Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»
Разработчики урока:
Андреева Ксения Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» г. Северодвинска
Ипатова Любовь Антоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 59» г. Архангельска
Малахова Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ровдинская СШ» (Шенкурский район)
Проскурякова Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 59» г. Архангельска
Методическая разработка урока внеклассного чтения для 8 класса по рассказу В. Токаревой «Алик и Адик»
Тема: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу» (по рассказу В. Токаревой «Алик и Адик»)
Цель: создать условия для формирования у обучающихся личностного отношения к проблеме равнодушия к «братьям нашим меньшим» на основе анализа рассказа современного писателя В. Токаревой «Алик и Адик»
Задачи:
- познакомить обучающихся с рассказом В. Токаревой «Алик и Адик» и понять авторский замысел произведения;
- вызвать эмоциональный отклик в душах детей;
- способствовать формированию осознанного бережного отношения к миру природы.
Предполагаемый результат урока: синквейн, отражающий личностное отношение к проблеме равнодушного отношения к природе
Оснащение: презентация о жизни и творчестве автора, текст рассказа В. Токаревой «Алик и Адик», таблица
Предварительная подготовка обучающихся: для всего класса – чтение текста рассказа обучающимися дома; индивидуальное задание – инсценирование эпизода; сообщение о жизни и творчестве В. Токаревой; выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Содержание урока
№
Этап учебного занятия
Содержательная деятельность педагога
Содержательная деятельность обучающихся
Примечания
1
Организационный момент. Слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Оглянитесь вокруг, посмотрите, как красива наша земля, как привлекательна и необычна наша планета. А такой делают нашу планету ваши добрые улыбки, прекрасное настроение и желание многого добиться в жизни. Все зависит только от вас. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.
2
Целеполагание (размышления над темой урока, в формулировке которой «спрятана» проблема)
Прочитайте цитаты на доске и выберите из них ту, которая наиболее полно отражает содержание и тему произведения.
Выбор цитаты, обоснование.
Тема: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу» (А. Швейцер)
Цитаты написаны на доске: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А. Сент-Экзюпери); «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу» (А. Швейцер);
«В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой» (Р. Амундсен)
Найдите ключевое слово в высказывании А. Швейцера и объясните лексическое значение данного слова.
Определение ключевого слова «душа» и размышления о его лексическом значении.
Как связано слово «душа» с героями рассказа «Алик и Адик»?
Обсуждение, вывод: «Все живые существа имеют душу»
3
Осмысление прочитанного (работа с текстом)
Перед анализом текста обратимся к биографии автора.
Презентация обучающегося о жизни и творчестве В. Токаревой.
Какие эмоции вызывало у вас прочтение рассказа?
Обсуждение.
Обратимся к произведению. На какие части вы можете разделить весь текст? Кто является главным героем каждой части?
Какие изобразительно-выразительные средства (ИВС) помогают понять чувства Алика в неволе и на свободе? А Адика? Обратимся к таблице. Поработайте с текстом самостоятельно и заполните пустые строки.
Какое ИВС лежит в основе построения данной таблицы?
Встречается ли еще в данном тексте такая фигура речи, как антитеза? Где?
Сравните отношение бабушки и внучки к крокодилам. Найдите цитаты.
Обсуждение. Две части – об Алике и Адике.
Заполнение таблицы. Обсуждение.
Вывод о том, что любое живое существо счастливо только на свободе, а не в неволе.
Вывод: Антитеза.
Антитеза проявляется в противопоставлении старшего и младшего поколения.
Обсуждение. Бабушка испытывает сострадание («Мне захотелось посмотреть на крокодила», «Крокодил - старик»), внучка – праздное любопытство и равнодушие («стала дергать за руку», «показать себя в новом пальто»)
Примерный вариант таблицы в Приложении №1.
На каких зверей в зоопарке девочка хочет посмотреть? Почему она выбирает их? Поддерживает ли выбор внучки бабушка?
Внучка выбирает обезьян – веселых и беззаботных («Идем к обезьянам», - потребовала внучка), а бабушка считает, что обезьяны - «Шарж на человека. Подчеркивают все отвратительное в человеке».
Какие примеры отвратительного поведения людей по отношению к крокодилу Адику вы можете привести? Заслуживает ли животное такого обращения?
«Подвыпившие посетители кидали пустые бутылки»; отношение к крокодилу как к врагу из-за его полного имени «Адольф».
Посмотрим на взаимоотношения животных в рассказе. Напоминают ли они взаимоотношения людей?
Творческий вопрос (прогноз):
Что вы посоветуете Даше, чтобы ее душа осталась чистой, доброй, отзывчивой?
Так отвечает на этот вопрос русский поэт Н. Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться»
Инсценировка эпизода из текста «Мы перешли к птицам…»
Вывод: В поведении людей и животных много общего, т.к. «Люди – ведь это тоже животный мир», «Все как у людей».
Обсуждение.
Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Приложение №2. Текст для инсценировки
Приложение №3. Текст стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
4
Рефлексия
Вспомните, какие вопросы мы обсуждали в течение урока. Какие выводы вы сделали для себя? Оформить ваши мысли поможет синквейн.
Мы перешли к птицам. В клетке сидела пара попугаев, обнявшись крыльями. Они не расставались. Молодой парень, работник зоопарка, сыпал им корм. – Они так и будут сидеть? – спросила я. – У них любовь, – объяснил парень. – Это его вторая жена. – А первая где? – Он ее заклевал. – До смерти? – испугалась я. – Нет. Но пришлось их развести по разным клеткам. Они не могли ужиться. – Почему? – Лола была скромная, безответная. Она его раздражала. Ему хотелось втереть ее пяткой в землю. А эта, вторая, ни с кем не считается, дерется, вопит, законченная оторва. Он ее обожает. – Все как у людей, – заметила я. – Ну конечно. Люди – ведь это тоже животный мир.
Приложение №3
Николай Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Приложение №4
Структура синквейна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).