.


Обсуждение. Бабушка испытывает сострадание («Мне захотелось посмотреть на крокодила», «Крокодил - старик»), внучка – праздное любопытство и равнодушие («стала дергать за руку», «показать себя в новом пальто»)

Примерный вариант таблицы в Приложении №1.



На каких зверей в зоопарке девочка хочет посмотреть? Почему она выбирает их? Поддерживает ли выбор внучки бабушка?

Внучка выбирает обезьян – веселых и беззаботных («Идем к обезьянам», - потребовала внучка), а бабушка считает, что обезьяны - «Шарж на человека. Подчеркивают все отвратительное в человеке».




Какие примеры отвратительного поведения людей по отношению к крокодилу Адику вы можете привести? Заслуживает ли животное такого обращения?

«Подвыпившие посетители кидали пустые бутылки»; отношение к крокодилу как к врагу из-за его полного имени «Адольф».




Посмотрим на взаимоотношения животных в рассказе. Напоминают ли они взаимоотношения людей?





Творческий вопрос (прогноз):

Что вы посоветуете Даше, чтобы ее душа осталась чистой, доброй, отзывчивой?


Так отвечает на этот вопрос русский поэт Н. Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться»

Инсценировка эпизода из текста «Мы перешли к птицам…»

Вывод: В поведении людей и животных много общего, т.к. «Люди – ведь это тоже животный мир», «Все как у людей».




Обсуждение.





Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Приложение №2. Текст для инсценировки













Приложение №3. Текст стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

4

Рефлексия

Вспомните, какие вопросы мы обсуждали в течение урока. Какие выводы вы сделали для себя? Оформить ваши мысли поможет синквейн.

Составление синквейна. Чтение синквейнов желающими.

Приложение №4. Структура синквейна




5

Домашнее задание

Напишите письмо-пожелание девочке Даше (7-10 предложений).





























Приложения к уроку

Приложение 1.

Алик



Неволя

Свобода

Эпитеты

Тусклые глаза

Счастливое лицо, живая душа

Метафоры

Чучело, муляж (крокодил)

Счастливое лицо (крокодила), сияние счастья

Олицетворения

Хвост замер

Глаза горели

Сравнения

Зубы, как ножи-заточки


Глаза горели, как два изумруда

Задвигался, как в ансамбле «Березка»









































Приложение №2


Эпизод для инсценировки


Мы перешли к птицам. 
В клетке сидела пара попугаев, обнявшись крыльями. Они не расставались. 
Молодой парень, работник зоопарка, сыпал им корм. 
– Они так и будут сидеть? – спросила я. 
– У них любовь, – объяснил парень. – Это его вторая жена. 
– А первая где? 
– Он ее заклевал. 
– До смерти? – испугалась я. 
– Нет. Но пришлось их развести по разным клеткам. Они не могли ужиться. 
– Почему? 
– Лола была скромная, безответная. Она его раздражала. Ему хотелось втереть ее пяткой в землю. А эта, вторая, ни с кем не считается, дерется, вопит, законченная оторва. Он ее обожает. 
– Все как у людей, – заметила я. 
– Ну конечно. Люди – ведь это тоже животный мир.




































Приложение №3


Николай Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»


Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!


Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!


Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.


А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!






















Приложение №4


Структура синквейна



1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.


2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.


3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.


4 строка – фраза, несущая определенный смысл.


5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Пример синквейна по произведению:


Душа

Чистая, открытая

Любить, заботиться, сочувствовать

Берегите природу!

Я готов!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока

Автор: Ипатова Любовь Антоновна

Дата: 23.10.2019

Номер свидетельства: 523898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока по биологии на тему «Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-na-tiemu-rol-mutatsii-v-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "191318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427293183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Технологическая карта урока как современная форма планирования учебного сотрудничества на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441023920"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapofizichieskoikulturie2klass"
    ["file_id"] => string(6) "318884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460691090"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства