Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.
Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.
Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок-практикум
Предварительная подготовка к уроку: на предыдущем уроке по этому произведению обучающиеся познакомились с краткой биографией А. Погорельского, вспомнили отличия литературной сказки от фольклорной, прочитали и проанализировали начало сказки. Домашнее задание – дочитать сказку до конца.
Ребята, предлагаю начать сегодняшний урок с повторения текста сказки. Предлагаю разгадать кроссворд. В нем есть ключевое слово, которое поможет нам определить тему нашего урока.
Деятельность учащихся:
Разгадывают кроссворд. Ключевое слово – нравственность.
Выход на тему и цели урока:
Учитель: А как вы думаете, что означает слово «нравственность?» (это способность человека поступать правильно и по совести).
А кто-нибудь из героев сказки совершал нравственные поступки?
А всегда ли он поступал по совести?
Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Тема урока: «Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Цели урока:
1. Рассмотреть нравственные и безнравственные поступки главного героя сказки;
2. Сформировать личные нравственные качества через анализ поступков главного героя сказки.
3. Стадия осмысления.
Деятельность учителя:
Вам сегодня предстоит работа в группах. Давайте вспомним основные правила групповой работы (уметь слушать, не выкрикивать и уважать друг друга).
А давайте вспомним, какими чертами характера обладал наш главный герой?
А как его имя? (Алёша)
Никто не задумывался, почему Погорельский назвал своего героя именно Алексеем? Тогда давайте послушаем небольшое сообщение о значении имени Алексей.
Деятельность учащихся:
Слушают сообщение Фертюк Александры о значении имени. Алексей-защитник.
Деятельность учителя:
В какой момент Алёша проявил качества защитника?
Деятельность учащихся:
В тот момент, когда спас Чернушку от смерти.
Деятельность учителя:
Какой нравственный урок мы можем усвоить исходя из этой ситуации?
Деятельность учащихся:
Нужно уметь сопереживать и помогать тем, кто нуждается в помощи.
Деятельность учителя:
Теперь вам предстоит поработать в группах и выполнить задания, которые помогут нам усвоить остальные нравственные уроки сказки. У каждой группы на столах есть задание. Вам дается 5 минут на его выполнение, затем переходим к обсуждению и делимся полученными результатами.
Работа в группах (приложение 1)
После обсуждения групповой работы обучающиеся вспоминают о качествах характера героя, которые проявляются в ситуации, описанной в их задании. В зависимости от плюсов и минусов характера героя, обучающиеся выходят и кладут на чаши весов белые и черные бусинки. Это делается для того, чтобы в итоге сделать вывод об изменениях в поведении главного героя.
Деятельность учителя:
Отличная работа. Таким образом, мы с вами усвоили, как минимум пять нравственных уроков. А теперь давайте попробуем сделать один большой вывод о проделанной работе. А сделаем мы его благодаря прочитанной нами сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
4. Стадия рефлексии: синквейн «Черная курица, или Подземные жители»