kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение "Поздняя осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по литературе в 4 классе по теме "поздняя осень". Данный урок прививает детям чувство прекрасного, учит наблюдать за природой, ухаживать за ней. К уроку прилагается презентация. Она поможет детям окунутся в мир волшебной осени, вспомнить какими красками играет природа, как ведут себя животные ожидая приближения суровой зимы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение "Поздняя осень"»

Сочинение «Поздняя осень»


Подготовительная работа


Литературное чтение

Задачи: научить детей находить в литературных произведениях краски природы, звуки, чувства, которое испытывал автор при написании произведения; учить детей понимать прекрасное; направлять на высказывание своих мыслей по отношению к картинам нарисованным в произведении.


Темы: Унылая пора! А.С.Пушкин (учебник «Литературное чтение 3 класс», с.24).

Осень! Н.Рубцов (учебник «Литературное чтение 3 класс», с.25).


Унылая пора! А.С.Пушкин Осень! Н.Рубцов


Задание: Сделать сравнительный анализ двух стихотворений. В чем вы видите их различие? Чем схожи эти стихотворения? Что вы можете сказать об отношении поэтов к осени?


Познание мира


Задачи: Выявить изменения в природе с наступлением осени; развивать познавательную активность детей, умение работать с пословицами, поговорками; воспитывать любовь к природе, к бережному отношению к ней.


Темы: Явления природы (учебник «Познание мира 3 класс», с.36-37).

Осадки (учебник «Познание мира 3 класс», с.46-48).

Погода и ее прогноз (учебник «Познание мира 3 класс», с.48-50).


Задание: Подобрать пословицы, поговорки и приметы осени.


Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

Комары поздней осенью - к тёплой зиме.

Осень - погоды перемен восемь.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.

Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.


Русский язык


Цель: Предупредить ошибки в написании слов с орфограммами на непроизносимую согласную.


Тема: Непроизносимые согласные (учебник «Русский язык 3 класс», с.37-40).


Задание упр.157, с.40: Составьте и запишите три-четыре предложения, используя данные словосочетания (поздняя осень, ненастная погода, грустная картина, яростный ветер)


Вот и наступила поздняя осень. Все чаще на улице стоит ненастная погода. Сыплет нудный дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. Поздняя осень - очень грустная картина!


Русский язык


Цель: Научить находить главную мысль в предложении, интонационно показывать смысл употребляемых предложений.

Тема: Главные и второстепенные члены предложений. Различие предложений по цели высказывания, по интонации.


Задание: Прочитайте предложения как восклицательные. Что изменилось? Найдите главные члены в предложениях. Найдите эпитеты и сравнения в этом тексте.


Упал на мерзлую землю последний золоченый лист. Он съежился от дождя, скрутился от ветра. Опустели рощи и перелески, давно улетели птицы. Разогнали утренние заморозки бабочек и насекомых. Погрустнел, обеднел лес.


Последний золоченый лист; лист съежился от дождя и скрутился; опустели рощи и перелески; заморозки разогнали бабочек и насекомых; погрустнел, обеднел лес.


Экскурсия


Цель: Дать детям представление о красоте окружающего мира в его жизни, движении – смене состояний природы, времен года; показать эмоциональное восприятие природы человеком, ее воздействие на наши чувства, настроение; формировать у детей зрительную активность, способность к наблюдению и переживанию природы. Подготовить к написанию сочинения.


Тема: Увядающая красота.


Задание: Пребывая в гармонии с природой, выскажите свое отношении к увиденному. Опишите краски поздней осени, звуки, запахи…


- Посмотрите внимательно вокруг. Если бы вы были художниками, то при написании осеннего пейзажа какие краски использовали? (Желтый, красный, оранжевый – все теплые краски).

- Какие звуки можно услышать в осеннем лесу? (Звуки ветра в ветвях деревьев, треск сучьев под ногами).

- Какие запахи можно почувствовать поздней осенью? (Запах сырых листьев, сырой коры; воздух прозрачен и чист, как стекло; морозный запах стоит в лесу).


Поздняя осень в литературных произведениях


Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»


Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу…

А как быстро летело время... Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели березки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетной птицы...

Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим трепетным искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.


К.Д.Паустовский «Барсучий нос».

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули…

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды…

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен…



К.Д.Паустовский «Прощание с летом».


Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября - самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна.
      Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи…

Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах…

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:

- Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

К чаю приплелся в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.

- Вот и умылась земля, - сказал он, - снеговой водой из серебряного корыта…


Поздняя осень в стихотворениях

Осень
Белозёров Тимофей

Осень,

осень...

Солнце

В тучах отсырело -

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

В поле,

на тропинку,

Выдуло зайчонка -

Первую

Снежинку.

Осень
Булгакова Э.

Если нетy настpоенья,

Если yлица пpомокла,

Дождь pазмазывает слёзы

По асфальтy и по стёклам,

если дети на пpогyлкy

Hе высовывают носа,

Это значит - потеpяла

Разноцветный зонтик Осень.


Осень
Плещеев Алексей

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.


Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.


Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..


Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Речевая разминка (может проводиться на любом этапе урока русского языка)

Задание: Правильно построй предложение.


Я любовался красоте леса. Я любовался красотой леса.

Писатель написал природу осени. Писатель описал природу осени.

Я остановился напротив большому дубу. Я остановились напротив большого дуба.


Наступила осень. Осенью не так радостно как летом. И осенние картины не радуют глаз.


Наступила осень. В это время года не так радостно как летом. Грустные картины не радуют глаз.


Задание: Обозначь границы предложения.


Был ясный осенний день мы пришли в парк в нем было очень много деревьев березы и клены дрожали на ветру только пушистые ели и сосны стояли зеленые и нарядные им было очень тепло.


Был ясный осенний день. Мы пришли в парк. В нем было очень много деревьев. Березы и клены дрожали на ветру. Только пушистые ели и сосны стояли зеленые и нарядные. Им было очень тепло.


Лексическая подготовка

Задание: подберите синонимы:

холодный – зябкий, промозглый, леденящий…

грустная – скучная, тоскливая, хмурая…

сильный – резкий, порывистый…

подберите антонимы:

теплый – холодный

искрящийся – тусклый

пасмурный – солнечный

тихий – шумный

объясните значение слов:

жалобный – просящий

жестокий – злой

пушистый – мягкий

промозглый – очень холодный

ненастье – плохая погода


Урок


Тема: Поздняя осень.


Цель: На основе личных наблюдений учить делать выводы о сезонных изменениях в природе; учить детей вести диалог, высказываться, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, умение пользоваться выразительными средствами языка, развивать овладение художественными образами.

Задачи:

- закрепить умения строить простые предложения, объединённые одной темой;

- развивать умения последовательно излагать мысль по предложенному плану;

- совершенствовать умение правильно использовать для описания изобразительные средства языка;

- воспитывать любовь к природе.



Ход урока

  1. Организационный момент.

- Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим об осени, которая тоже как жизнь очень разная, ведь на каждом этапе она имеет свой облик, свою красоту.


  1. Введение в тему урока.



- О какой осени пойдет речь вы узнаете, разгадав кроссворд.


1. Опустели все станицы

Улетели наши ПТИЦЫ

2. В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пестрая придет –

На зубок он попадет. (ОРЕХ)

3. Вот медведь шумит опять

Он не хочет ЗИМОВАТЬ

4. На сосне веселый ДЯТЕЛ

Белке домик конопатил.

5. Пробежало лето,

Улетело счастье.

Осень наступила,

Принесла НЕНАСТЬЕ

6. Осень наступила.

Птичка улетела.

На болоте снова

ЯГОДА поспела.

6. Осенью не скучно мне,

Жжем мы листья во дворе.

Это Родина моя!

Это все моя семь – Я


П

Т

И

Ц

Ы


О

Р

Е

Х


З

И

М

О

В

А

Т

Ь

Д

Я

Т

Е

Л


Н

Е

Н

А

С

Т

Ь

Е

Я

Г

О

Д

А


Я



- Сегодня на уроке напишем сочинение «Поздняя осень


  1. Подготовка к написанию сочинения.

- Настало время начать подготовку к сочинению. Что мы уже успели собрать?

- Мы собрали языковой материал по теме, наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсию в парк, рассматривали осенние пейзажи, наблюдали за изменениями в природе.



- Поздняя осень! Что в ней хорошего? – спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся все короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время осени, то можно прийти к выводу, что в увядании природы есть своя красота.


- Обратите внимание на эпиграф к уроку:


ПРИРОДА ВСЯ ПОЛНА ПОСЛЕДНЕЙ ТЕПЛОТЫ… А.Толстой


- Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал ее в своих проявлениях. А сегодня на уроке каждый из вас в своем сочинении расскажет нам, как он чувствует пору поздней осени.

- Недавно мы с вами были на экскурсии в парке и сами как бы окунулись в мир природы.


- Приступим к составлению плана сочинения. Я напоминаю, что в плане три части: вступление, основная часть и заключение.


Примерный план.

  1. Краски увядания.

  2. Осенние чувства.

  3. Поздняя осень – ворота зимы!


- Весь класс разделим на три группы. Каждая группа будет работать по всем трем пунктам плана. Каждой группе будут представлены опорные слова для каждой части сочинения.


