Сегодня на уроке мы вспомним, что такое стихотворения в прозе. Отгадайте загадку, в которой заключена тема нашего урока: Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. -Кто это? Тема урока « Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей». Что вы можете сказать об этом авторе? Что знаете о нем? - Давайте вспомним, что отличает прозу от поэзии. Для этого используем прием «Фишбоун» ( у каждой группы на столах) (Приложение 1) Голова: вопрос темы, верхние косточки: основные понятия темы, нижние косточки: суть понятия, хвост: ответ на вопрос Подберем термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика (выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой (близок к автору), жанры лирики (стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы (ритм, размер, рифма) Записываем в “фишбоун”.
Поэзия | | Проза | + | Рифма | - | + | Ритм | - | + | Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) | - | Чаще небольшой | Объем | Больше, чем стихи | Строфы | Способ размещения на листе | Сплошной текст | Передать чувства, эмоции, впечатления, переживания автора. Сюжетная линия как таковая отсутствует | Цель | Передать сюжет, вызвать представления (пересказ романа возможен, стих-я – нет) |
| Отгадывают загадку Вспоминают все, что знают о Тургеневе. Выявляют отличие прозы от поэзии. Записывают свои мысли в ФИШБОУН» в ответ на вопрос: что такое стихотворение в прозе? Озвучивают ( 5 мин. ) | личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на положительное отношение к школе и учебной деятельности. познавательные УУД: осознают учебно – познавательную задачу Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения. Определение границ знания и незнания. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие. |
Знакомство с содержанием рассказа «Воробей» ( прием «Чтение с остановками» и заполнение «Дерева предсказаний», групповая работа- 4 группы) (Приложение 2) - Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках Чтение 1 части текста. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,... Первая остановка – Предположите, что было дальше? На листочках напишите ваши предположения и приклейте их к Дереву предсказаний – Хотите узнать, что было дальше? Чтение 2 части текста «..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда...» Вторая остановка. - Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения Чтение 3 части текста. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Первичное восприятие. – Ожидали ли такую развязку? – Что чувствовали, когда слушали?
– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками. – Какой он наш герой? – Что мы узнали из текста о воробье? - Назовите других героев произведения. - Исследовательская работа с текстом "Воробей" Формирование собственной позиции - Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора ( по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои? Составление «КЛАСТЕРА». Что такое кластер ( на экране) 3 мин. 1 группа Собака Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась. Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес. 2 группа Молодой воробей С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки. 3 группа Старый черногрудый воробей Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. 4 группа – автор Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает - Озвучивание кластеров Подведение итога. Почему автор назвал воробья «героической птицей»? -Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»? - Что заставило воробья жертвовать собой? - О чем рассказ Ивана Тургенева? - Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор? - О какой любви здесь идет речь? - Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения? - Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения. - Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?
- К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя? - Значит, это …
- | Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Слушают
Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают Слушают
Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают Слушают.
Ожидали - не ожидали. Испуг, страх, восхищение, удивление...
Высказывают свои мнения. Называют героев стихотворения
Работают с текстом, составляют КЛАСТЕР Выписывают ключевые слова, сочетания слов, характеризующие героев стихотворения
1 группа Собака 2 группа Молодой воробей 3 группа Старый черногрудый воробей 4 группа Автор
Высказывания детей.
Он совершил героический поступок – защитил своего птенца. Он совершил поступок самопожертвования. О самопожертвовании, любви О родительской, материнской. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
Чувства. К жанру стихотворения. - Это стихотворение в прозе,т.к. герою этого произведения столько пришлось пережить чувств и вместе с ним нам всем. - Это произведение задевает все наши добрые чувства, как любое стихотворение или любое другое лирическое произведение. - За такой короткий срок пришлось пережить так много и автору, и главному герою, и нам всем вместе с ними. | Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений. Личностные: смыслообразование Познавательные: осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Предметные: анализировать и истолковывать произведение Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Личностные: развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
А сейчас ребята я предлагаю вам составить «СИНКВЕЙН» к слову ЛЮБОВЬ. (Приложение 3) СИНКВЕЙН – это пятистишие. Эту работу вы выполните самостоятельно ( лист урока). Алгоритм написания синквейна на слайде. Кто выполнит работу и пожелает зачитать свой синквейн поднимите вверх руку.
Прием «Плюс – минус - интересно» ( если будет время)(Приложение 3) Я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
| Создают 2-3 мин синквейн по плану: Слово – тема. Два прилагательных по теме. Три-четыре глагола по теме. Предложение с использованием слов текста или близких по теме. Слово, отражающее основную мысль текста Озвучивание синквейнов ( по желанию 1-2 учащихся) Заполняют таблицу | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Предметные: создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах. Регулятивные: самооценка |