|  Сегодня на уроке мы вспомним, что такое стихотворения в прозе.    Отгадайте загадку, в которой заключена тема нашего урока: Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. -Кто это?  Тема урока « Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».    Что вы можете сказать об этом авторе? Что знаете о нем?       - Давайте вспомним, что отличает прозу от поэзии. Для этого используем прием «Фишбоун» ( у каждой группы на столах) (Приложение 1) Голова: вопрос темы, верхние косточки: основные понятия темы, нижние косточки: суть понятия, хвост: ответ на вопрос Подберем термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика (выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой (близок к автору), жанры лирики (стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы (ритм, размер, рифма) Записываем в “фишбоун”. 
 
      |  Поэзия |    |  Проза |   |  + |  Рифма |  - |   |  + |  Ритм |  - |   |  + |  Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) |  - |   |  Чаще небольшой |  Объем |  Больше, чем стихи |   |  Строфы |  Способ размещения на листе |  Сплошной текст |   |  Передать чувства, эмоции, впечатления, переживания автора. Сюжетная линия как таковая отсутствует |  Цель |  Передать сюжет, вызвать представления (пересказ романа возможен, стих-я – нет) |   
 
    
 |  
  
  
  Отгадывают загадку  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Вспоминают все, что знают о Тургеневе.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Выявляют отличие прозы от поэзии.    
  Записывают свои мысли в  ФИШБОУН»  в ответ на вопрос: что такое стихотворение в прозе?  Озвучивают    ( 5 мин. )  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 |  
  личностные УУД:  формирование внутренней позиции школьника на    положительное отношение к школе и учебной деятельности.  познавательные УУД:  осознают учебно – познавательную задачу  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения.  
  
  Определение границ знания и незнания.  Познавательные:    
  анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
  |  Знакомство с содержанием рассказа «Воробей» ( прием «Чтение с остановками» и заполнение «Дерева предсказаний», групповая работа- 4 группы) (Приложение 2)  - Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках  Чтение 1 части текста.  «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,...  Первая остановка  – Предположите, что было дальше? На листочках напишите ваши предположения и приклейте их к Дереву предсказаний    – Хотите узнать, что было дальше?  Чтение 2 части текста  «..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда...»    Вторая остановка.  - Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения  Чтение 3 части текста.  Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.    Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.    Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.    Первичное восприятие.  – Ожидали ли такую развязку?  – Что чувствовали, когда слушали?  
 
  
 
  – Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.  – Какой он наш герой?  – Что мы узнали из текста о воробье?    - Назовите других героев произведения.    - Исследовательская работа с текстом "Воробей"  Формирование собственной позиции  - Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора ( по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои?    Составление «КЛАСТЕРА». Что такое кластер ( на экране) 3 мин.  1 группа Собака   Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.  Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.  2 группа Молодой воробей  С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.  3 группа  Старый черногрудый воробей  Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.  4 группа – автор  Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает  - Озвучивание кластеров  Подведение итога.  Почему автор назвал воробья «героической птицей»?  -Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»?    - Что заставило воробья жертвовать собой?  
  
  
  - О чем рассказ Ивана Тургенева?  - Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?  
  - О какой любви здесь идет речь?    
  - Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения?    - Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения.  
  - Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?    
 
  - К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?    - Значит, это …    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
    
 
  -    
  
  
  
  
  
 |  
  
  
  Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний.  
  
  Слушают  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  
 
  Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают  
  Слушают  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают  
  Слушают.  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Ожидали - не ожидали.  Испуг, страх, восхищение, удивление...  
 
  
 
  
 
  
 
  Высказывают свои мнения. Называют героев стихотворения  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Работают с текстом, составляют КЛАСТЕР  Выписывают ключевые слова, сочетания слов, характеризующие героев стихотворения  
 
  1 группа Собака  2 группа Молодой воробей  3 группа Старый черногрудый воробей  4 группа Автор  
 
  
 
  
 
  
 
  Высказывания детей.  
 
  
 
  Он совершил героический поступок – защитил своего птенца. Он совершил поступок самопожертвования.  О самопожертвовании, любви    О родительской, материнской.  «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»  
 
  Чувства.  К жанру стихотворения.  - Это стихотворение в прозе,т.к. герою этого произведения столько пришлось пережить чувств и вместе с ним нам всем.    - Это произведение задевает все наши добрые чувства, как любое стихотворение или любое другое лирическое произведение.    - За такой короткий срок пришлось пережить так много и автору, и главному герою, и нам всем вместе с ними. |  
  
  Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра  
  
  
  
  
  
  Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений.    
  Личностные: смыслообразование    
  Познавательные: осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Предметные: анализировать и истолковывать произведение    Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.  Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста. перерабатывать  и    преобразовывать  информацию из одной формы в другую    
  Личностные:  развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
  |  
  А сейчас ребята я предлагаю вам составить «СИНКВЕЙН» к слову ЛЮБОВЬ. (Приложение 3)  СИНКВЕЙН – это пятистишие. Эту работу вы выполните самостоятельно ( лист урока). Алгоритм написания синквейна на слайде. Кто выполнит работу и пожелает зачитать свой синквейн поднимите вверх руку.    
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Прием «Плюс – минус - интересно» ( если будет время)(Приложение 3)  Я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.    
 
 |  Создают 2-3 мин синквейн по плану:   Слово – тема. Два прилагательных по теме. Три-четыре глагола по теме. Предложение с использованием слов текста или близких по теме. Слово, отражающее основную мысль текста    Озвучивание синквейнов ( по желанию 1-2 учащихся)    
  
  
  
  Заполняют таблицу |  
  Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию  
  
  Предметные: создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Регулятивные: самооценка  
  
 |