kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворения отечественных поэтов 19-20 веков о родной природе и связи человека с Родиной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения отечественных поэтов 19-20 веков о родной природе и связи человека с Родиной»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Каверзина Наталья Михайловна

Место работы

МОУ Абагайтуйская сош №7

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)


Тема урока

Образ березы в стихотворении С. Есенина «Береза».


Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок систематизации знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные : формирование  чувства гордости за свою Родину;

- воспитание любви к родному краю, чувство патриотизма

развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;




Метапредметные : -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

- строить рассуждения;

- обобщать, делать выводы.



Предметные:

- познакомиться со  стихотворением Сергея Есенина;

-уметь формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта);

-закрепить понятия «эпитет», « сравнение», « олицетворение», учить находить их в тексте произведения;

-учить передавать свои чувства через выразительное чтение.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): берёза,автор,цвет,белая, средства выразительности.

  • Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Презентация.Мультимедийный проектор, доска.Учебник.Текст.Карточки для индивидуальной и групповой работы.

Тетрадь.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

-Здравствуйте,дети! На улице зима, мороз.А мороз может влиять на настроение? А как он может повлиять?Давайте поднимем смайлики, посмотрим,не повлиял мороз на ваше настроение. Спасибо! Не у всех сегодня хорошее настроение.Может быть работа на уроке вам поможет?

Обратите внимание на фото.Какие чувства и эмоции может вызвать зима?

А какое дерево так украсила зима? Да, это берёза,которую называют символом России.Прочитаем строки из стихотворений Сергея Есенина:

  1. И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

2.Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

3.Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней...

4.В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Учитель:Почему поэт обращается именно к этому дереву? (Берёза-самое любимое дерево у русского народа)


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Учитель: И Сергей Есенин- один из любимых русских поэтов.Посмотрите на портрет поэта.  Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный.

Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза.

Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.



А среди каких деревьев изображён поэт? Сформулируем тему урока: Образ березы в стихотворении С. Есенина

«Береза».


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Поставим цель:Познакомиться  с произведением С. Есенина « Береза»

Выполнить  анализ стихотворения.




БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Прочитайте стихотворение С.Есенина «Берёза» самостоятельно про себя. А теперь послушайте меня.Теперь читаем выразительно все вместе.

Анализ текста:

Вопросы

-Какое первое впечатление от стихотворения?

-Лёгкое, музыкальное.

-А что очень важное несёт оно? Что скрывается за простотой? Будем разбираться.

-Почему берёза белая?

-что значит строчка «Под моим окном»?(Рядом с человеком. Человек видит красоту)

-Какие средства выразительности использует автор, говоря о берёзе « принакрылась», «точно серебром» (Берёза предстаёт живой.Она как человек хочет быть красивой)

Самостоятельная работа: Выберите из второй строфы непонятные слова. Обратитесь к словарю,выпишите значения этих слов

Словарная работа:  кисть – пучок нитей для украшения, кайма – украшение по краю ткани, бахрома – ряд свисающих нитей.

-Читаем ещё раз вторую строфу: на что похожа эта картина?(На чудо, на сказку)? -

-Чему противостоит красота берёзы? С чем она борется?(с морозом ,холодом).

-Что ещё делает красивее берёзу? (Заря)

-Кем она является для берёзы?(матерью, потому что «обсыпает ветки новым серебром»,заботится)

-Услышали ли вы голос поэта?( Снежностью и любовью пишет С.Есенин о природе,о красоте берёзы.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Работа в группе: Что нового может открыть читатель во второй строфе? Обратите внимание на цвет.Нарисуйте на белом листе рисунок.Какие краски вы будете использовать? Что у вас получилось? Проверка.

Пушистые ветки.

Снежная кайма.

Белая бахрома.

Вывод:поэт рисует белой краской по белому.значит С.Есенин-поэт-живописец.Он рисует словами.





БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Учитель: какое же определение является ключевым в стихотворении?

-Белая.

-Какие образы вызывает в памяти определение «белая»?

-Белый свадебный наряд,белый свет,белая Русь, белая церковь,белый ангел,белые одежды святых.

-Какие ощущения вызывает белый цвет берёзы?

-Вывод:Образ белой берёзы вызывает ощущение чистоты, святости.






Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

А как же ещё можно показать красоту берёзы?

-С помощью рисунка, картины.

Перед нами картина И. Грабаря Февральская лазурь».  Как художник передал настроение зимнего леса?(морозное, солнечное утро, небо, березы, снег – все так и дышит свежестью. Такое ощущение, что сам присутствуешь в этой березовой роще. Удивительный пейзаж!)

-Картина И.Грабаря созвучна стихам С.Есенина?


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

- Каким настроением проникнуто стихотворение С. А. Есенина «Берёза»?

В стихотворении Сергея Есенина «Берёза» главным поэтическим образом является Берёза. Также в произведение присутствует игра цветами: «белой бахромой», «в золотом огне», «белая берёза» - которая показывает внутренне состояние человека. Автор, воспевая образ берёзы, раскрывает характер лирического героя.

- Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении «Берёза» (цифры укажите в порядке возрастания).

 1)  олицетворение

2)    сравнение

3)  эпитет

4)  метафора

5) фразеологизм

6)гипербола






Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание: ( работа в паре)

-Определить тему текста стихотворения С.Есенина «Берёза»

-Определить главную мысль стихотворения С.Есенина.

-Определи значение слова « принакрылась».

-Определи средство выразительности «точно серебром».


Проверка.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

понятия

эпитеты

итог

берёза



ветки



бахрома



тишина



заря



кайма



огонь



снег






Самостоятельная работа : Заполните таблицу, используя текст Стихотворения С.Есенина. Взаимопроверка


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

А теперь покажите рисунки, которые вы нарисовали дома. Посмотрите, на ваших рисунках берёза помещена.в центре.Почему? Что очень важное хотел сказать нам поэт о берёзе?

(Берёза-самое прекрасное русское дерево. Она находится в центре всего мира).

Учитель: Да, именно в центре мира это древо. А древо -это жизнь.В своём раннем произведении Есенин раскрылся как великий художник слова.


Письменная работа: Напишите: какой вы увидели берёзу в стихотворении Сергея Есенина.

Зачитать ответы.



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия


Подведём итог: составим синквейн:

1.Берёза

2.Белая

3.Принакрылась,стоит,

4 Берёза дарит красоту миру.

5.Дерево.( Символ Родины)

Вам понравилось работать? А какое сейчас у вас настроение? Растопили мороз? Покажите. А что помогло вам изменить настроение?

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам




Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


  1. Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Берёза».

  2. Написать мини-сочинение , четверостишие «Берёза-русская красавица» (на выбор)





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каверзина Наталья Михайловна

Дата: 23.11.2023

Номер свидетельства: 640461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Мустай Карим - писатель, прозаик и драматург "
    ["seo_title"] => string(42) "mustai-karim-pisatiel-prozaik-i-dramaturgh"
    ["file_id"] => string(6) "197649"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428268773"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Доклад на конференцию " Донбасс литературный""
    ["seo_title"] => string(47) "doklad-na-konfierientsiiu-donbass-litieraturnyi"
    ["file_id"] => string(6) "300664"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456767344"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-krupnieishiie-muziei-izobrazitiel-nogho-iskusstva-i-ikh-rol-v-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "240917"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445156394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства