Предметные: ознакомление со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»; овладение навыками анализа текста·
Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Личностные :формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста
Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор, портрет В. А. Жуковского, П.И.Чайковского, иллюстрации к сказке «Мертвая царевна»,тесты по произведению, музыкальный центр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Тема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна». Тема добра и зла.
2.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.
3.Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен знакомству с творчеством В.А.Жуковского и его волшебной сказкой «Спящая царевна», построен как урок - исследование, урок-беседа.
4.Предмет: литература.
5.Класс: учащиеся 5 класса, владеющие навыками работы в малых группах.
6.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.
7.Технология:Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.
На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.
8. Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении литературных сказок по программе В.Я.Коровиной
Развиваемые компетенции:
- Ценностно-смысловая( способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)
-Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)
-учебно-познавательная(добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание ,анализ)
-Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)
-Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)
Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала
Познавательные - самостоятельный поиск информации
Общеучебные - самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста
Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли
Цели урока:
Предметные: ознакомление со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»; овладение навыками анализа текста·
Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Личностные :формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста
Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор, портрет В. А. Жуковского, П.И.Чайковского, иллюстрации к сказке «Мертвая царевна»,тесты по произведению, музыкальный центр.
План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Сквозной элемент урока
Индивидуальная работа, парная, коллективная
регулятивные: саморегуляция
Артикуляционная гимнастика.
Работа над скороговорками.
Подготовка речевого аппарата к говорению
2.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание
. Проблемный вопрос:
Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?
-Дайте лексическое значение слова «пруд»
-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд.
Виртуальная экскурсия.
Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока.
Анализ, сопоставление.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах.
Что такое барельеф?
Целеполагание.
Сформулируйте тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1.Выборочная проверка домашнего задания
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”
Беседа по статье.
-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?
-Какие события предшествовали этому?
- Как он получил образование?
-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?
-Что такое басня? (Тема прошлого урока)
Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.»
2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.
3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.
(1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).