- В первой части сочинения будет говориться о красках поздней осени. Давайте посмотрим ролик с пейзажами.



- Как начнем сочинение? (Идет последний месяц осени – ноябрь. Поздняя осень – еще не зима! Конец осени – самое грустное время. В парке слышны тихие шаги, уходящей осени).


- Что вы чувствуете в такие ненастные дни, какое настроение вызывает у вас это время? (В такие дни становится грустно, скучно! Природа за окном навевает тоску).



- Во второй части сочинения нарисуем словесные картины, вместе опрелим, что же происходит в природе поздней осенью? Покажем увядание природы! (Наступают ненастные, серые, промозглые, холодные дни. Осенний дождь – моросящий, холодный, нудный, косой: как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая, и тогда становится скучно. Под ногами в такое время слякоть, небо свинцовое, хмурое, его заволокли тяжелые тучи, дует сильный, резкий, пронизывающий, леденящий ветер. Природа словно вся дрожит от страха, деревья корчатся от боли, рвется трава на ветру).



- Но не всегда же так грустно и скучно поздней осенью? (Все чаще по ночам в гости наведывается зима. Тогда природа, как невеста, принимает торжественный облик. Падает снег холодный, белый, мягкий, пушистый, хрустящий, колючий, тихий, робкий, новый, первый, молодой, блестящий. Лужи затягивает тонкой коркой льда. Природа успокаивается и засыпает).


- Как закончим сочинение? (Поздняя осень - ворота зимы! Торжественный и глубокий сон окутывает землю. Природа, как юная невеста, стоит в гордой тишине. Все засыпает под теплым белым одеялом).

- Коллективно выслушиваются ответы всех трех групп.


  1. Орфографическая подготовка.

Подберите проверочные слова. Вставьте пропущенные буквы.


осень – осенний грустно дождь

зима – зимний ненастье идти

уходящая – уходит солнце резкий

навевает – веет поздняя снег

холодные – холод яростный мягкий

моросящий – морозь, морозный окрестность робкий

косой – косо скучно

зарядит – ряд

ногами – ноги

тяжелые – тяжесть

леденящий – лед

дрожит – дрожь

ночам – ночь

тишине – тишь

  1. Написание сочинения


Для написания сочинения каждой группе раздаются опорные слова:


Последний месяц осени.

Поздняя осень – еще не зима!

Грустное, скучное время. Тоска.

Дни: ненастные, серые, промозглые, холодные.

Дождь – моросящий, холодный, нудный.

Слякоть, грязь.

Небо свинцовое, хмурое.

Тучи свинцовые, тяжелые.

Ветер сильный, резкий, пронизывающий, леденящий.

Природа дрожит от страха.

Деревья корчатся от боли.

Рвется трава на ветру.

Наведывается зима.

Зима, как невеста.

Первый снег.

Торжественный наряд.


- Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Расскажите о своих наблюдениях за поздней осенью в своих сочинениях.


  1. Итог урока. Рефлексия.

- Какой теме посвящено наше сочинение?

- Кто из вас написал сочинение и хочет его зачитать? (Чтение работ учащимися).

По каждой работе проводится рефлексия.

Примерный вариант сочинения.

Конец осени – самое грустное время. В парке слышны тихие шаги, уходящей осени.

Наступают ненастные, серые холодные дни. Холодный, нудный дождь идет не переставая. Под ногами в такое время слякоть. Небо свинцовое, хмурое. Его заволокли тяжелые тучи. Дует резкий пронизывающий ветер. Природа словно вся дрожит от страха. Все чаще по ночам в гости наведывается зима. Тогда природа принимает торжественный облик. Падает снег тихий, робкий. Лужи затягивает тонкой коркой льда.

Торжественный и глубокий сон окутывает землю. Все вокруг замирает. Поздняя осень открывает свои ворота зиме.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сочинение "Поздняя осень"

Автор: Пачко Людмила Геннадьевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Неделя осени в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(37) "niedielia-osieni-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "113589"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1410533198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Тема. “Жизнь зверей осенью”"
    ["seo_title"] => string(25) "tiemazhiznzvierieiosieniu"
    ["file_id"] => string(6) "317172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460293895"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Тема: Н.А.Некрасов "Славная осень""
    ["seo_title"] => string(34) "tiema_n_a_niekrasov_slavnaia_osien"
    ["file_id"] => string(6) "382147"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485019388"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация к уроку развития речи в 7 классе. Сочинение по картине И.Попова "Первый снег""
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiiakurokurazvitiiariechiv7klassiesochinieniiepokartinieipopovapiervyisniegh"
    ["file_id"] => string(6) "260259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448908214"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства